Няня Пушкина

  Из  ИНТЕРНЕТА:


               
                Няня  Пушкина.


  "Всю жизнь была преданной рабой, но могилу ее Пушкин даже не посетил" - Как сложилась судьба любимой няни поэта.

Любимая «мамушка» Пушкина Арина Родионовна, рожденная в 1758 году в деревне Суйда, происходила из крепостных крестьян. У ее отца с матерью было семеро детей. Арина (в некоторых источниках Ирина) была третьим ребенком. Судьба крестьянки сложилась удивительным образом, будучи няней великого русского поэта, она вдохновила его на написание самых лучших сказок для детей.

Забота о детях в семье Пушкиных.
Арина Матвеева, в девичестве Яковлева, в семью Пушкиных попала после рождения Ольги Пушкиной, сестры известного поэта. Она выполняла обязанности кормилицы. Александру же приставили другую женщину. Но так как брат с сестрой были неразлучны, кормилица стала ухаживать и за маленьким Сашей. Проживали они в северной столице, а в летний сезон перебирались в загородный дом в селе Михайловское.

В 1824-1826 годы Александр Сергеевич отбывал ссылку в Михайловском, конечно его любимая «мамушка» не оставила своего подопечного. В эти годы они очень сблизились. Женщина развлекала поэта сказками, исполнением народных песен, а поэт успевал их записывать. Няня также стала прототипом нескольких героев из его произведений.
Ей он посвящал стихи, нередко устраивал застолья. Крестьянка не против была пропустить с «Сашей» рюмку другую, пошутить, посмеяться.

Кто хоронил няню Пушкина.
14 сентября 1827 года Пушкин навестил няню в Михайловском. Это была их последняя встреча. Через 9 месяцев женщина скончалась в 70-летнем возрасте.
Случилось это 29 июля 1828 года в городском доме Ольги. Похоронили верную спутницу семейства на Смоленском кладбище.
 На сегодняшний день нет точных сведений, где находится могила самой известной крепостной Арины, но в 1977 году у ворот кладбища повесили табличку как напоминание о том, что именно здесь похоронена известная няня всей России.

Пушкина не было на похоронах.
В доме Ольги Арина Яковлева служила домоправительницей. Но длительный переезд из Михайловского сказался на здоровье пожилой женщины. На церемонии похорон не было ни Ольги, ни Александра.
 Похоронами занимался супруг Ольги Николай Павлищев.
Несмотря на отношение к по сути близкому человеку со стороны семейства Пушкиных, Арина Родионовна происходила из крепостных крестьян, а к этому сословию знать не ходила на похороны.

Только в 1830 году поэт спохватился и решил найти место захоронения своей любимой «мамушки», но тщетно. Только спустя век, историки выяснили, что останки няни Александра Сергеевича находятся на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.
 Но могилу так и не нашли.

========================================================

Дополнение:

Но вернёмся к няне. Александра Сергеевича на её похоронах не было. Как не было и его сестры Ольги. Присутствовал лишь муж сестры Николай Павлищев.
 Похороны были столь скромными, что место захоронения в памяти Пушкиных не отложилось. Тем более, что могилка няни была оставлена безымянной и пребывала без присмотра.
В этом нет ничего странного, ведь умерла обычная крепостная. Со временем (поговаривают, что прошло всего-то года полтора*) забылось даже, на каком кладбище она упокоилась.

*Подтверждением чему может служить стихотворение Н. М. Языкова «На смерть няни Пушкина» («Я отыщу тот крест смиренный, // Под коим меж чужих гробов, // Твой прах улёгся изнуренный // Трудов и бременем годов.»), датируемое уже 1830 годом.

Начиная с 1925 года, предпринимались попытки найти могилу той, которую все знали как пушкинскую Арину Родионовну. Лишь в 1940 году после долгих архивных разысканий сначала обнаружили, что няню отпевали во Владимирской церкви, а потом в метрической книге этой церкви в списке умерших отыскали запись № 73 от 31 июля:

«5-го класса чиновника Сергея Пушкина крепостная женщина Ирина Родионова 76 старостию иерей Алексей Нарбеков. В Смоленской».

Так выяснилось, что погребена она была на Смоленском кладбище. Далее уже нашли запись церкви «Смоленския Божия Матери, что на Васильевском острове при кладбище», тоже от 31 июля:

«Ирина Родионова дому 5-го клас<са> чиновника Пушкина служащая женщина л<ет> 76 старость владимерской иерей Алексей Норбеков».

Возраст няни то ли указан в записях неправильно*, то ли «0» написан неаккуратно и его можно принять за «6». Няня умерла 70-ти лет от роду (то есть 31 июля 1828 года).

*Удивляться не приходится: даже фамилия иерея Владимирской церкви в одном случае значится как «Нарбеков», в другом — как «Норбеков».

Хочешь не хочешь, напрашивается вопрос: почему Пушкин не проводил свою нянюшку в последний путь? В его рабочей тетради есть запись (рядом с наброском «Волненьем жизни утомлённый…») от 25 июля, в конце которой стоят друг под другом несколько не имеющих к ней слов, одно из них «Няня». Рядом поставлен крест. Чуть ниже следует слог «Ня», написанный жирно и явно в другое время, позже. Имеется вполне допустимая с психологической точки зрения версия, по которой слово появилось как напоминание самому себе: не забыть нанести визит в дом Павлищевых, чтобы навестить болеющую няню.
 Но уже через несколько дней пришла весть о её кончине, и Пушкин собрался сделать пометку о происшедшем, начал было писать «Ня» и тут заметил чуть выше написанное ранее слово. Бросил новую запись на полуслове и подставил крестик рядом с прежней записью «Няня», тем самым сделав помету, что она умерла.

Где был и что делал Александр Сергеевич 31 июля 1826 года? В «Летописи жизни и творчества Александра Пушкина в четырёх томах» во втором томе на 404 странице помещена запись:

«Июль, 31. Вторник. Пушкин несомненно был на отпевании няни Арины Родионовны во Владимирской церкви (заупокойную служил священник Алексей Нарбеков) и на похоронах её на Смоленском кладбище».

Составители тома М. А. Цявловский, Н. А. Тархова не осмелились написать, что Пушкина ни на отпевании, ни на похоронах не было. Поэтому возникло это словосочетание «несомненно был», мол, не мог не быть. Своеобразное «хайли лайкли» в области пушкиноведения. Однако ни единого подтверждения, что был, нет. А где всё же был?

Тут возможны гипотетические варианты. С какого начнём: плохого или хорошего? Если с хорошего, то в конце июля Пушкин вернулся к работе над поэмой о Мазепе, позже названной «Полтава»; карандашом записывает новые строки, делает правку черновиков стихов; попутно среди черновиков появляются рисунки носа лодки и паруса, Быка (вероятно, знак Зодиака) и играющей кобылицы.

На следующем листе рабочей тетради, где возникло слово «Няня» и рядом крестик, появляются два портрета няни — в левом нижнем углу на черновом автографе стихотворения «Воспоминания в Царском Селе». Пушкин изобразил её молодой крестьянской девушкой в сарафане, с длинной косой и в кокошнике, и в старости. Оба рисунка сделаны, видимо, после известия о смерти няни.


Рецензии
Хорошая няня была у Пушкина...
Таких нянь бы побольше..
Такого гения выпестовала, слепила.
Наверно талант был у няни. Надо бы и ей памятник поставить..
И дать имя или звание - заслуженная няня России... Или вернее Руси..
Удачи. С уважением. :)

Николай Нефедьев   20.11.2023 01:35     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.