Эволюция смысла

               

 
  Будучи с юности  преданным поклонником, да и просто настоящим  пленником великого романа Булгакова «Мастер и Маргарита», я, как и огромная армия его почитателей, долгое время пребывал в перманентном состоянии оглушающего, летящего в небесах восторга.

  Однако по прошествии многих лет мысли об этом замечательном произведении все чаще стали отзываться в моем сознании неким всевозрастающим дискомфортом. Мучительное видение помимо моей воли  стало преследовать меня и просто скотским образом отравлять мои восторженные чувства. А видение такое. Некий здоровенный, широкоплечий амбал поймал муху и со сладострастной неспешностью начинает отрывать у нее лапки, крылышки, приговаривая при этом: "вот, что хочу, то с тобой и сделаю! А тебе, букашка ничтожная, помешать уж ничем не получится".

  И, наконец, подумалось: интересно, а как все-таки можно оценить восторг этого шутника, коли при вас это он стал бы все проделывать?

 То есть, все эти затеи Воланда и его ватаги, куда деваться, оставляют весьма гадливое и несуразное впечатление. Ну, спрашивается, зачем проделывать все эти мерзкие кудеса с квартирой и бедными москвичами, коли они и так замордованы не только тяготами своего нелегкого бытия, но и жестким давлением деспотической власти? С которой наш злодей почему-то не захотел связываться! Что же это получается,  ГПУ оказалось сильнее дьявола? И потом, в твоей же сатанинской власти творить целые миры в бесчисленных измерениях с дворцами, замками, садами и прочей необходимой тебе мишурой! Ну и поместил бы туда москвичку Маргариту на роль королевы бала, коль скоро без нее никак было не обойтись … Что интересно,  Булгаков видимо и сам почувствовал слабину этого сюжетного построения и попытался словами своего героя со сцены Варьете объяснить читателям, что, дескать, ему, Сатане, стало интересно, а чем же изменились люди (в лице москвичей) за прошедшие века? Как будто не в его власти удовлетворить свое любопытство иным способом, не устраивая весь этот безобразный балаган! Который, ко всему прочему, своей провинциальной безвкусицей просто-напросто подрывает авторитет Великой силы, способной противостоять самому Создателю!

  « …Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» читаем мы в эпиграфе.
 Ну и где же, простите, в этих деяниях нам разгядеть благо? Хотя бы в каком-нибудь смысле? 

   Однако, стоп! Наклевывается еще одно, прямо-таки парадоксальное соображение. Быть может Булгаков в очень тонкой и завуалированной форме нам, читателям, дает понять,  что, по его мнению, кремлевский диктатор в своей злодейской силе и покруче дьявола будет?  Или, сказать точнее, он, Иосиф Виссарионович, является  более высоким  воплощением Сатаны в нашем мире?  А может быть просто иной, равной ипостасью? Ведь по ведомству Света, в совокупности своих преступлений (репрессии, коллективизация) товарищ Сталин, согласитесь, проходить никак не может…
 
  Словом, центральную фигуру романа, то есть Воланда, благодарить не за что.
 Не привнес он в роман никакого добра! Однако с учетом того, что автор своей феерической фантазией глубинным образом разбередил наше читательское воображение, а, самое важное, главной ценностью романа все-таки утвердил для нас великую, прямо-таки вселенскую Любовь Мастера и Маргариты, то следует признать, что  произведению никакая укоризна не страшна. А, потому, дорогой  Михаил Афанасьевич,  наше Вам  непоколебимое  Браво и Спасибо!


Рецензии
Я тоже являюсь почитателем таланта М. А. Булгакова, но после Вашей статьи задумался. На этот раз многие сюжетные повороты показались мне яркими, но нелогичными.
Почему, например, вполне положительному М. А. Берлиозу отрезали голову, а гнусный доносчик Алоизий Могарыч практически не пострадал? Критик Латунский, который травил Мастера, отделался погромом в квартире, причём наказала сама Маргарита, а не высшие силы. Несчастному Ж. Бенгальскому прилюдно оторвали голову. За что?
Легкомысленного С. Лиходеева лишают квартиры. Многие персонажи попадают в сумасшедший дом и характер их меняется, но другие "пострадавшие" (например,Никанор Иванович Босой) ничуть не меняются...
Во всех этих метаморфозах трудно усмотреть высшую справедливость, хотя Воланд производит впечатление беспристрастной карающей силы.
Странно и то, что даже Воланд порой проявляет что-то, похожее на сочувствие, а его оппонент, Иисус, вообще не участвует в событиях и общается только с Понтием Пилатом.
Складывается впечатление, что общую идейную конструкцию романа писатель не вполне продумал (или вынужден был скорректировать) и компенсировал это великолепными сценами.
С уважением,

Томас Твин   22.02.2025 21:53     Заявить о нарушении
Спасибо, Томас! Рад, что и Вы посчитали необходимым на роман "Мастер и Маргарита" взглянуть с иного, нестандартного ракурса. И разобраться в радуге смыслов, которую жаждет открыть неудовлетворенный разум. И конечно тут дело не в гордыне разоблачительства ("из принципа!"), а в искреннем желании разобраться во всем этом хитросплетений мотивации поступков героев, а пуще всего в мотивации самого автора. Лично у меня сложилось впечатление, что автор преследовал цель создания не толко гимна любви, но и (прежде всего!) этакую галерею преперированных человеческих пороков. Как в анатомическом театре. Что очень примечательно - все пложительные герои остались в романе Мастера о Понтии Пилате, а в реальной Москве кроме устремненной в небеса влюбленной пары - никого... Может быть оттого, что в этой реальной жизний у самого Михаила Афанасьевича кроме ревнивых, злобных трвителей ему не встретилось ни одного доброжелательного человека. И весь свет мира оказался сосредоточен в образе его горячо любимой и преданной женщины. И это был его спасительный сотровок добродетели и счастья в темном мире людей. Мне так кажется.
С увжением и наилучшими пожеланиями
Сергей

Сергей Дерябин   23.02.2025 00:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.