6. У Бога все живы. Костромские Дервизы

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ФОН ДЕРВИЗ
Третьим ребенком супругов фон Дервиз был Николай Васильевич, который родился в Рыль­ске, Курской губернии 25.08.1859. Крещен в Троицкой церкви Восприемники от купели губернский лесничий подполковник Иван Гаврилов Зуев и вдова поручика Параскева Федосеева Щекурова[1].
По окончании Лисинской лесной школе под Петер­бур­гом, вместе с братом Владимиром 14.08.1881 вступил в службу в казенное Козьмодемьяновское лесничество (ныне респуб­лика Мари Эл) на обязательные после учебы два года кондуктором [2]. По во­инской по­винности Николай был приписан к Алексинскому Тульской губернии присутствию в 1879 году. Он должен был бы отбыть повинность в 1880 году, но имел отсрочку на время обу­чения в Лисинской школе и обязан был начать службу после учебы в 1883 году, однако решил продол­жить образова­ние и снова получил отсрочку, с помощью маменьки и ее напора был принят в Пет­ровскую Земледельческую и Лесную Академию в обход некоторых правил. Лесотехнический Инсти­тут в Санкт-Петербурге был бы престиж­нее, но видимо маменьке оказался не по зубам. Николай часто обра­щался к брату за материальной помощью, причем через сестру Веру. Пока он учился в Акаде­мии, часто болел, воспаления легких следовали одно за другим. Эта слабость легких в конце концов свела его в могилу. В конце декабря 1883 года, взяв отпуск от учебы, Николай посетил сестру и брата в Киевской губер­нии. В Шполе, с 14 по 20 января 1884 года его лечил муж сестры Веры, Петр Николаевич Пыпин. Думаю, что 8 января 1884 года на свадь­бу сестры Веры Николай фон Дер­виз все же попал. Возможно, на ней и просту­дился. О чем в личном деле есть справка, выдан­ная зятем П.Н. Пыпиным: «Свидетельство дано в том, что слушатель Петровско-Разумовской Академии Ни­колай Васильевич Дервиз находился у меня на пользовании от 14 по 20 января сего года от острого катара крупных и средних бронх. Болезни соединенной с лихорадочными движениями по вече­рам и требованием комнатного содержания. В чем свидетельствую собственноручной подпи­сью и приложением печати Шполянской экономической больницы. 20 ян­варя 1884 года. М.  Шпола, Киевской губ. Врач, заведующий Шполянской экономической боль­ницы, н. с. Пыпин»[3].
Удивительно, но при слабом здоровье и упорной учебе, Николай фон Дервиз успел засветиться и в студенческих беспорядках. Связаны они были с похоронами неблагонадежного студента Абазова в 1884 г. При поступлении Николая на государственную службу возникла переписка между министерством Госимуществ, департаментом полиции и Смоленским жандармским управлением с использованием материалов Московского Охранного Отделения за 1885 год. Министерство интересовалось лояльностью фон Дервиза. В Ака­демии припомни­лась история демонстративной панихиды, устроен­ной учащимися по неблагонадежному студенту Абазову. Из академии секретно в Лесной Депар­тамент ответили так: «… Похороны Аба­зова были устроены <неразб.> так что о времени их никто ничего не знал. Все это вызвало неудо­вольствие в среде небольшого кружка студентов Петровской Академии и это неудоволь­ствие выразилось в том, что молодые люди в воскресенье 17 марта 1885 г. отслужили пани­хиду по усопшему в Армянской церкви, а оттуда отправились на Армянское клад­бище и возло­жили венок на могиле усопшего, <неразб.> устроили на могиле Абазова ова­ции, в которых участ­вовал Николай Дервиз <неразб.> участни­ком в ней, то я считаю себя в праве доло­жить об этом эпизоде из жизни ф. Дер­виза. Впрочем, я должен сказать, что во время прохо­ждения акаде­мического (курса) вел себя прилично». В сводках департамента поли­ции сведения о событиях 17 марта 1885 г. изло­жены так: «… Абазов[4] умер от венерической бо­лезни. Со­держался под стражей Московским жандармским губернским управлением и освобо­жден под надзор полиции. Товарищи намере­вались заказать венок с надписью «Жертва вре­мени». 17 марта в Армянскую цер­ковь съеха­лись 30 студентов Академии, после панихиды от­правились на Армянское кладбище. Процес­сия была остановлена полицией и участвовавшим в ней, было предложено взять извоз­чиков, а не идти толпой. Что и исполнили. По дороге присое­динились еще студенты ИМУ из армян и курсистки. На кладбище послали за православным священником с просьбой отслужить панихиду. На могилу возложили два венка, один с надписью «От това­рищей». Речей не было, но ввиду того, что все участники давно известны своей по­литической неблагонадежностью, ме­стному приставу приказано переписать всех участни­ков»[5]. Под № 21 в этом списке записан Николай фон Дервиз.
