1116. Хуторская чертовщина. Двойное везение

                Покинув усадебный дом и выйдя к горе, где в удовольствие справив нужду, Тазя с Песей выдвинулись вдоль края речной балки к извозу.
             Не до ходя до колодца, чтоб был от них по левую сторону дороги, услышали позади себя конский топот, отчего вынуждены были спрятаться, спустившись под гору с таким расчётом, чтоб не оказаться замеченными всадниками.
                Притаившись, стали поджидать, когда всадники проедут мимо них и затем выбравшись наверх продолжить своё передвижение по дороге.
              Ехавший впереди всадник, а их всего было четверо, остановившись на против колодца, предложил напоить коней, да и самим испить водички.
                Видимо старший из них, остановившись со всеми общей группой, высказал своё мнение, что лошадей проще попоить в речке, а вот самим почему бы не попить воды из колодца.
                Кто – то из молодых и более шустрых, соскочил со своего коня и подойдя к колодцу с сожалением произнёс, что за отсутствием ведра и цепи на вороте этого сделать невозможно.
            Дальше последовала брань и нравоучение, что в былое время за такие злодеяния, как воровство казённого имущества запросто могли упечь в кутузку.
               Затем разговор сменил тему и у приезжего по особому поручению было спросили насчёт поимки лазутчиков, забрасывающих в тыловую зону и распространяющих деньги сторублёвыми банкнотами.
                На что было дано соответствующее объяснение, что развитая сеть этих самых лазутчиков глубоко законспирирована и действуют они согласно составленному плану, забрасывая деньги определёнными партия под видом беспечных мотов.
              Вначале объявившись в Георгиевске, устроили грандиозную попойку в гостинице «Лувра», где ими была завербована семейная пара, а вскоре перебрались на Воды, где погуляли на широкую ногу, но самое удивительное, что в самый последний момент умело заметали свои следы, успевая скрыться от ареста.
              Казалось бы, на этом утихло, если бы в недавнее время банкноты этой серии не объявились в Моздоке, но и там им удалось скрыться, а теперь, во что даже трудно поверить, подобной серии деньги объявились в этом захолустном хуторишке.
                Только вот согласно расследованию и с показания свидетелей, получается одно не большое не соответствие, по всем приметам один из лазутчиков имеет одинаковое совпадение, а вот по второму совсем разняться данные.
                Со слов одних и со слов других это два разных типа.
         И вновь вышло так, что из этого хутора двое подозреваемых улизнули в самый последний момент.
             И уже когда конные тронули в путь у представителя особого отдела поинтересовались чего он думает на счёт пропавшего трупа из оврага, но о чём он говорил уже не было слышно, конные удалились вниз по извозу.

