Аленький цветочек 1-2 ч

1.

Внук вырос. Третьеклассник! Его гимназия находится рядом с моим домом, поэтому после школы он заглядывает ко мне:

– Бабушка, можно я у тебя посплю?

Маленький труженик встаёт рано и погружается в насыщенный делами день: уроки, кружки, спорт, дорога туда-обратно. Наше золотце устаёт, нужен отдых. А раньше было не уложить, приходилось хитрить.

– Кто первый уснёт, тот получит… – дальше тему развивал внук.

– Сегодня не спим, просто полежим. Пусть отдохнут наши позвоночники, а мы пообщаемся. Расскажу тебе сказку о похождениях малыша Дракоши. – Драконы – это беспроигрышный вариант.

Иногда Ярик заказывал колыбельную – «ту, что твоя мама пела моей маме». И сам заводил: «Люлi, люлi, люлi, прыляцелi гулi…»

Случалось, вместо Дракоши благосклонно принималась волшебная сказка из книги. Однажды задала внуку вопрос:

– Ярик, а ты знаешь, почему сказки называются волшебными?

– Конечно, знаю. Потому что там случается то, чего не бывает в жизни. Кощея же нет, и Бабы-Яги нет, даже Морозко не существует. Все они придуманные. Разве можно сделать человека крошечным и носить его в кармане? А в сказке его можно превратить во что хочешь, даже в мышь. Это называется волшебством. Добрая фея превратила Золушку в принцессу, тыкву – в карету, а мышей – в лошадей. И выдала её замуж за принца!

– В сказках добро всегда побеждает зло. У Золушки много хороших качеств, за что она и вознаграждена. Можешь перечислить эти качества?

– Добрая, трудолюбивая, послушная…

– … выносливая, ведь она перегружена работой, а сёстры ей не помогают, тем не менее она справляется с хозяйством. На лентяек не обижается, наоборот, старается им помочь. Правильно ты сказал, Золушка – сама доброта. Заметь, главные герои волшебных сказок – добрые юноши и девушки, они уже заслуживают кусочек счастья, а им даются трудные испытания. Почему?

– Чтобы они ничего не боялись и побеждали зло.

– …и через труд становились сильнее и мужественнее. Сами по себе наши качества не растут. Понимаешь, о чём я?

– Да. Мы учимся в школе и с каждым годом становимся умнее.

– Правильное сравнение, – «училка» во мне довольна. – Ярик, ты назвал два признака волшебной сказки: превращения и вымышленные персонажи. Что ещё? Есть ли помощники у главных героев, когда они оказываются в трудных ситуациях без друзей? Золушке помогала… 

– Бабушка, не подсказывай! Это волшебные предметы: скатерть-самобранка, ковёр-самолёт, шапка-невидимка, лампа с рабом, палочки там всякие, клубочки... даже печь с пирожками, и солнце с ветром, и деревья – кто только не помогает людям! Все они умеют говорить. Серый волк служил Алёнушке. Сивка-бурка, золоторогий олень, Конёк-горбунок – это помощники, а вороны вредят, они водятся с колдунами и ведьмами, которые прикидываются добренькими, а сами угощают людей ядовитыми яблоками. Ты знаешь, что колдун может превратить богатыря в камень? Если честно, то я испугался, когда представил, что со мной могут сделать такое. Я был малышом и не знал, что всех расколдуют и спасут. А на самом деле всё в сказках неправда. 
 
– А я не столь категорична. В нашем мире нет чудес из сказок, зато они есть в других мирах. Ты уже знаешь, что ночью мы попадаем в «тридевятые царства, тридесятые государства». Именно там случаются чудеса, которые отражаются в сказках, но люди принимают их за выдумку. Вот, послушай!