Эта история могла очень плохо повлиять на служебные и жизненные планы Николая. В сентябре 1887 г. Министерство Го­сударственных имуществ секретно обращалось к директору Академии, с просьбой не рас­сматри­вать в деле Дервиза случай с этой панихидой. Многие участники панихиды, а организо­вана она была «Народной волей», тогда лишились вида на житель­ство в Москве и уволены из учебных за­ведений. Там были и студенты ИМУ, и Технического Училища, и курсистки Высших Женских Кур­сов. Но участие каждого было строго определено. Пострадали и высланы были только те, кто был на заметке в связи с членством в «Народной воле». Остальные, и Дервиз в том числе, были пре­даны своему начальству. Например, университетское начальство ввело штрафы для своих студен­тов, участников акции. Николай же официально числился в этот мо­мент в отпуске по болезни и дол­жен был находиться в Вязьме. Он чудом избежал увольнения из Акаде­мии, о чем и сообща­лось полицмейстеру совершенно секретно. Думаю, впервые по­пав «на ка­рандаш» полиции и по­размыслив обо всем произошедшем на досуге, скажем, у папы в Вязьме, Николай понял, что если пойти по пути фрондерства, то может случиться так, что ничего уже не будет. Ни лесной науки, ни семьи, ни дома, где можно спокойно переждать бурю. Не будет ничего из того, что потом с ним, про­жившим хорошую жизнь, случилось. А время подумать у него было.
Проверяли его лояльность долго Бюрократическая машина поворачивалась медленно, секретная переписка тянулась три месяца. Д-т полиции с 3 ноября 1887 сносился с начальником Смоленского губернского жандармского управления по поводу образа жизни и настроения объекта: «По встретившейся надобности д-т полиции имеет честь просить Ваше В-ие сообщить негласным путем подробные сведения о личности, образе жизни, круге сношений и полит. благонадежности проживающего в г. Вязьме, на вокзале Ряж­ско-Вяземской ж. д. Действительного Студента лесоводства Николая Васильева фон Дервиз и о последующем уведомлении». На эти запросы начальник Смоленского губернского жандармского управления отвечал так: «Декабрь 4 дня 1887 г. № 742 г. Смоленск. Во исполнение предписания от 3 минувшего ноября за № 2922 имею честь донести, что по собранным мною негласным путем сведениям о Николае Васильеве фон Дервиз оказалось: Николай Дервиз сын отставного подпоручика неизвестной резервной бригады, 27 лет, вероисповедания пра­вославного, холост, воспитывался в Петровской земледельческой и лесной академии, куда поступил в сентябре 1882 го­да, а окончил там полный курс в 1886 году по лестному от­зыву весьма успешно, как видно из свидетельства означенной академии от 27 Октября 1886 года за № 4628. Военную повинность Дервиз отбывал во 2-й батарее 1-й Ар­тилле­рий­ской бригады, расположенной в г. Вязьме, на пра­вах вольно­определяющегося 1-го разряда, на собственное иждевение, куда поступил 1 Ноября 1886 года канониром; по выдержании установленнаго екзамена и за одобрительное поведение в июне текущаго года был произведен в младшие фейерверкеры и 1-го минувшаго ноября уволен в запас. В про­должении годичной службы в означенной батарее Дервиз под судом и следствием не состоял, но был всегда исполнителен, относился к начальствующим лицам с должным ува­же­нием, с нижними чинами не сближался и за все время бытности его, как на службе, так и проживания в г. Вязьме, ни в чем предосудительном и в политической неблагонадежности замечен не был и ведет образ жизни при­лично своему званию. Отец его, Василий Николаевич, отставной подпоручик, живет на станции Вязьма, где он занимает должность начальника станции на Ряжско-Вяземской железной дороге, а мать София Владимировна проживает в С. Петербурге, кажется у родных. С 1 ноября сего года Николай Дервиз имеет местожительство у отца, проводя время с ним и более в чтении учебных книг по своей специальности, рассчитывая скоро получить обещанное ему в С.