                Тазя толкнув Песю в бок, спросил того.
-Ну что, слыхал о чём тут лепетал сыскарь?
-Ну тебя прям как с картины обрисовал по всем приметам, хоть прям здесь бери под арест.
-А вот нас с Шобой восприняли за одного.
              Песя был заметно зол, сказав сквозь зубы.
-И какая это свинья крестьянская со сторублёвками помчалась в город?
- Это удачно вышло Тазя, что мы не оказались у Глашки, как знать, чего бы вышло, если бы нас накрыли у неё.
- Да уж, повезло так повезло, теперь Песярик денежки придётся по придержать, иначе можем накликать на себя беду.
-Да чё я совсем не соображаю, если и по тратимся, то только не здесь.
               Приятели выбрались в гору, огляделись по сторонам и с чувством лёгкой неприятности прошли дорогой к извозу, спустившись вниз речной балки, остановились на распутье, где Тазя расставаясь дал совет приятелю.
- Ты сразу к мельнице не ходи, обойди со всех сторон, принюхайся и прислушайся, сам понимать должен в пустующее помещение может забраться кто угодно.
- Так что будь осторожен, если что не так в конфликт не вступай, оно лучше будет для твоего же здоровья.
-Ты тоже Тазик ушами не хлопай, зри в оба глаза, слушай в оба уха, нюхай в обе ноздри, да не забывай поглядывать по сторонам и иногда оглядываться назад.
-Всякий народишко шастает там, где ему сроду запрещалось ходить, от былого порядка и следа не осталось.
- Так что давай шуруй в свой хуторишко, а я вокруг мельницы поплутаю, может чего и вынюхаю.
                Злотазан свернул с дороги и направился к излучине речки, а Песя всё стоял и глядел ему вслед и только когда его приятель скрылся среди зарослей болотного тростника, повернулся в сторону своей мельницы и пристально стал вглядываться, пытаясь разглядеть, висит ли замок на двери.
 Шагая тропинкой вдоль берега, Тазя не мог не отметить, что теперь здесь стали ходить на много реже, ещё пару годков и эта дорожка окончательно зарастёт, что с одной стороны даже и хорошо, а с другой меньше всякого приблудного люда здесь будет шастать.
               Заворачивая излучиной речки, там, где имелся не большой двугорбый курганчик, Злотазаном были вспугнуты две утки, которые с характерным кряканьем и шлёпаньем крыльев по воде, всколыхнули у него внутри придремавший страх.
                Выругавшись вслед улетевших уток, он продолжил своё продвижение, но уже с чувством обеспокоенности и следуя наставлениям своего приятеля стал озираться по сторонам.
                И надо было этим уткам именно в этом месте устроиться на ночёвку, ведь имелось вокруг мест куда получше этого.
         Что ни говори, а не приятный осадочек заставил по волноваться, странное чувство испытываешь, когда сам начинаешь побаиваться предстоящей неизвестности.
              Но все волнения оказались напрасными, Злотазан без каких-либо происшествий вышел к месту, где набирали воду хуторские водовозы, а впереди маячил насыпной курган.
            Пройдя с полсотни шагов по открытой местности, почувствовал на своей спине чей – то пристальный взгляд, резко повернувшись и вглядываясь в ночную темень, вроде как заметил мелькнувшую тень, отчего в голове закружился рой сомнений с догадками, кто же это мог быть?
             Но из всего бесконечного количества почему – то подумалось, что это мог быть Песя, устроивший за ним слежку.
              В таком случае все планы менялись и следовало удостовериться, что это так и есть.
              Решение пришло мгновенно, Злотазан не стал влезать на гору, а собрался обойти курган, чтоб по другую сторону взобраться на вершину и уже оттуда произвести своё наблюдение. 
            Он так и поступил, обойдя курган, неожиданно проявив прыть, спешно взобрался на вершину и уже оттуда ему открывался удивительный вид.
             Почти на все триста шестьдесят градусов, за малым исключением, всё просматривалась как на ладони.
             Вон внизу виднелась загогулина русла речки, а за ней большой трёхлучевой курган, по правую сторону у самой горы просматривался барский огород, вспаханный и приведённый в порядок.
              По левую сторону виднелся ещё не тронутый лес и дорога через всю балку, с одной горы от извоза на противоположную сторону.
                Но Златазана эта ночная красота мало чем привлекала к себе, его больше интересовало само подножье кургана, где любое шевеление тут же будет замечено им.
               В течение четверти часа, а то и того более,  он просидел, выслеживая появление Песи, но ни Песи и никого иного им замечено не было, что в какой – то мере успокоило его.
             Спустившись вниз рыхлой насыпи и воспользовавшись перешейком, выбрался на небольшую плоскость, пройдя через которую вышел к хуторскому извозу.

