Глава 2. Дела семейные. Отец

Либеральные взгляды Михаила Бакунина начали формироваться в семье, но о том, какая это была семья стоит рассказать немного подробнее.
В выдержке из Общего гербовника Российской империи читаем:
«Давний предок фамилии Бакуниных, Зенислав Бакунин, ведущий род свой, как видно по свидетельству польских историков, от древнего в Трансильвании дома Батора (Bathori), с двумя братьями своими, Батугердом и Анципитром выехали в Россию из Венгрии в 1492 году. По крещении Зенислав назван — Петром, а Батугерд — Дмитрием, которого Великий Князь Василий Иванович пожаловал поместьями на Рязани, и от него, Батугерда, пошли Батурины. Потомки, пришедшие от Зенислава, Бакунины, служили Российскому Престолу дворянские службы в числе детей боярских и в других разных чинах и жалованы были от Государей поместьями. Все сие доказывается жалованною на поместья грамотою, справкою Разрядного Архива и родословною Бакуниных».
В Гербовнике Анисима Титовича Князева 1785 года, переизданном в Петербурге в 1912 году, имеется печать с изображением герба древнего рода Бакуниных с таким описанием:
«Щит рода Бакуниных разделён на две части. В верхнем красном поле изображены «три серебряные волчьи зубы в десне положенные». В нижней части в серебряном поле находится дерево — дуб. Щит увенчан обыкновенным шлемом с дворянскою в нём короною. Щитодержателями поставлены два венгерца в древнем одеянии с копьями, из коих один, с левой стороны стоящий, имеет на себе сверх платья львиную кожу. Намёт на щите красный, подложенный золотом».
Отец Михаила Бакунина — Александр Михайлович Бакунин, который родился 17 (28) октября 1768 — предводитель тверского дворянства, поэт и публицист из древнего рода Бакуниных. Сохранились архивные записи, что в 1781 году по протекции своего дяди Петра Васильевича Бакунина («меньшого») был направлен в Италию получил образование в Италии в Туринском (или Падуанском, здесь источники расходятся) университете.
Одна из рукописей, найденная в бумагах Михаила Бакунина и опубликованная в 1896 году в сентябрьском номере Брюссельского журнала «Новое Общество» начинается так:
«Мой отец принадлежал к старинной знати. Его дядя — Петр Васильевич Бакунин («меньшой»), — будучи при Екатерине II членом коллеги иностранных дел, отправил его мальчиком 8 — 9 лет во Флоренцию (Бакунин ошибается, по документам его отец уехал в Италию в возрасте 13 лет), в качестве актуариуса атташе при посольстве. Там один из его родственников занялся его воспитанием. Он возвратился в Россию уже почти 35 лет (Бакунин слова не точен — его отец возвратился в Россию в возрасте 23 лет, а за границей пробыл около 10 лет). Всю свою молодость отец провел, следовательно, за границей, где получил воспитание. Мой отец был человеком остроумным, очень образованным, часто даже либеральным, деистом, не атеистом, свободомыслящим и имел связь со всеми знаменитыми философами и учеными тогдашней Европы».
Именно высокое положение дяди и влияние при дворе позволили его племяннику А. М. Бакунину получить 13 лет от роду должность актуариуса в Коллегии иностранных дел, а также в 1781 г. отправиться в Турин для службы при посольстве, которая для молодого человека, близкого родственника видного сановника, была, мягко сказать, необременительна, чем объясняется возможность учеты и окончания А. М. Бакуниным в эти годы университета по философскому факультету (по другим данным агротехнического) в 1789 г. Научные успехи А. М. Бакунина были отмечены Туринской академией, выдавшей ему 4 июня того же года диплом, которым он причислялся к ее членам. Видимо, к самому концу 1780-х гг. относится посещение Франции, где он стал очевидцем революционных событий.
Все это время молодой человек состоял на государственной службе и продвигался по карьерной лестнице: 21 марта 1784 г. — назначен переводчиком, а 26 февраля 1787 г. — пожалован в коллежские асессоры. Однако 14 июня 1790 г. А. М. Бакунин был уволен от занимаемой должности, а 31 ноября ушел в отставку в чине надворного советника.
Наибольшее влияние на это решение имели, по утверждению А. М. Бакунина, пожелания его родителей, но ряд документов позволяет заключить, что главной причиной отставки и окончания столь блестяще начатой дипломатической карьеры были расстроенные денежные дела Бакуниных. Некоторое время после отставки Александр Михайлович жил в Петербурге, где был активным членом литературного кружка своего давнего знакомого (а к тому моменту и родственника) Николая Львова.