-Петербурге место. Круга сношений лично у него нет, но отец и мать по-видимому, имеют хорошие связи чрез своих родных. Из близких родных Николая Дервиза есть старший родной брат Владимир, служащий по лесной части в г. Умань Киевской губ. и родная замужняя сестра Надежда, живущая в г. Кизляре Терской обл., где муж ея занимает должность учителя в мужской гимназии. На станции и в г. Вязьме близкаго зна­комства он ни с кем не ведет и держит себя во всех отношениях скромно»[6].
Николай тихо жил у отца, а за ним ходил филер. Только 28 января 1888 года Николай вступил в службу[7].  Приказом по Корпусу лесничих определен помощником лесничего в распоряжение Смоленско-Витебско-Мо­гилевского Управления Государственного Имущества». Перед от­правкой к месту службы Николай женился на Калужской дворянке Анне Мечиславовне Михалов­ской. Молодые венчались 14.01.1888 в Калуге в Александро-Невской церкви, что была при Земской больнице[8] Калуж­ской губернии. В метриче­ской книге этой церкви ска­зано, что: «Пору­чители по женихе: гр. города Торжка Сергей Егоров Чагин и гражд. инженер Вла­димир Аркадьев Труханов[9]. По невесте: дворянин Крескен­тий Павлов Лухомский[10] и титу­ляр­ный совет­ник Александр Ива­нов Тихеев[11]».
Жена Николая Василье­вича родилась 01.01.1864 в Калужской губернии, в Медыни. Анна окончила в 1882 году Калужскую женскую гимна­зию с сереб­ряной медалью, а в 1883 дополнитель­ный восьмой класс. Известно об ее отце, Мечиславе Адольфовиче Михаловском, гласном земского собра­ния от Медынского уезда. Отцы Николая Ва­сильевича фон Дер­виз и Анны Мечиславовны Михаловской возможно, были знакомы еще с того времени, когда Василий Нико­лаевич служил в Калужской губернии. В январе 1889 года Мечислав Адольфович попал под следствие, связанное с растратой земских денег председателем Калужской земской управы Мещериновым. Сам винов­ник покончил с собой, отравившись. Участие Михаловского, Тихеева, Лукомского, Труханова изу­чалось, но не подтверждалось. К сожалению, том дела, где определена вина или невиновность участников, находится в плохом физическом состоянии и в читальный зал архива ЦИАМ не выда­ется. Поэтому нельзя сказать, виноват ли был Мечислав и другие люди, бывшие его коллегами и друзьями, даже приглашенные на свадьбу дочери поручителями. Однако больше Михаловский постов в государственных и общественных организациях Калуги не занимал[12].
Из формулярного списка Николая Васильевича фон Дервиз.
Служит в Себежском лесничестве Витебской губ. с 29.02.1888. Переведен в Витебское лесничество 29.11.1888. Кутаисское управление Госимуществ с 04.01.1889. 28.01.1888 губернский секретарь. лесничий Очамчирского лесничества 1 разряда с 08.07.1891 и назван кол­леж­ским секретарем.
26.02.1896 награжден медалью в память царствования Императора Алек­сандра III на ленте Александра Невского. 08.07.1894 титулярный советник. 08.07.1897 коллежский асессор. 08.07.1901 надворный советник.
