Крещение Руси фреска Васнецова во Владимирском соб

Одним из главных событий своей жизни русский художник Виктор Васнецов считал роспись Владимирского собора в Киеве. К этой работе он готовился тщательно, создав несколько «подготовительных» картин, которые помогли определиться с композицией и сюжетами будущих фресок. Так появилось одно из самых известных творений Васнецова – «Крещение Руси». Сегодня фреска украшает киевский собор, а картина с одноимённым названием входит в собрание Третьяковской галереи. В преддверии дня Крещения Руси, отмечаемого 28 июля, присмотримся к этой великой работе.

Павел Михайлович Третьяков в 1895 году приобрёл у автора живописное полотно «Крещение Руси», которое теперь хранится в Государственной Третьяковской галерее. Фреска с таким же сюжетом украшает вход во Владимирский собор. Выглядит она действительно впечатляюще. Великое событие истории Руси благодаря гению Васнецова приобрело конкретные образы и важные детали, которые и сегодня мало кого могут оставить равнодушным.

«Крещение Руси»
Первое массовое крещение народа по приказу князя Владимира произошло в 988 году в Киеве. Точный день историкам установить не удалось. Из-за этого Крещение Руси стали отмечать в День памяти святого равноапостольного князя Владимира. Православная церковь вспоминает его 28 июля.

События, изображённые Васнецовым на холсте, относят зрителя к тому самому 988 году, когда Киевская Русь приняла христианство. В центре композиции находится великий князь Киевский Владимир Святославович, именуемый в народе Красным Солнышком. Он, воздев руки к небу, стоит на возвышении, покрытом нарядным ковром. Это подчеркивает исключительную важность происходящего. И хотя картина несёт религиозный характер, образ князя абсолютно не похож на иконы, присущие тому времени. Его лицо сосредоточенно, серьёзно и торжественно.

Сам Владимир одет в красивую праздничную одежду. Из-за от обилия золотой вышивки создаётся впечатление, что он излучает свет. Дорогая одежда заметно контрастирует с белыми одеяниями представителей духовенства и перекликается с позолотой икон в их руках. А распростёртые руки и устремлённый в небо взор выдают надежду на господнюю благодать.

Большой деревянный крест слева, по всей видимости, символизирующий распятие Христа. С небес за происходящим наблюдают ангелы, расположившись на белом пушистом облаке. Лучи божественного света, озаряющие всё вокруг, отражают важность момента. Все эти детали подчёркивают религиозный жанр произведения.

На земле князя окружает множество людей. Наиболее близко к Владимиру Святославовичу стоят религиозные служители в белых одеждах. Именно они помогают князю в таинстве крещения. Один из служителей держит икону Божией Матери, другой — большой деревянный крест.

На контрасте в богатым центральным планом изображено крещение простого люда. Полуголые и измученные они опускаются в воду реки, а обряд крещения проводит пожилой священник. На заднем плане – сотни тысяч лиц, которые явно боятся этого таинства. Однако они всё-таки пришли для того, чтобы принять новую веру.

Роспись Васнецова
Виктор Васнецов был приглашён для росписи Свято-Владимирского собора в 1885 году. В впоследствии к нему присоединились Михаил Нестеров, Павел Сведомский, Вильгельм Котарбинский и другие художники. Фреска «Крещение Руси» стала одной из центральных композиций собора, в основу отделки которого «было положено осмысление религиозной истории России и её включённости в мировую культуру и историю через Византию».

Образ князя Владимира Святославовича можно встретить в трёх работах Васнецова в соборе — в иконописных образах и во фресках «Крещение Руси» и «Крещение святого князя Владимира» (фреска над входом в крестильную), имеющей такой же формат и размеры. Эскиз последней работы можно увидеть в Нижегородском государственном художественном музее.

Всего для оформления собора Васнецов создал 15 полноценных произведений. Он расписал всюя среднюю часть огромного храма от пола до купола. За весь период работы художник расписал более 2 тыс. кв. м.

Работы растянулись на 11 лет
Изначально Виктор Васнецов планировал закончить работы за два года. О чем и было указано в подписанном им договоре: «…Работу обязуюсь исполнять со своими помощниками и из своих доброкачественных материалов в течение двух лет со дня подписания сего условия». Однако работа растянулась на целых 11 лет…

Когда Васнецов представил историку и профессору Андриану Прахову, а именно ему было поручено руководить росписью Владимирского собора, свои эскизы алтарного образа Богоматери, тот показал художнику набросок проступившего на штукатурке изображения. Позже Андриан Викторович Прахов рассказывал, как поразился Васнецов точному совпадению обоих изображений образа Божией Матери. Художник даже на несколько минут потерял дар речи, а когда вновь обрёл его, произнёс: «Это был заказ Божий».

Целых два года ушло у Васнецова только на центральную фигуру Богородицы. Она легко и неторопливо идёт навстречу людям. Царица Небесная несёт грешному миру своего Сына. Необыкновенно прекрасно бледное, озарённое внутренним светом лицо, большие, полные печали и любви карие глаза ласково смотрят на зрителя… Традиционный образ Богоматери получил под кистью Васнецова оригинальную и своеобразную трактовку. С тех пор её называют «Васнецовской Богоматерью»…

Для информации. В 1852 году митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров) в своём письме к Императору Всероссийскому Николаю I высказался о необходимости строительства в Киеве храма, который стал бы памятником великому князю Киевскому Владимиру Святославичу. Эта идея возникла у митрополита Филарета перед празднованием 900-летия Крещения Руси. Было решено, что храм будет сооружён исключительно на благотворительные пожертвования. Владимирский собор был заложен на Бибиковском бульваре 15 июля 1862 года в день святого Владимира. Строительство завершилось в 1882 году под руководством известного архитектора Владимира Николаева. Стараниями выдающихся мастеров Владимирский собор стал удивительной художественной жемчужиной.


Рецензии
Очень талантливый русский живописец 11 лет потратил на религиозную пропаганду.
А ведь на своих полотнах он передавал глобальные гуманистические идеи.

Владимир Иноземцев   12.10.2023 21:39     Заявить о нарушении
К слову, он очень часто расписывал церкви. В списке значатся Церковь Спаса Нерукотворного, совместно с В. Д. Поленовым, П. М. Самариным (1880—1882, Абрамцево) и проект иконостаса и написание икон церкви при стекольном заводе Ю. С. Нечаева-Мальцева (1895, Гусь-Хрустальный).

Наталья Швец   12.10.2023 21:46   Заявить о нарушении
Церковь - эта некая идея. Жизнь человека была тяжелой, но он верил, что после смерти попадёт в Рай. В какой-то мере архитектура храма - это выражение представления о высоком.

Меня лично потрясла картина "Витязь на распутье", тоже из третьяковки.
Стоит всадник, а перед ним камень - "налево поедешь - коня потеряешь, направо - голову, прямо и коня и голову".
Всё как в жизни. Нам приходится выбирать не между плохим и хорошим, а между плохим и ещё более плохим. Причем заранее неизвестно. где этот менее плохой путь.
И все наши споры именно о выборе лучших решений.
О выборе на распутье - народная мудрость. причем мы каждый день находимся на распутье и нам самим приходится выбирать.

Владимир Иноземцев   12.10.2023 22:03   Заявить о нарушении
выбор всегда есть.

Наталья Швец   13.10.2023 00:07   Заявить о нарушении