Русалки какрождаются легенды

Русалки: как рождаются легенды

Одним из самых популярных мифических персонажей сказок всех народов были русалки: полурыбы, полуптицы, полуженщины. От людей они почти не отличаются и могут иметь в нижней части тела вместо ног хвост, похожий на хвост рыбы. Но не обязательно. У восточных славян русалки - это души утопленных девушек, умерших до вступления в брак, главным образом просватанных невест, не доживших до свадьбы, либо умерших на русалочьей неделе, которые могут принимать живой человеческий облик.

 

Это некий поэтический миф красавицы – русалки, богини вод и лесов, и, как правило, она без пугающего рыбьего хвоста, в облике обычной деревенской девушки. Да и вообще рыбий хвост, в славянских поверьях упоминается очень редко. Многие ученые считают образ русалки исконно славянским, который сложился в глубокой древности.
Русалки или водяные девы чрезвычайно обогатили мифы и сказания наших предков. На Руси они - неземной красоты, с длинными зелеными волосами, весьма шаловливые и сексуальные, с заманчивыми и завлекающими голосами. Обитали они, как правило, в речных омутах, но и жили также и в чащобах, на деревьях, чаще на раскидистых ивах над водой или плакучей березе. Порою они качались на ветвях, резвились. Помните у Пушкина – “Русалка на ветвях сидит”? А еще они, с троицына дня, спускаются на травку, веселятся, водят хороводы. Аукаются между собой. И после этого и травка густо растет, и хлеб родится обильнее. Хотя и неприятностей от них много. Могут и порчу наслать – бури, дожди, град. Русалки любят греться на солнце на камнях у берега водоема, расчесывая гребнями свои длинные волосы. А в русалочью неделю, обрядовый праздник “проводов русалок”, отмечающий у славян главным образом в летний Иванов день, молодежь в селах наряжается в белые одежды, поет песни и также водит хороводы.
Иногда русалки, обманутые и обиженные, жестоко мстят людям за то, что они довели их до гибели, и строят всякого рода козни протии мужского рода человеческого. По древним поверьям могут и защекотать, даже зацеловать до смерти ил увести мужчин из семьи. Но не всех, а только тех, кто им нравится. Они еще и влюбляются в свою жертву. Смерть от их любви также чарующе привлекательна, как и они сами.
Никто из мужчин не выдерживает завлекающего голоса русалки и никому не выбраться из их объятий, настолько они хороши. И готовы они бросить любимую жену, чтобы променять на обольстительную и чарующую русалку.
Русалка у Николая Гоголя – это молодая и прекрасная женщина в белом, с длинными и распущенными волосами. А в “Майской ночи” у русалок “тело как будто связано из прозрачных облаков и светится насквозь при прозрачном месяце”. Образ русалки очень загадочен и трагичен и таит в себе страдания и злоключения ее прошлой жизни.
Истоки мифов о существовании морских русалок уходят в глубокую древность. Еще римский историк и ученый Плиний старший писал о русалках как о реально существующих созданиях и утверждал, что он сам видел их мертвые тела на берегу моря. В древнегреческой мифологии это морские божества дочери Нерея и океаниды Дориды и назывались нереиды. Греки их очень почитают и сохранили веру в них вплоть до наших дней. Внешне они очень похожи на речных русалок. И в лунные ночи также выходят на берег и водят хороводы, устраивая с тритонами музыкальные состязания. Их головы обычно украшены кораллами, а одеты они в белое шелковое платье, отороченное золотом. Они, как утверждают греки, могут быть очень добрыми и дружелюбными к морякам, полны сочувствия к ним и готовности помочь.

 
Нереида на быке (II век до н.э.)

Однако мировой фольклор насыщен многочисленными легендами, былями и историями об обольстительных обитательницах водных просторов которые завлекают русалочьими песнями незадачливых мореходов, чтобы привлечь их ближе к берегу к опасной мели. В зарубежных мифах морские русалки с рыбьими хвостами сидят обычно на камнях.
 Вспомните сладкоголосых сирен, с восхитительными и заманчивыми голосами, заманивших моряков Одиссея своим пением на верную смерть. Иногда они катались верхом на волне, вовлекая несчастных мореходов к себе в водную пучину. Чарующие и вечно молодые, они казались такими близкими и недостижимыми и своим чудесным пением завлекали моряков в свои сети. А вообще встречу с русалкой моряки считали несчастливой приметой. Если даже удалось вырваться из ее обольстительных сетей, все равно им суждено попасть в ее подводное царство, то есть утонуть.