Трудов у лесничего на Кавказе было много. К тому же в этом же году он принял под свою опеку Сухумский ботанический сад, который, кстати сказать, финансировался по остаточному принципу. Средств едва хватало на поддержание коллекции. Там же, в Сухуми, в 1891 году, именно в том году, когда умерла мать Николая, Софья Владимировна, у него родился единствен­ный сын Евгений. Активный человек, фон Дер­виз занимал и обществен­ные должности. С 1889 году он был членом Сухум­ского Епархиального Александро-Невского цер­ков­ного братства. Это братство, а также Сухум­ский Епархиальный учи­лищный Совет при нем, как бла­готворительные организации, занима­лись устройством и органи­зацией школ, хозяйственными вопросами в них и постановкой учеб­ного процесса. Этот опыт по­мог Николаю Васильевичу в даль­нейшем. Являлся он и членом Чер­номорского Сельскохозяйствен­ного Общества. Вместо должности лесничего, с 1904 по 1906 годы Николай фон Дервиз был назначен для выполнения дру­гих задач. Он стал старшим производителем работ по поземельному устройству государствен­ных крестьян. Дервиз оставил свой след в Кавказском регионе, его труд по устройству четырех рус­ских поселков, способство­вал заселению и развитию этого края. В 1906 году Николай Васильевич повез жену в СПб для лечения глаз. Она с августа 1907 болела острым воспалением мочеполовых путей с осложнением со стороны почечной ткани. Николаю было выдано пособие для лечения жены грязями. 1907 году Николай Васильевич был уже командирован в более крупное подразделе­ние, в распоряжение уполномоченного для работ по поземель­ному устройству государственных крестьян. Он получил чин надворного совет­ника, перебрался в Тифлис, где проживал на Николь­ской (Николаевской) улице в доме 7. С 01.07.1909 имел чин статского советника[13].
В 1910 году в адрес лесничего посыпались упреки в халатности. 27.08.1910 в отношении деятельности лесничего фон Дервиза по заведыванию лесничест­вом, управление высказало, что Дервизом, при имевшихся скудных администра­тивных средствах, были приняты в отношении охраны казенных лесов и надзора за заготовками леса все возможные меры. Это было обвинение Дервиза в непра­во­мерных действиях по службе. Наместник ЕИВ на Кавказе признал необходимым прекратить дальнейшим производством возникшую по обвинению фон Дервиза переписку за неосновательностью предъявленных к нему обвинений, без каких-либо для фон Дервиза последствий[14].
Продолжали болеть родные. 01.05.1910 просит о пособии на лечение сына Евгения, который в течении 14 лет страдает нефритом и перенес минувшей осенью возвратный тиф. Жена лечилась в платном отделе­нии главной клиники Императорского Клинического института имен Великой Кня­гини Елены Павловны. Диагноз – отслойка сетчатки левого глаза.
Уполномоченный главноуправления Землеустройства и земле­де­лия на Кавказе 27.02.1913 сообщает: «Старший производитель работ по поземельному устройству государственных крестьян закавказского края, статский советник фон Дервиз вы­нужден по семейным обстоятельствам оставить службу на Кавказе и приискать в 2-х месячный срок себе занятие во внутренних губерниях». Дервиз про­должал заниматься поземельным устройством кре­стьян, одновре­менно изучая местную при­роду. Им были проведены научные исследования, в том числе и по акклиматизации новых пород растений, и по годовому приросту деревьев. Служба в лесниче­стве не прошла даром, она дала пищу для научной работы. В 1906 году в Тифлисе был опублико­ван его труд «Посо­бие к опреде­лению древесного прироста и запаса в лесах», а так же «За­метки бывшего лесничего» в альманахе «Записки Кавказского отдела Русского Географиче­ского Общества» Кн. ХХV. Вып. 8. Там Николай Васильевич пишет, расхваливая здешний климат, что его близкий родствен­ник заболел горло­вой чахоткой, и, переселившись в этот регион в 1879 году, выздоровел.
