Глава 408. Эммануил Бах. Страсти по Матфею
Оратория «Страсти по Матфею»
Йосхард Даус (дирижер)
Volovikelena: Вообще-то, не совсем честно заимствовать музыку отца. То, что «Страсти по Матфею» Иоганна Себастьяна таинственно исчезли — не повод потихоньку таскать из них хоры и хоралы.
Mikhail_Kollontay: Утащить папин хорал — ой да ради Бога. Старший сын, говорят, тоже пользовался.
Volovikelena: Так ведь и Карла Филиппа Бог талантом не обидел.
Может быть, сроки заказа поджимали. Кто теперь знает. Хорал позаимствовать — действительно не страшно. Мелодия, все равно, в любом случае не авторская. А вот тащить отцовский хор — это уже серьезно.
Niksti: Тогда на заимствования смотрели совершенно иначе, чем сейчас. Концепции авторского права не существовало, она появилась в XIX веке, а в XVIII заимствования, то, что сейчас называется плагиатом, были делом обычным, можно сказать, нормой жизни. Например, в опере существовало такое понятие как пастиччо, где композитор мог использовать музыку из ранее написанных опер, как своих, так и чужих. Вивальди в «Баязете» для отрицательных персонажей заимствовал арии у различных коллег, а сам Бах порядка двадцати концертов веймарского периода построил на материале итальянских композиторов, в том числе того же Вивальди. Моцарт в увертюре к «Волшебной флейте» главную партию построил на теме одной из сонат Клементи. Россини часто сочинял оперы в предельно сжатые сроки и поэтому много заимствовал сам у себя, а когда стал знаменит, мог позволить себе давать помощникам сочинять не самые важные номера, если время поджимало. Потому не стоит подходить к этому феномену с позиций сегодняшнего дня и осуждать сыновей Баха за то, что они заимствовали отдельные номера у своего отца. Кстати, а что конкретно заимствовал здесь Карл Филипп у Иоганна Себастьяна?
Volovikelena: В той партитуре, что в Архиве, у Карла Филиппа Хорал №23 и Хор 24b заимствованны у отца. Хоралы и другие есть в заимствовании, но здесь можно сослаться на общую каноническую мелодию. А в гармонии не совпасть трудно — как задача, в которой можно расположение аккордов и тональность поменять, но ладовые функции большей частью сохранятся.
А хор взят даже со словами. «Lass ihn kreuzigen». У Баха он №59.
Про использование у себя своей же музыки — несколько другая история. Многие композиторы — Бетховен, Чайковский, Прокофьев, Шостакович — использовали музыку своих произведений и дважды, и больше. Сам Бах-отец в кантатах использовал музыку «Страстей». Когда слушаешь знакомый хор с другими словами, вначале оторопь берет с непривычки, несмотря на незнание немецкого языка. Но это — у себя любимого.
Я не осуждаю Карла Филиппа. Хор отца хорошо вписался в сцену суда Пилата над Иисусом. Возможно, Эммануил не представлял в этом месте другой музыки. А, может быть, просто поленился написать собственный хор или не успел. Вдохновение — штука скользкая.
karapyzik: Вдохновение
Не по щучьему веленью,
своеволием одним,
непоседа вдохновенье
улизнуло, словно дым.
Набросав анапест вчерне,
вдруг, неведомо куда,
в томных запахах вечерних
растворилось без следа.
Околпачен, не иначе,
и на весь обижен свет,
потащился наудачу
незадачливый поэт.
До свиданья, дети, мамы,
завтра вновь приду сюда,
прохлаждаться вместе с вами
на скамейке у пруда.
Свидетельство о публикации №223072100962