              В это же время со стороны степи двигалась повозка, не желая встречи с запоздалым хуторянином, лукавый чертяка вознамерился притаиться, дождаться, когда телега свернёт на хуторскую улицу, после чего спокойно продолжить своё скромное странствие.
               Каково же было удивление Злотазана, когда он на углу двора Марии Малиничкиной распознал коней Назара Савича, ему да не узнать Серка с Чубарым, а на лавке восседал сам хозяин.
             Вот так удача, как говорят на ловца, и зверь бежит, а Назар ещё тот матёрый зверь, которого следовало приучить для своих дальнейших с пользой делишек.
                А для этого много не надо, только лишний раз напомнить, что в скором времени Савич станет вместо Викешки Охрименко полноправным управляющим поместья.
                С радостным настроем будущий обладатель поместья покинул своё укрытие и торопливо поспешил к хуторской улице с большим желанием, остановить повозку и узнать у Назара о делах последних дней.
               Савич не сразу признал в быстро шагающим ему наперерез Злотазане Пал Андреича и как человек радеющий за своё имущество поспешил полезть в карман, где у него имелся наган.
              Понимая, что сейчас может произойти большое недоразумение, приняв его за отчаянного бандита, ловкий пройдоха окрикнул Савича.
-Доброго вам здоровья Назар Александрович, чего так припозднились?
- Уже давно ночь на дворе, а вы все разъезжаете в своей таратайке.
- Уж не нужда ли какая вас заставила ночами разъезжать?
                Признав Пал Андреича, Назар натянул вожжи и остановив лошадей спросил, у подходящего к нему Злотазану.
- Какими судьбами Пал Андреич в наши края?
- Да я гляжу, у вас дела видно в гору пошли, вон какой прикид имеете, чисто заезжий приказчик из столицы.
- В гору не в гору, но малая доля правды в том есть.
                На подошедшего Пал Андреича стал коситься и храпеть Серко, Назар смыкнув на себя правую вожжу, не довольно выругался.
- Какого хрена тебе не стоится?
-Расхрапелся словно волк притаился по близости!
                Злотазан понимая, что это его присутствие заставляет лошадь волноваться, попытался схитрить и это у него удачно вышло.
-Всё может быть Назар, я тут лесной дорогой проходил, так мне дорогу перебежал то ли волк то ли собака.
-Прям здесь внизу извоза, вот и беспокоиться твой Серко, замечательный конь, предупреждает своего хозяина об опасности.
- Так, а вы, Пал Андреич чего это на ночь глядючи к нам заявились?
- Уж не прознали, что Викешки сын старшой пожаловал к отцу?
-Прибыл с важной миссией,
                усмехнувшись, произнёс Назар,
-вспомнил о родстве с папашкой, когда нужда совсем прижала.
-Нет Назар знать не знал и только вот от тебя услышал.
-Так ты мне по подробней расскажи, хотелось бы знать кто таков и чем дышит.
-Так полезай ко мне в бричку, я тебе по дороге и всё растолкую.
-Благодарствую, но я лучше сбоку пройдусь.
- Понимаю, боишься запачкаться и правильно делаешь.
- Но – о, пошли дармоеды, только и знаете, как фураж изводить.
               Пустив лошадей шагом, чтоб не утомить быстрой ходьбой Пал Андреича, Савич, как любой обычный человек радеющий за своё дело, воспользовавшись моментом, поделился своими впечатлениями.
-Я Пал Андреич чего задержался допоздна, а от того, что имел желание осмотреть всходы зерновых.
- Ведь я приверженец прогрессивных технологий.
-Стараюсь придерживаться наукам, это наше хуторское дурачьё всё цепляется за старинушку, не осознавая своих выгод, взять с умом той же десятины    удвоенный, а то и утроенный урожай.
-Опять же на волах да лошадях много не сделаешь, надо внедрять машины.
-Вон те же немцы в своих экономиях имеют паровые молотилки, так у них зерно не сравнимо с нашим, вот вам и разница в цене за один и тот же вес.
-  А я не ради хвастовства делюсь, в этот год посеял зерно сеялкой, не привычно, но вот сегодня глянул на взошедшие посевы, и душа радуется.
- Поля любо дорого смотреть, словно их гребёнкой причесали и самое главное равномерная густота посевов.
-Смотрел я Пал Андреич на эту красоту и налюбоваться не мог.
-А затем проехал посмотреть, где лучшая трава для сенокоса подрастает, приметил я не сколько хороших мест, без торчащих прошлогодних будылок и мелкого кустарника, где пройдусь конной косилкой.
-Уж если пару ливней пройдёт в маю, то быть мне с сеном.
- Сделаю запасы на несколько лет, поставлю скирды и стога и пусть себе стоят, дожидаются своего часа.
- А не боишься Назар, нахлынут сборщики податей на военные нужды, да и твоё сено приберут к своим рукам?
-На этот счёт у меня Пал Андреич имеется одна хитрая задумка.
-Есть у меня не сколько семей на примете, вот часть сена и выделю им на сохранение.
- Уж если и придётся отдать, то и себя не обижу.
-Ты Пал Андреич нашу лужу обойди тем порядком.
-Намесили грязи, до лета не просохнет.
               
