Эволюция смысла
Будучи с юности преданным поклонником, да и просто настоящим пленником великого романа Булгакова «Мастер и Маргарита», я, как и огромная армия его почитателей, долгое время пребывал в перманентном состоянии оглушающего, летящего в небесах восторга.
Однако по прошествии многих лет мысли об этом замечательном произведении все чаще стали отзываться в моем сознании неким всевозрастающим дискомфортом. Мучительное видение помимо моей воли стало преследовать меня и просто скотским образом отравлять мои восторженные чувства. А видение такое. Некий здоровенный, широкоплечий амбал поймал муху и со сладострастной неспешностью начинает отрывать у нее лапки, крылышки, приговаривая при этом: "вот, что хочу, то с тобой и сделаю! А тебе, букашка ничтожная, помешать уж ничем не получится".
И, наконец, подумалось: интересно, а как все-таки можно оценить восторг этого шутника, коли при вас это он стал бы все проделывать?
То есть, все эти затеи Воланда и его ватаги, куда деваться, оставляют весьма гадливое и несуразное впечатление. Ну, спрашивается, зачем проделывать все эти мерзкие кудеса с квартирой и бедными москвичами, коли они и так замордованы не только тяготами своего нелегкого бытия, но и жестким давлением деспотической власти? С которой наш злодей почему-то не захотел связываться! Что же это получается, ГПУ оказалось сильнее дьявола? И потом, в твоей же сатанинской власти творить целые миры в бесчисленных измерениях с дворцами, замками, садами и прочей необходимой тебе мишурой! Ну и поместил бы туда москвичку Маргариту на роль королевы бала, коль скоро без нее никак было не обойтись … Что интересно, Булгаков видимо и сам почувствовал слабину этого сюжетного построения и попытался словами своего героя со сцены Варьете объяснить читателям, что, дескать, ему, Сатане, стало интересно, а чем же изменились люди (в лице москвичей) за прошедшие века? Как будто не в его власти удовлетворить свое любопытство иным способом, не устраивая весь этот безобразный балаган! Который, ко всему прочему, своей провинциальной безвкусицей просто-напросто подрывает авторитет Великой силы, способной противостоять самому Создателю!
« …Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» читаем мы в эпиграфе.
Ну и где же, простите, в этих деяниях нам разгядеть благо? Хотя бы в каком-нибудь смысле?
Однако, стоп! Наклевывается еще одно, прямо-таки парадоксальное соображение. Быть может Булгаков в очень тонкой и завуалированной форме нам, читателям, дает понять, что, по его мнению, кремлевский диктатор в своей злодейской силе и покруче дьявола будет? Или, сказать точнее, он, Иосиф Виссарионович, является более высоким воплощением Сатаны в нашем мире? А может быть просто иной, равной ипостасью? Ведь по ведомству Света, в совокупности своих преступлений (репрессии, коллективизация) товарищ Сталин, согласитесь, проходить никак не может…
Словом, центральную фигуру романа, то есть Воланда, благодарить не за что.
Не привнес он в роман никакого добра! Однако с учетом того, что автор своей феерической фантазией глубинным образом разбередил наше читательское воображение, а, самое важное, главной ценностью романа все-таки утвердил для нас великую, прямо-таки вселенскую Любовь Мастера и Маргариты, то следует признать, что произведению никакая укоризна не страшна. А, потому, дорогой Михаил Афанасьевич, наше Вам непоколебимое Браво и Спасибо!
Свидетельство о публикации №223072201283
Почему, например, вполне положительному М. А. Берлиозу отрезали голову, а гнусный доносчик Алоизий Могарыч практически не пострадал? Критик Латунский, который травил Мастера, отделался погромом в квартире, причём наказала сама Маргарита, а не высшие силы. Несчастному Ж. Бенгальскому прилюдно оторвали голову. За что?
Легкомысленного С. Лиходеева лишают квартиры. Многие персонажи попадают в сумасшедший дом и характер их меняется, но другие "пострадавшие" (например,Никанор Иванович Босой) ничуть не меняются...
Во всех этих метаморфозах трудно усмотреть высшую справедливость, хотя Воланд производит впечатление беспристрастной карающей силы.
Странно и то, что даже Воланд порой проявляет что-то, похожее на сочувствие, а его оппонент, Иисус, вообще не участвует в событиях и общается только с Понтием Пилатом.
Складывается впечатление, что общую идейную конструкцию романа писатель не вполне продумал (или вынужден был скорректировать) и компенсировал это великолепными сценами.
С уважением,
Томас Твин 22.02.2025 21:53 Заявить о нарушении
С увжением и наилучшими пожеланиями
Сергей
Сергей Дерябин 23.02.2025 00:13 Заявить о нарушении