Сон унёс меня в ласковый изумрудный мир. На лесной полянке порхали разноцветные бабочки и стрекозы. У них работали не крылышки, а пропеллеры! Как у Карлсона! Одно дрожащее и жужжащее существо зависло у самого моего лица, однако я никак не могла распознать его. Когда же оно отодвинулось и развернулось ко мне передом, я увидела… ни за что не догадаешься – мордочку миниатюрного льва в рыжей гриве! Это чудо на меня посмотрело, себя показало и, помахивая хвостиком с кисточкой, улетело в свой изумительный лес. Хотелось рассмотреть и других технически оснащённых насекомых, но сон, как часто случается, прервался на самом интересном месте.

В сказках говорят: «Пойди туда, не знаю куда». Если спросишь, где я была, то отвечу именно так: сходила «туда, не знаю куда». Там всё было так же достоверно, как и здесь. Я это видела, а не придумала. Как же хорошо в том мире! Состояние радости сохранялось и после сна, оно перешло сюда вместе со мной. А знаешь почему? Потому что ощущение себя не меняется в других мирах. Не представляю, как я там выгляжу, но внутреннее ощущение себя везде одно и то же – я! К сожалению, принесённые состояния теряются из-за земных забот, но память о них остаётся.    

У меня вопрос: откуда взялся пропеллер у Карлсона? Мы здесь ничего нового не придумываем, а пользуемся только тем, что уже существует. Не заглянула ли Астрид Линдгрен в мир, где всё одушевлённое летает, в том числе и гномы?

– Не знаю, бабушка, трудно что-то сказать…
 
– Вот именно! Когда всё от нас скрыто, когда можно только в щёлочку подсмотреть – что тут скажешь? Одни предположения и догадки...

– А почему скрыто?

– Не всякая информация принесёт нам пользу. К тому же мы боимся всего неизвестного. Представь, что тебе навстречу шагает привидение. Помнишь, я тебе рассказывала? Что ты сделаешь? Вряд ли бросишься ему на шею с приветствием: «Как я рад, как я рад, glad to see you, дорогой!» Нет, в обморок не упадёшь – постараешься спастись бегством, если ноги будут слушаться. К таким встречам мы не готовы, хотя привидение ничего не может нам сделать. Это же туман, облако. С ребёнком, который его не боится, оно может поиграть в прятки. Я же испугалась, и возможность познать новое была упущена. 

– Расскажи, пожалуйста, ещё какой-нибудь сказочный сон!

– С удовольствием, мы же не спим сегодня. Это история из серого мира.
Печальная осень, заброшенный родительский дом. Кто-то собрал урожай, но забыл привести в порядок землю. В саду наткнулась на сухой куст крыжовника в бурых ягодах. Попробовала: сочные и вкусные, как в детстве.

По дороге вдоль усадьбы медленно продвигалась худая женщина в длинном тёмном платье. Увидев меня возле крыжовника, она легко проникла на участок через полуразрушенный забор, молча подошла к кусту и принялась опустошать его веточки. Странная женщина… Я тоже молчала и с любопытством рассматривала её. Незнакомке это не понравилось. Не сказав ни слова, она вышла из сада на грядки, ловко ударилась оземь и превратилась в кошку. Через пару метров уже кошка ударилась оземь, обернулась птицей и покинула усадьбу. Вот тебе и волшебный каскад превращений! Ничего нового, конечно, мы знаем эти штучки из сказок разных народов.

– Бабушка, а тебе не было страшно? К тебе приходила колдунья.

– Нет, я не испугалась, поэтому она ушла. Возможно, бабуся хотела «пообедать» моим страхом, но не вышло. Страх – это наш враг, от него надо избавляться. Не зря учу тебя: ничего не бойся, и всё будет хорошо!

Внук улыбнулся и отвернулся к стене. Спи, мой дорогой мальчик, открывай волшебные миры! У нас ещё будет время поговорить о тайных смыслах сказок, об иллюзорности миров, силе мысли и реальности наших чувств. Ты подрастёшь, и я, даст бог, поумнею.