Не за долго до конца своей кавказской карьеры, 23 марта 1912 года по своим заслугам был награжден орденом Св. Станислава 2-й ст. В марте 1913 года фон Дервиз, из-за болезни своей и жены, был по прошению переведен в Киев­скую губернию, где занял пост чиновника Черкасского лесного управления, лесничего 1-го разряда и заведующего лесной школой возле села Русская Поляна[15]. Эту школу он сам и создал, для чего пригодился опыт ра­боты в Епархиальном училищном совете. Жил и работал Николай Васильевич в Черкас­сах в казенном доме Черкасской дачи, а скон­чался 16.01.1916 в Киеве, как и его сестра, Вера. Более успешный и амбициозный, чем его старший брат Владимир, он добился многого, и умер в спокойной обстановке рядом с женой, не дожив до потрясений, выпавших на долю брата и младшей сестры. Николай не дожил до 57 лет, слабое с юности здоровье подвело. Похоронен в Киеве. Он внесен в «Памятную книгу» Киевской губер­нии в 1915 году. Более целеустремленный и успешный, чем его старший брат, он спокойно скончался рядом с женой, не дожив до тех событий, которые через полтора года так круто изменили жизнь его родных.  
Супруга Николая Васильевича, Анна Мечиславовна, оставшись вдовой, жила одна в Киеве, а затем, по непроверен­ным данным, перебралась в Калугу. Видимо, это она прислала в Кизляр сестре мужа, Надежде, фото ее брата со своей собственноручной надписью, где указана дата смерти Николая Васильевича. Потом эта фотография находилась у потомков Надежды в Питере. Потомки же Николая сейчас живут под Каза­нью
[1] ГАКО (Кострома) 121-1-6610 о причислении к роду фон Дервиз детей и жены Василия Николаевича фон Дервиз
[2] Госистархив Чувашской республики. 564-1-179
[3] ЦИАМ 228-3-1652. Фон Дервиз Николай Васильевич
[4] Абазов Григорий Сергеевич (1857—1885), революционер. Армянский дворянин. В 1884 г. посту­пил в Петр. Земл. Акад. Арестован 03.11.1884 в Москве. Обвинен в хранении запр. сочинений и в сношениях с лицами противопра­вительственного направления. Принимал участие в студ. сходках. С 10.11.1884 содержался в Моск. тюрьме. 08.02.1885 освобожден под надзор полиции. Умер в Екатеринин­ской б-це 10.03.1885. 13.03.1885 похоронен на Армянском кладбище. 17 марта сту­дентами были возложены на его могиле венки.
[5] ГАРФ 102-3 д.п.-83-1887 г.-31 ч. 15: по Санкт-Петербургской губ.
ГАРФ 63-5-105 Московское охранное отделение
[6] ГАРФ 102-3 д.п.-83-1887 г.-31 ч. 15: по Санкт-Петербургской губ.
[7] ЦИАМ 228-3-1652. Фон Дервиз Николай Васильевич
[8] Б-ца, именуемая «Хлюстинским» заведением. В 1802 г. изв. благотворитель, майор Антон Семенович Хлюстин, «для усугубления признательности своей к Отечеству, чтобы усердие свое к чело­вечеству тем вяще умножить», начал на свои сбережения в Калуге постройку богоугодного дома для призрения ин­валидов и душевнобольных.
[9]Труханов, гражданский инженер, управляющий службой ремонта путей и зданий СВЖД. «Памят­ная книжка» Костром­ской губернии за 1881 г.
[10]Лукомский, польский дворянин, преп. геометрии, технологии и механики в III техническом классе и черче­ния в I и II техническом классах в техническом училище РВЖД. Производитель работ и технолог. «Памят­ная книжка» Костромской губ. за 1881 г.
[11]Тихеев, действительный член Калужского губернского стат. Комитета. «Памятная книжка» Кост­ромской губернии за 1881 г.
[12] ЦИАМ 131 Московская судебная палата-21-339 дело о бывших членах калужской зем­ской управы.
[13] Список лиц, служащих по ведомству главного управления землеустройства и земледелия.
[14] РГИА 396-8-427. О службе Николая Васильевича фон Дервиз.
[15] Список лиц, служащих по лесному департаменту и лесному ведомству. СПб 1915.


;


Рецензии