Самоотверженным трудом по управлению имением в течение 1790-1810-х гг. А. М. Бакунину удалось поправить пошатнувшееся материальное положение семьи, избежать разорения. В письме от 1 марта 1792 г. к Н. А. Львову, соседу и ближайшему другу, Бакунин умолял помочь с уплатой процентов и просил, в крайнем случае, продать бриллианты своей матери. Долги Бакуниных достигали в марте 1791 г. 53 тысяч рублей, за год он надеялся их сократить до 43 тысяч. Завершалось письмо следующей просьбой: «Неужели все исчезнет — ради Бога достаньте деньги, хотя бы волшебством <...> я бы счастливейший был на земле человек, если бы добиться денег». В деревне, занимаясь ведением хозяйства, А. М. Бакунин уделял часть своего досуга поэзии — во всяком случае, к 1790-м гг. относятся первые дошедшие до нас его стихотворения.
Литературным занятиям способствовали в немалой степени контакты с львовско-державинским кружком (сестрам Дьяковым, на которых были женаты Капнист, Львов и Державин, А. М. Бакунин по материнской линии приходился двоюродным братом), укрепившиеся во время его пребывания на службе в городе Гатчина с 12 января по 14 ноября 1797 г.
В январе 1797 года после вступления на престол императора Павла I Александр Михайлович Бакунин был вызван в Санкт-Петербург, где с присвоением чина коллежского советника был определён на службу советником в организованное Павлом I гатчинское городовое правление. Здесь он руководил работами по сооружению на речке Колпанка каскада прудов в парке «Сильвия», которые спроектировал Н. А. Львов. Однако 14 ноября 1797 года он по настоянию матери снова подал в отставку, чтобы вернуться и поселиться окончательно в Прямухино. Он активно занимался реформированием своего хозяйства. В самом начале своей реформаторской деятельности в своем хозяйстве им был составлен проект договора с крестьянами, который по его замыслу должен был явиться основой, проводимых в его хозяйстве реформ. Однако, этот проект остался только проектом. Большинство задуманным им в хозяйстве новшеств так и остались на бумаге. Однако его энергичные усилия все-таки давали результаты. Так, например, к 1804 году долг его семьи сократился на двадцать тысяч рублей, однако дальнейшая его женитьба и рождение детей не позволило ему это сделать, и даже пришлось опять занимать в долг.
Тяжелая болезнь отца и, видимо, продолжавшиеся материальные трудности побудили Александра Бакунина оставить столицу; после 14 ноября 1797 г. он фактически безвыездно жил в провинции. Его портрет этого времени донесло до нас письмо А. М. Ермолаева к А. X. Востокову от 11 июля 1802 г.: «В Торжке пробыли мы семь часов. Здесь увидел я Александра Михайловича Бакунина, который чрезвычайно на тебя похож. Облик лица такой же, как у тебя, брови срослись, волоса черные, близорук, неловок, не слишком опрятен, добр, знающ, умен и пишет стихи. Сколько сходства! Признаюсь, что, увидев его, я весьма обрадовался». В конце 1800-х гг. поэт некоторое время служил по дворянским выборам новоторским и тверским предводителем (1806-1808). К 1800-м гг. относится дружба с поэтом М. В. Храповицким (1758-1819), его письма к А. М. Бакунину хранятся в ИРЛИ. Важнейшим материалом для характеристики политических взглядов А. М. Бакунина 1800-х гг. являются его письма к А. Н. Оленину 1803 г. и трактат того же года «Условия помещика с крестьянином», сохранившийся в отделе рукописей Государственной публичной библиотеки в Петербурге. Атмосфера первых лет царствования Александра 1 благоприятствовала разного рода проектам, что, видимо, побудило поэта высказать свои мысли. Известно, что А. Н. Оленин хотел дать ход трактату, хлопотал о его рассмотрении. В одном из писем Оленину А. М. Бакунин, развивая свое положение о том, что «не просвещение от наук бывает, а успехи наук от просвещения», подвергает критике воззрения наиболее видных представителей европейского Просвещения (Вольтера, Руссо, Рейналя и др.) и приходит к выводу, что Россия должна, опираясь главным образом на национальные традиции, достигнуть истинного просвещения, задачи которого он определил как «воскрешение правосудия», «разлучение истины от суеверия», упорядочение законодательства и доходов всех сословий и некоторые другие. Роль монарха по осуществлении этой программы будет заключаться в том, что он, «храня законы, уподобится Богу, хранящему уставы природы». Особый интерес в трактате А. М. Бакунина представляет предисловие, свидетельствующее о его антикрепостнических убеждениях: «Нетрудно доказать из деяний русского народа, что рабство вкупе с невежеством внесено в Россию иноплеменными, возросло в бедствиях, укоренилось насилием и, следовательно, не есть зло России природное или полезное». В заключение автор приветствует указ Александра I о вольных хлебопашцах и предлагает меры для юридического упорядочения отношений крестьянина и помещика на основе взаимной выгоды и равноправия.
