Работа с клаустрофобией в реальном времени

Сегодня был очень интересный случай. Обратился к знакомому сантехнику, гастарбайтеру из Средней Азии сделать достаточно серьезную работу в квартире мамы. Знаю его уже несколько лет, дважды обращался, впечатления самые хорошие о нем, ответственный, знающий, настоящий мастер своего дела. И вот разобрал он, значит, сантехнические коммуникации, собираемся мы ехать в магазин за новой арматурой, спускаемся на лифте к машине  и лифт вдруг не доезжая полметра до пола первого этажа застревает.
Мастер с ходу ни слова не говоря кидается к дверям, разжимает первые двери сантиметров на 10, просовывает туда руки и умудряется разжать еще и вторые двери. И первые и вторые двери встали косо, домиком, не параллельно. Я, естественно, спрашиваю, чего он так  торопится, сейчас вызовем лифтера, придет, выпустит. А он весь сам не свой, говорит, что не может дышать, если не видит перед собой открытое пространство. И вот эта щель в дверях была, как я понял, для него тем самым окном в мир, которое позволяло ему дышать.
 Лифтера-то  я вызвал, и он, как мне сказали даже уже пошел к нам, но идти то ему почти с километр. Когда еще доберется, а что будет с моим напарником? Тем временем, он уже высунул стопу наружу лифта в эту щель. Я в небольшом ужасе, думаю, а что будет, если лифт тронется, а он не сумеет ногу назад вытащить, ее же отрежет к чертям. Уговариваю вытащить ногу, напарник ни в какую.
 Тогда я сменил тактику, говорю ему, что, мол я психолог(хотя у меня нет профильного образования по этой специальности, энтузиаст-самоучка) и могу тебе прямо сейчас помочь, ты только слушай меня и делай то, что я скажу. А сам думаю, что может ему помочь? Какой подход выбрать?
Начал с дыхания, посоветовал ему дышать медленно с задержкой дыхания и наблюдая за тем, как воздух проходит по дыхательным путям. Спустя минуту понял, что это ему не подходит, он не способен сейчас это делать.
Тогда посоветовал ему думать о чем то другом, переключить свое внимание на другую приятную деятельность, например представлять себе что-то расслабляющее и успокаивающее. Вижу - опять не работает, паника у него настолько сильная, что и инструменты нужны столь же сильные, простое смещение восприятия не катит.
Ну, тогда и задал ему вопрос, а не был ли с ним в детстве чего то похожего. отвечает, что да, было, заперли в подвале на два часа, после этого и появился страх замкнутых помещений.
Думаю, надо сначала привести его более-менее в работоспособное состояние, а потом уже приступать к какой то более серьезной работе. Начинаю ля-ля терапию, а именно, просто расспрашиваю, откуда он. Из какой страны, города, где семья, какая семья, давно ли здесь. Короче смещаю его восприятие уже сам, отвлекаю от предмета паники. Он подуспокоился, взгляд стал спокойнее, осмысленнее. Тогда и приступил к главному.
 Говорю, вспомни себя, каким ты был тогда, представь, что тот мальчик, которым ты был в том подвале, сидит перед тобой на стуле. Скажи мне, как он выглядит. Он злой, он боится, он плачет или что-то еще чувствует? Расскажи мне, говорю. Отвечает, что мальчик плачет. Дальше даже не стал расспрашивать, довольно легко представить чувства того мальчика в подвале.  Говорю “Скажи этому мальчику, которым был ты в детстве, что все будет хорошо, что ты точно это знаешь, потому что ты знаешь это из будущего. Обними его, приободри, успокой его, дай ему чувство защиты. И погладь его по голове, проведи мысленно ладонью по его волосам”. При этом беру и провожу своею ладонью по его уже седеющим волосам. В этот момент что-то в моем напарнике поменялось, он вроде как вздохнул свободнее и резко выдернул ногу из щели между дверями. В тот же миг двери с грохотом сомкнулись и лифт доехал оставшиеся полметра. Мы были на свободе. Дальше я сообщил диспетчеру, что лифт самоналадился и мы уже вышли.
Далее, когда ехали, мой, теперь уже приятель, сказал, что если бы он был в лифте один или с кем то, кто не смог бы ему помочь, то он бы после этого заболел. Я уж не стал уточнять, что он имел в виду под словом заболел, выбрались и ладно.Через несколько часов уже задним числом измерил экстрасенсорно состояние тонкого тела в момент панической атаки и после освобождения. Действительно заряд, ушел. Поле нормальное.
В этой небольшой статье был показан один из приемов работы с внутренним ребенком. Причем, что очень интересно, не на терапевтической сессии, а ситуации реального стресса.
 Этапы работы:
1) Визуализировать своего внутреннего ребенка в момент травмы.
2) Осознать его нереализованные в той ситуации потребности
3) Дать ему с позиции взрослого те ресурсы, которые закрывают эти потребности(подчеркиваю, не просто осознать нереализованные потребности, а реализовать их, дав ему мысленно в своем воображении отсутствующие ресурсы в моменте травмы).


Рецензии