2

Интересно общаться с внуком! Он назвал сказку неправдой, вымыслом. Пока за его словами стоит земное понимание: «У нас этого нет, значит, всё придумано». Не всё так однозначно! Когда-то на земле жили эльфы и гномы, потом эльфы перебрались на тонкий план бытия, гномы ушли под землю, а память о них по сей день хранится в преданиях, сказках, легендах. И в наше время дети видят танцующих эльфов, в некоторых регионах людям кажется, что под землёй работает кузница… Через Толкиена нам поведали историю земли, а уж как отзовётся, верить или не верить – дело каждого.

Оставив тело на земле, человек бродит по астральному миру, видит героев сказок и по возвращении утверждает: «Дед Мороз реально существует, я видел его, как тебя сейчас!» Для одних он реален, для других – фантом. Каждый держится за своё понимание, потому что нет стройной системы знаний о потустороннем. Мы выуживаем информацию из книг, роликов, пытаемся соединить пазлы, а на выходе получаем сократовское: «Я знаю, что ничего не знаю». Ни о матрице, ни о программах, внедрённых в наше сознание инопланетными цивилизациями… У нас не знания, а представления, далёкие от истины. Нужен свой ОПЫТ, который в этой сфере нарабатывается медленно. Всё остальное, как говорит один уважаемый астролог, – сотрясение воздуха. Мы притягиваем созвучное, а не истинное.

Физические глаза не воспринимают материю высших планов, во сне открывается астральное зрение, присущее эмоциональному телу. И если в бодрствующем состоянии нам удаётся увидеть нечто потустороннее, то это – работа души, передача опытного знания, эксперимент.

Мне всегда нравилось сидеть в одиночестве и слушать тишину. На одном таком сеансе я, в то время семиклассница, как бы нечаянно (не вдруг!) обнаружила, что всё вокруг живое: стены, стол, картина, календарь… Всё как всегда, как обычно, но – живое, дышит… Нисколько не удивилась, просто узнала, что всё – живое.

Истории бывают и не такими гладкими. Раз пять рассказала внуку о встрече с привидением – очень она ему понравилась. А дело было так. Просыпаюсь среди ночи, а у кровати колышется прозрачная зелёная материя, похожая на туман или облако. С удивлением рассмотрев то, что плавало на уровне глаз, внимание поехало вверх и под потолком наткнулось на физиономию, перекошенную от ненависти и злобы. Казалось, эта жуть готова порвать меня на кусочки. И самое неожиданное, неприятное: она была похожа на мою любимую бабушку! Вот тут-то и сковал меня не страх, а настоящий ужас. Хотелось кричать, звать на помощь, но голос пропал. От безысходности с головой ушла под одеяло, там и успокоилась. Тянуло выглянуть, проверить, чем занимается «зелень», но не смогла. Ничего более ужасного не испытывала ни до, ни после той ночи.

Моя подруга в детстве пережила такой же стресс и шёпотом описала свою «гостью». Помню главный посыл: «Только никому ни слова!» Было ей тогда лет семь-восемь, а со мной это приключилось в тридцать с хвостиком. У девочки был правильный посыл!

Как донести землянам информацию о других мирах? Не вводить же всех в стрессовое состояние! Вот и придумали сказку – игровой способ передачи информации. Нам интересно всё, что окутано тайной. Знакомство с другими мирами начинается в раннем детстве, значит, эти знания важны для земли.   

Если говорить по-взрослому, то придуманы все миры, имеющие форму. Силой мысли Создатель воплотил в материи свой грандиозный план Жизни. Он придумал Вселенную! Как в сказке: представил и сотворил. «По моему велению, по моему хотению…» Суть Его – творчество, Он творит непрерывно. Мы, созданные по Его образу и подобию, имеем возможность творить благодаря воображению. Сумеем представить – сумеем воплотить в жизнь.
*

Во втором классе проходят программные произведения русских и белорусских авторов, известных детям с дошкольного возраста. Ярик узнал новые имена: Твардовский, Мамин-Сибиряк, Рождественский. Внук делился впечатлениями от прочитанного, а бабушка работала учителем: следила за изложением, исправляла ошибки. Между делом узнала, что ему нравятся басни Крылова, а изучает он их самостоятельно – вне программы. 

