Школа моей мечты. Вступление

Мне посчастливилось пережить момент этого «перехода»

В нашей «скул намбер ту» у каждого класса был свой кабинет. В этот кабинет приходили учителя и проводили с нами уроки. А потом произошла метаморфоза. Нам объявили, что теперь у каждого учителя будет свой к4абинет, а мы будем переходить из кабинета в кабинет от одного учителя к другому. Это назвали «кабинетная система». У меня в классе было своё место. А теперь у меня не стало своего места. Я стал неприкаянным. Потому что в разных кабинетах расстановки парт немножко менялись. Естественно мы не знали как к этому относиться. Помню вопрос от учителей: они же на переменах будут не успевать переходить из кабинета в кабинет! Как преодолеть противоположность между классной и кабинетной системами? В шестом классе я не знал. Но к моменту приезда в Урай я уже выработал чёткий ответ на этот вопрос. Ответ изумительный!

Сам я этого в своей аглицкой не пережил. Но потом узнал, что в Российской империи мальчиков и девочек учили раздельно. Выяснилось, что девочки и мальчики развиваются не параллельно. Девочки старше своих ровесников.
У меня в школе было стойкое ощущение, что девочки намного умнее меня и других мальчиков из нашего класса. Тема это бездонная. И рассматривалась мною неоднократно. Так или иначе, но в целом общий вывод был безусловно в пользу раздельного преподавания целого ряда дисциплин.

Структура предметов в общеобразовательной школе позволила нам в своё время выработать представление о «воронке образования». На самом примитивном уровне представления  в трёх стадиях общеобразовательного процесса (начальное – неполное среднее – среднее) в первой стадии превалирует языкознание, во второй фазе царит равновесия четырёх базисных циклов, а в третьей фазе превалирует естествознание.
В недельном  цикле 24 учебных часа по стадиям распределяется следующим образом:

Базисный цикл   Начальное    Неполное  Среднее

Социология    1 6 7
Естествознание 1 6 9
Математика 6 6 6
Языкознание 10 6 2

Всего в неделю 18 24 24

Деление на группы – следующая сложнейшая тема в общеобразовательной школе
Януш Амос Каменский внедрил понятие класса. Класс как устойчивая управленческая структура прижился в нашей системе школьного образования, однако по числу учащихся категория оказалась неустойчивой и в зависимости от множества условий и обстоятельств варьируется в довольно широких пределах. В местностях, где детей мало класс может оказаться и из шести детей и из одиннадцати. В то же время мне, например, доводилось учиться и в классе, где было сорок три ребёнка. В целом именно для целого класса предусматривается обычно классический школьный кабинет. Он имеет размеры в ширину стандартные шесть метров, а в длину девять или двенадцать метров. На целый ряд дисциплин класс делится пополам на «мальчиков» и «девочек». Так у Звягина в шестой школе Качканара девочки топали на домоводство, а мальчики брели на шахматы. Распространены были в СССР практики деления класса на три группы на иностранном языке (английский, немецкий, французский). Вообще языкознание – бездонная тема в общеобразовательной школе. Мне посчастливилось исследовать практики итальянской, испанской, китайской, корейской школ помимо практик английской, немецкой и французской и наблюдать за практиками школ ориентированных на языки народов населяющих Российскую Федерацию. Понятно что здесь способов организации маленьких групп достаточно много, чтобы это становилось темой огромного числа научных исследований. В Урае мы продемонстрировали мультиплетную технологию организации школы старшеклассников в реальном отделении, а так же сформировали два микро класса по семь детей в частной семейной домашней школе Surmico.Кстати, в ней мы обучали ТРИ ПАРЫ БЛИЗНЕЦОВ. Столько же их было в специальной школе Академии Наук СССР в тот период!

Таким образом мы видим насколько сложен и запутан вопрос о реальном проекте общеобразовательной школы, и при этом мы в этом предварительном обзоре не касаемся проблем трудового и начального военного, спортивного и физкультурного образования.
Не касаемся темы «сов» и «жаворонков», не рассматриваем архетипические конструктивы, не определяемся с делением городов на монопрофильные и полипрофильные и так далее и тому подобное. В конечном итоге в проекте школьной коробки мы видим некую фиксацию господствующих в нашем общественном сознании представлений и норм.
Взгляните ещё раз на проект школьного здания новой школы в Урае.
Это запредельный уровень сложности и высокий уровень проработанности деталей воспитательного и учебного процессов.
И тем не менее с этим материалом уже можно работать!
Если успею, постараюсь в дальнейшем показать, как смотрит на здание школы директор школы, как смотрит на него заведующий хозяйством школы, как смотрит на него завуч, как воспринимают его отдельные группы педагогов. Естественно в центре наших воспоминаний всегда будет уникальная личность ребёнка, которому выпадет счастье учиться в этой школе десять лет.

На иллюстрации лист Проекта строящейся в Урае школы. Обработан автором.


Рецензии