В 1806 году Александр Михайлович Бакунин был избран новоторжским уездным и тверским губернским предводителем дворянства.
В частной жизни поэта произошли значительные события — в 1810 г. A. М. Бакунин влюбился в Варвару Александровну Муравьеву, гостившую у своего отчима П. М. Полторацкого в соседнем имении, и вскоре они поженились.
От этого брака родились 11 детей, из которых один умер во младенчестве. Для характеристики образования, которое Бакунины-дети получали дома, достаточно указать, что их с детства обучали четырем языкам — французскому, немецкому, английскому и итальянскому. О широте интеллектуальных интересов семьи свидетельствует и домашняя библиотека Бакуниных, ее большая часть (787 книг) сохранилась в Государственном архиве Тверской области. Некоторые из книг, как явствует из вышеупомянутых отчетов Б. И. Коплана о командировках, влились в библиотеку Пушкинского Дома.
После бракосочетания в 1810 году на некоторое время поселился в Твери, где Александр Михайлович был вхож в салон великой княгини Екатерины Павловны. В этом салоне он общался со многими известными людьми своего времени, например, со знаменитым русским историком, историографом и писателем Николаем Карамзиным. Во время Отечественной войны в 1812 году Александр Михайлович и его супруга решили не покидать Прямухино.
Поездка четы Бакуниных в 1811 г. в Тверь, где в то время был двор принца Георгия Ольденбургского и его жены Екатерины Павловны, надолго оставила след в памяти семьи. Поэт был принят при дворе принца, где состоялось его знакомство с Н. М. Карамзиным, О. А. Кипренским, здесь же он встретился с Ю.А. Нелединским-Мелецким и Ф. В. Растопчиным, знакомыми ему по службе в Гатчине.
Нельзя обойти вниманием дружбу А. М. Бакунина в 1810-е гг. с основателем «Союза спасения» А. Н. Муравьевым, деятельность которого поэт хотел направить в русло политической умеренности. 16 писем А. Н. Муравьева к его кузине и ее мужу из-за границы (1812-1814), хранящихся в Рукописном отделе ИРЛИ, позволяют судить о силе взаимной привязанности. Предположительно играл немаловажную роль (своими советами Михаилу Муравьеву) при переформировании «Союза Спасения» в «Союз Благоденствия» в 1818 году. Более поздние письма, видимо, были уничтожены в Прямухине после декабрьского восстания 1825 г.
На протяжении 1830-х и 40-х годов Прямухино по приглашению Александра Михайловича посещали многие выдающиеся представители русского общества того времени — молодые философы, литераторы и учёные. Например, известный русский писатель И. И. Лажечников, директор мужской гимназии в Твери, в которой учились сыновья Бакуниных после посещения Прямухина написал об имении Бакуниных в самых превосходных выражениях. Гостями Прямухина были друзья Михаила Бакунина — В. Г. Белинский, Н. В; Станкевич, В. П. Боткин, И. С. Тургенев, жившие здесь, спорившие, влюблявшиеся в сестер Бакуниных.
В 1836 г. А. М. Бакунин был избран на трехлетие почетным попечителем Тверской губернской гимназии, после чего был в отставке, причиной которой было сильное ухудшение зрения, начавшееся еще в 1800-е гг. и завершившееся слепотой. Одна из поэм Бакунина так и называется «О, слепота, порок большой». Ее создание относится, видимо, к началу 1830-х гг., так как сохранившаяся беловая копия написана на бумаге, изготовленной в 1832 г. Скончался А. М. Бакунин в своем поместье Прямухино 9 (21) декабря 1854 г.


Рецензии