Введение в философию православия 2. Отрывок 129
Терпение вытекает из воздержания. Но в крайних своих точках они друг от друга отличаются. Воздержание — пассивно, в предельных формах требует предельной бесстрастности. Предполагает то, что душа должна научиться не чувствовать тех ограничений, которые налагает на неё разум. Она должна просто угасить свои страсти. Именно тогда возникает идея «непротивления злу насилием» согласно которой, душа человека должна научиться воздерживаться от страдания. Христианская традиция не предполагает отказа от внутренней активности, напротив требует перевода воздержания в акты терпения. Это означает, что человек должен и понимать, и чувствовать всем сердцем, происходящее с ним. Страдание очищает душу от грязи греха, причиной корой мы сами и явились. Иначе на путь спасения не встать. Человек должен научиться отвечать за свои согрешения, с тем, чтобы ограничить своеволие. Не поняв того, почему с нами происходят разные несчастия, не вытерпев последствий причинённого нами другим зла; не научившись терпению обид, не обретём и силу сопротивлению и изживания зла. Но терпение является только первым шагом к благочестию.
Рецензии