                Ещё проехав несколько дворов, Назар завернул лошадей с хуторской дороги и уткнувшись в свои ворота остановил повозку.
- Пр-р-р, стоять ироды Иерихонские!
-Не придержи вас, так готовы ворота снести!
-Пал Андреич, ты как?
- Может зайдёшь в гости поужинаем вместе.
-А я тебе о последних новостях поведаю в подробностях.
                В это же время загремели засовы ворот, это Назарова любимица дочь прибежала отворить ворота, выглянув на улицу в приоткрытую щель, проявила любопытство, увидев незнакомца возле отцовой повозки.
-  Да ты особо не стесняйся, у меня всё по - простому.
-Такому важному гостю окажу все любезности.
-Вон счас Надюшке дам распоряжение и пусть с матерью накрывают стол.
                Да уж велик соблазн, да ещё с каким выбором, есть возможность сытно поесть, крепко выпить, да и послушать о последних хуторских новостях.
               Злотазан кашлянул для приличия в кулак, да и с напущенным смущением произнес.
-Умеешь ты Назар Александрович уговаривать.
- Так уж и быть, зайду к тебе, да и составлю компанию за столом.
                Назар по своей натуре хоть и был прижимистым мужиком, но для такого важного гостя он рад расстараться, а чего не пригласить к себе, да угостить щедрым крестьянским ужином.
                У него от этого много не убудет, а коль выпадет по судьбе стать управляющим поместья у Пал Андреича, так он этот ужин отобьёт тысячу раз и не поморщиться.
-Надька! Чего вылупилась как дура малолетняя, отворила ворота и беги скажи матери, чтоб стол накрывала, к нам пожаловал почтеннейший гость.
-Ужинать вместе будем, да пусть выставит самого наилучшего,
                уже вслед убегающей дочери выкрикнул Назар.
- Милости просим заходить Пал Андреич в наше скромное обиталище.
- Не побрезгуйте нашим приглашением, порадуйте старика своим присутствием.
«Да уж, нашёлся старик,
                подумал Злотазан,
 да такой запросто удушит медведя, а затем возьмёт его за ноги и вытрусить из шкуры мясо единой тушей».
             Назар въехал в свой двор, следом вошёл Злотазан, мимо пробежавшая Надюшка закрыла ворота на все запоры.
                Остановившись по среди двора, званный гость отметил про себя о хозяйском подходе Назара во всём, от удобной планировки и добротности строений.
                Даже собака, поглядывая на него с большим желание сорваться с цепи и уцепиться ему в ногу, послушно сдерживала свои злостные намерения, поскуливала и не находя себе места, то присаживалась, то бегала туда – сюда на сколько это ей позволяла длина цепка.
                Всё внимание, устремив на своего хозяина, проехавшего мимо неё в хозяйственный двор, извелась в ожидании, и стоило бы только хозяину отдать команду, она б с большим удовольствием изгнала бы из двора этого странного чужака.
                Но многолетняя суровая дрессировка научила повиноваться командам без всякого желания собственной инициативы.

                В то время, когда Злотазан разглядывал двор Савича, тот с лёгкой проворностью распряг коней, хомуты и сбрую отволок в сарай и запер на замок, а связку ключей положил в карман.
              Крикнув своей дочке, чтоб та задала корму лошадям, уважительно предложил своему гостю пройти в хату.
               Приглашение было принято с одним условием, чтоб не разжигали больших огней, как отзывался сам Пал Андреич, от яркого света у него вызывало не приятную мигрень сразу во всей голове.
                Пожелание гостя было воспринято радушно, да и сам Назар высказался вполне разумно, чего зря жечь свечи и керосин, когда в этом нет никакой необходимости, во всём должна быть разумная экономия.
                При этих вполне полезных высказываниях Пал Андреич сопровождаемый Савичем прошли в сенцы, а оттуда не снимая обуви, как почтительное уважение гостю, прошли в комнату, где, сняв верхнюю одежду и свой картуз, Злотазан присел с краю стола, с напущенным смущением отказываясь от почётного места для гостей.
               Суетливая хозяйка успевшая выставить на стол скромную крестьянскую еду, суетилась у печи, где готовила на одной сковороде квашеную капусту на сале, а во второй поджаривала сало, чтоб забить его не менее десятка яиц.
            Назар, вытирая вымытые руки полотенцем, быстро окинув стол своим прозорливым взглядом, не довольно пробасил.
-Мать, ну ты хоть думай, чего выставляешь на стол.
- Подай для гостя водки.
                Злотазан решил вступиться за хозяйку спросив Савича.
- А чем Назар плох твой сиводрал?
- Как я понимаю, ты его варил для своих потребностей, а это уже гарантирует качество напитка.
-Пусть остаётся как есть, в подобных делах я не особо разборчив, с удовольствием выпью твоей выгонки.
- У хорошего хозяина всё пристойно, так что наливай и не сомневайся, брезговать не стану.
                Как было Назару не порадоваться такому гостю, а водка останется на другой, более важный случай.
                Налив из четвертной бутыли по половине стакана сиводрала и заткнув горлышко половинкой початка кукурузы, водрузив посудину по центру стола, Назар предложил для поднятия аппетита выпить за общее здравие.

                21 -22 июль 2023г.


Рецензии