из ничего... точильненские дни...

из ничего и выйдет ничего (Шекспир),
но Ортега-и-Гасет, провидец современного искусства, думает иначе,
совершенно иначе:
«Чудесно уже то, за что теперь так рьяно взялись: творить из ничего»;

его «Дегуманизация искусства», написанная сто лет назад, остаётся актуальной и сегодня: прочь от культуры, от искусства, от человека,
от всякой бытийности и от всяческой мысли:
искусство - шутка, развлечение, игра, как сегодня говорят, - прикол;
искусство, современное, подразумевая под этим искусство молодых ниспровергателей, становится и будет искусством чистых форм и для немногих, для такого элитарного сообщества;
прочь, как он пишет, от черни, от толпы, от массовой культуры;
по прошествии времени можно было бы и не обращать на такие заявления внимания: мало ли каких революционных призывов и  манифестов не было;
вот ещё один;
но она, дегуманизация, продолжается;
не хочу ничего обобщать, искать причины и выводить следствия;
я говорю об ощущении, чувстве человека из глубинки, который живёт в настоящем и который живёт в современной ему культурной ауре;
странно мне то, что после дюшановского «Фонтана» и «Чёрного квадрата» можно ещё в этом направлении что-то придумать;
тем более после кубизма, абстракционизма, фовистов-дадаистов, супрематизма,  сюрреализма, гиперреализма, концептуализма, примитива и всяческого такого другого;
мертвенность и скука, монотонность и пустота –
такое оно, дегуманизированное искусство;
и удивительно мне, что оно, пусть даже как бы и постмодернистское, да хоть как его назови, - продолжается;
продолжается, как перепевы прежнего;
из ничего и выйдет ничего…
но…нет и желания с ходу отвергнуть «шедевры 20 века»;
«Шедевры 20 века»;
есть такой альбом, роскошно изданный, по-моему, если не ошибаюсь, во второй половине девяностых годов, в котором самые-самые образцы модернистской и постмодернистской направленности собраны;
один из приколов: девичья золотистая коса и рядом свиные кишки;
интересненько, а что дальше? а дальше – пустота;
за внешним – ничего нет…
«Анализируя новый стиль, можно заметить в нём определённые взаимосвязанные тенденции, а именно:
1) тенденцию к дегуманизации искусства;
2) тенденцию избегать живых форм;
3)стремление к тому, чтобы произведение искусства было лишь произведением искусства;
4) стремление понимать искусство как игру и только;
5) тяготение к глубокой иронии;
6) тенденцию избегать всякой фальши, тщательное исполнительское мастерство;
7) искусство, согласно мнению молодых художников, безусловно чуждое какой-либо трансценденции».
но сами поиски – значимы;

но…
и как бы "реализм" – меня не трогает;
что восхищает «человека с улицы»? - похоже, как на фотографии;
а фотография как моментальный снимок, как фиксация момента пусть остаётся фотографией, а художественный образ – художественным (включая сюда и художественную фотографию;
так получается, что от всех как-то в стороне;
за многоцветность я, за широту подхода;
а критерий базовый – человечность:
да, критерий расплывчатый и многомерный, а может быть и даже совсем никакой, но интуитивно каждый чувствует, о чём и ради чего всякая работа;
искусство никуда не ушло, не исчезло,  народ – творит, да ещё как, но это для тех, кто правит бал, - не формат, а в какую-нибудь прикольность вкладывают деньги и немалые;

сколько псевдоноваторских  театральных постановок, сколько музыки ни о чём, сколько всего – ни о чём…
да мало ли чего ещё напридумывают…

провозглашая дегуманизацию искусства, приветствуя и упиваясь ею,
Ортега-и-Гасет, почему-то не сделал следующий шаг, -
провозгласить и дегуманизацию человека;
а она, дегуманизация, расчеловечивание, растление человека,
то есть умертвление  его души, его духовной сущности идёт полным ходом…
можно ли остановить этот процесс, обратим ли он, возможно ли выйти из этого круга?
не знаю…
зато я знаю, что многие, если не большинство, могут задать вполне  законный вопрос:
а зачем? итак всё хорошо…

ещё один нюанс в рассуждениях философа:
восставая против толпы, ратуя за элитарная искусство, Ортега-и-Гасет теоретически обосновывает и расчищает дорогу массовой культуре,
которая заполонила вся и всё:
свято место пусто не бывает…
мелодрамы, детективы, реклама, боевики, шоу и всяческие приколы,
новое искусство как осмеяние всего и вся  –
не более и не далее того…

«Дегуманизация…» написана с блеском, с задором, лихо, абсолютно свободно и абсолютно безответственно: «То, что пишешь, не имеет последствий» (Эрнест Ренан – Андре Жид);
он написал то, что есть; в его время – как тенденция, но чем дальше в лес, тем больше расчеловечивания;
 «Система ценностей, организовывавшая человеческую деятельность ещё каких-нибудь тридцать лет назад, утратила свою очевидность, притягательность, императивность. Западный человек заболел ярко выраженной дезориентацией, не зная больше, по каким звёздам жить»;
по каким звёздам жить?...

удивительно мне и то, что почти все и всяческие «измы» дети изобретают и проходят в творческом возрасте, талантливо проходят;
по сравнению с ними, работы взрослых, - жалкие копии;
детские игры, а они исчезают из бытия, выразительнее и художественнее взрослых приколов;
но…
деньги правят миром; кто платит, то и заказывает:
сделайте что-нибудь этакое, из ряда выходящее вон…

в Аше была выставка художника из такого ряда, творчество которого я в Аше приветствовал: у нас здесь тишь да гладь и божья благодать, и тихонько, и спокойненько: похоже на как в жизни – хорошо; а тут такое – некоторых по крайней мере такие работы привели в недоумение; но всё быстро забылось и вернулось на круги своя;
а я - за многоцветность и уравновешенность состояния жизни и художественной практики: всем хватит места;
а пока – так: у нас в провинции правит бал как бы традиция, а где-то там, в верхах – веточка и два скотча или что-то подобное…

никакой серьёзности в моих записках на листочке нет и не надо её искать,
это – вечерние мысли в точильненском саду;
не то, чтобы – случайные, но – проходящие…
пусть их, как хотят…
а я с утра поливал кусты и многолетники, а потом до самого до вечера разбирал горбыль и срезки, чему был несказанно рад, потому как очень много материала для моих лесных задумок;
баба-ёшка моя скучает, надо ей компанию,
и полянка уже образовывается тридевято-дремучая,
и уже поселяются в ней всякие существа, при всей неказистости – душевные, с которыми очень много чего можно размыслить;
с Лёхой о житейском и очень душевно поговорили;
и точильненское бытие никак не соотносится с философскими, политическми искусствоведческими, социологическими и иными, красивыми и изящными,
измышлениями…
люди просто живут…
трудиться и размышлять, а впечатления и  книги, как подспорье для размышлений…

*на фото - работа автора


Рецензии