 

В существовании этих нимф верили даже в эпоху Просвещения в ХVIII столетии. О встречах с земноводными существами, похожими на человека, опубликовано немало “достоверных сведений”. Особенно часто такие сведения выдавали моряки, возвращаясь из дальних океанских плаваний.
Возникновение образа русалки у моряков, китобоев и рыбаков, по мнению психологов, обусловлено их внутренней физиологической потребностью, связанной с воздержанием в длительных океанских рейсах.
Встречи моряков с ними в открытом океане во времена Христофора Колумба, по их рассказам, были заурядным явлением. Христофор Колумб, сначала скептически относившийся к существованию морских нимф, в одном из своих плаваний в своем дневнике все-таки отметил, что у берегов Гаити он сам видел трех русалок. А знаменитый мореплаватель Генри Гудзон и члены его команды утверждали, что видели русалку в 1625 году у берегов Новой Земли.
Немецкий естествоиспытатель Георг Стеллер, участвующий во 2-й Камчатской экспедиции Витуса Беринга отметил, что моряки могли принимать за русалок морских дюгоней, вскармливающих своих детенышей молоком, как и все млекопитающие. Они обнимают и словно ласкают их своими плавничками. Может, поэтому невежественные моряки и принимали их за полулюдей, то есть морских русалок. А поскольку ламантины любят обитать среди длинных водорослей, то их колебания им напоминали развевающие волосы русалок. Но все это гипотезы.
Лично мне не доводилось “встречаться” в своих многочисленных плаваниях с этими дивными существами. Я старался на корню убивать в себе зарождающее сексуальное влечение. На переходах и в свободное время между вахтами интенсивно занимался спортом. Но признаюсь откровенно, помогало мало, хотя обольстительные русалки во время моих длительных ночных вахт так и не появились.
После автономного плавания в океане более полугода резко возрастает вероятность появления видений русалок у моряков. Я неоднократно слышал от них, в том числе и на нашем судне, что им регулярно являлись прекрасные морские нимфы. Ну а дальше их в измышлениях продолжается восторженная эйфория обольстительными морскими искусительницами. Не исключено, как предполагал Георг Стеллер, что некоторые морские животные, постоянно сопровождающие корабли, как тюлени или котики, изящные и игривые, с лоснящейся тушкой, напоминали морякам в их сексуальных фантазиях, страдающих от одиночества и половой неудовлетворенности, образ тех, кто запечатлен в их памяти – будь то жена или любимая подруга.
Отдельные происшествия “случайного” падения моряков за борт во время несения ночных вахт ничем иным нельзя объяснить, как тем, что их завлекли морские ведьмы. В одном из наших тихоокеанских рейсов второй штурман судна влюбленный в американскую диву Мерилин Монро, чья фотография висела у него в каюте, вдруг стал заговариваться и утверждать, что она появляется на его вахте каждую ночь с распущенными волосами, будто бы покрытые зелеными водорослями. И россыпи морских капель на ее груди, отсвечивали словно бриллианты.  Она призывно улыбалась ему, поглаживая себя руками по талии и бедрам, зазывая его и помахивая необыкновенно сексуальным рыбьим хвостом. Завороженный прекрасной обольстительницей он последовал за ней за борт.  Нам пришлось тот час вытаскивать его из воды и изолировать.  Скоро мы получили разрешение руководства срочно связаться с плавбазой, работающей вблизи нашего района по поводу встречи для “пополнения камбуза скоропортящимися продуктами и бункеровки свежей водой”.  Как известно на плавбазе всегда много женщин, работающих по найму, обрабатывающих рыбную продукцию на промысле в течении многих месяцев и также страдающих сексуальной неудовлетворенностью. После встречи с плавбазой в открытом океане, мы с трудом, лишь за несколько дней, собрали “потерявшихся” на огромном судне наших моряков. С учетом многомесячного отрыва экипажа от прекрасной половины человечества их можно было понять. Кто осмелится бросить камень в несчастных моряков?  Никаких административных санкций против них капитан не принял.  Попав снова на родной борт, они с энтузиазмом принялись за работу.
Широко известен случай, когда путешественник Эрик де Бишоп, плывя на своем плоту из Таити в Чили в 1957 году, увидел непонятное существо с длинными волосами и рыбьим хвостом, появившееся внезапно рядом с ним. Перепуганный путешественник попытался схватить его, но в руках у него осталась только рыбья чешуя. Верить или не верить в правдивость “достоверных” историй – это предоставляем читателю.
Любопытно, что в 1961 году власти острова Мэн (Англия) даже объявили огромный приз тому, кто поймает живую русалку. Тотчас появились очевидцы, что будто бы они видели ее и “чуть- чуть” не поймали это загадочное существо. В общем, нимфа как всегда, и во все времена оказалась неуловимой, недосягаемой и по-прежнему таинственной.
Русалки представлены в изобразительном искусстве на картинах знаменитых художников К. Маковского, И. Крамского, в музыке - операх А. Дворжака и Н. Даргомыжского, а также в балете ‘Жизель”, в сказке Андерсена “Русалочка”и, как я уже отмечал, в очерках А. Пушкина и Н. Гоголя.
 
Памятник русалке в Мисхоре
На берегу многих приморских городов стоят памятники русалке, в том числе и в Крыму, в Мисхоре, в память о татарской девушке Арзе, которую похитил злой разбойник и продал султану. Через год после того, как она родила ребенка, от тоски по дому бросилась в море, и в день похищения девушка появляется у побережья своей родины. По инициативе местных жителей в том месте на берегу моря установили скульптурную композицию – Русалка с ребенком.
Вот, пожалуй, и все, что я хотел рассказать об этих загадочных существах, которые, возможно, существовали рядом с нами и легенды о которых до сих пор живут в нашей памяти, что дали человечеству прекрасные произведения искусства. И будем признательны и благодарны этим необыкновенным и дивным нимфам.


Рецензии