Да, вырос наш мальчик, пора и мне приобщать его к серьёзной литературе. Нашла рассказы Виталия Бианки, Константина Паустовского и приступила…
То и дело слышала восклицание: «Бабушка, я уже это читал!» Ну да, конечно, ведь кроме меня есть родители и школьная программа… 

Мудрый астролог, которого люблю не за прогнозы, вовремя озвучил мысль: если детям не читали сказок в младенчестве, то не ждите, что из них вырастут духовные люди. В сказках заключено зерно духовности, народной мудрости, и его нужно вовремя посеять.

Сказки способствуют активизации правого полушария мозга, влияющего на формирование воображения, а впоследствии – на развитие интуиции. Левое полушарие любит логику, объяснение, оно прекрасно обходится без чудес.

Зная об этом, я всё же неосторожно причислила сказки к «несерьёзной» литературе и чуть было не отказалась от них. А ведь детям нужна помощь в освоении правого полушария! Конечно, внук умеет читать, – а поговорить, обсудить? Стоило всё-таки узнать мнение ребёнка, посоветоваться…

– Ярик, может, сегодня сказки почитаем? Я нашла карельские, мы их не читали, – спросила виновато.

– Давай! – радостно отозвался внук. Ну вот, пожалуйста…

Книга издана в Карелии, приобретена в Польше во времена повального дефицита. Много хороших детских книг вывезла я оттуда. Вырастила на них детей, наступила очередь внуков. И сегодня приятно взять в руки «Карельские сказки»: бумага отличного качества, иллюстрации пастельных тонов на полях каждой страницы, от них веет волшебством.
 
Прочли две сказки, обсудили их и пришли к выводу, что сюжеты и чудеса сказок разных народов похожи, не совпадают только имена героев.   

– Бабушка, я сделал открытие! Вредная Сюоятар – это наша Баба-Яга, даже ещё хуже, потому что нашу можно обмануть и она изредка помогает людям. А ещё я понял, что в сказках всех народов тупых и жадных мужчин поколачивают чем-нибудь из волшебной сумки. По-хорошему они не понимают.

– Ну, если нет другого выхода, а человека нужно починить… Такие парни долго не поддаются воспитанию. Их метелят, метелят, а они не сдаются, всё бегают, бегают… Мне бы хватило одного слабенького пинка!

От души посмеялись над способом воспитания взрослых мужчин. Ярику спать не хотелось, поэтому приступили к следующей сказке.

Общение с внуком доставляет радость. Иногда рамки привычной жизни раздвигаются, и между сердцами устанавливается необыкновенная близость, которую называю единением. Этот процесс зарождается в тонком сердце – в центре за грудиной. Нежный росток Любви возникает неожиданно, он крепнет, расширяется и, став волшебным цветком, овладевает всем твоим существом. Оказавшись во власти прекрасного чувства, ты забываешь обо всём на свете, слушаешь себя, стараясь не мешать благодатному процессу своими мыслями, благодаришь, благодаришь… а по щеке катится слеза… всё заполнено Любовью, нет ничего, кроме Любви…

– Бабушка, ты устала? – тихо спросил внук. – Почему ты перестала читать? Я не сплю, слушаю с закрытыми глазами. 

– Ярик, что ты сейчас чувствуешь? – ещё тише спросила я.

Ярик помолчал, прислушиваясь к себе, затем подытожил:

– Ко мне что-то очень хорошее пришло, разлилось… бегает…

– Давай закроем глазки и помолчим. Слушай сердце и запоминай своё состояние. Аленький цветочек распускается внутри…

Через некоторое время:

– Твоё «очень хорошее» не ушло?

– Нет, не ушло. А у тебя?

– И у меня сердце работает. Синяя звёздочка вспыхнула и погасла. Это привет из неведомых глубин сердца. Она к тебе не залетала?

– Нет, я видел треугольники, квадраты… короче, разные геометрические фигуры.

– Понятно, ты же у нас математик. А теперь засыпай, солнышко, под покровом волшебства! Сказку дочитаем после сна и поговорим об аленьком цветочке.

            


Рецензии