Ливень

     Ростов Великий, тихий уютный городок в Ярославской области на берегу большого древнего озера Неро. В детстве мама привозила меня на все лето к бабушке, в село Поречье-Рыбное, которое находится с другой стороны озера. Теперь приезжаю на два-три дня и несказанно радуюсь, что нахожусь на этой святой земле, дышу этим воздухом, вижу луковки многочисленных церквей и это огромное озеро, то спокойное и ласковое, голубое, как небо, то свинцово-серое и тревожное. Каждый раз мы идем с мамой в Кремль, потом в Спасо-Яковлевский монастырь и если хватает времени, то обязательно едем на другой конец города, в Авраамиев монастырь. С мамой, уже старушкой, но с теплым, все понимающим взглядом ясных голубых глаз и сеточкой мелких морщинок, лучиками сбегающими по щекам, идем по узким улочкам, мимо частных домов с цветущими геранями на окнах. В палисадниках белым кружевом цветут вишни, а под ними, на черной земле стоят на крепеньких стебельках красные тюльпаны. Появились первые цветы на яблонях. Воздух напоен сладостным ароматом садов.
     Идем в центр города, к старому Кремлю. Серые луковки Успенского собора, обрамленные золотыми резными поясками, с сияющими на солнце крестами, видны издали и манят, притягивают к себе. Много веков возвышаются над городом стены каменного собора и таинственным образом соединяют нас, нынешних, с теми, кто жил в давние времена на этой земле и с таким же восторгом и замиранием сердца смотрел и не мог насмотреться на эту строгую красоту, всем своим величием заставляющую подняться духом от земли в тот горний, неведомый пока мир и ощутить блаженство от созерцания.
     Площадь перед Кремлем, множество маленьких магазинчиков, торгующих сувенирами. Заходим в художественную лавку, смотрим картины местных мастеров. Вдруг невероятный шум, даже грохот, заставляют нас посмотреть на улицу. В открытую дверь крыльца видим залитые водой тротуары. Ливень с невероятной силой бьется о каменную мостовую, огромные пузыри надуваются и тут же лопаются в лужах, кажется, что небо выплеснуло на землю все свои запасы воды. Запахло озером и почему-то детством. Удивление и восторг перед стихией, ощущение чего-то первобытного и важного.
     Так же неожиданно, как и начался, ливень закончился, выглянуло солнце и все вокруг засияло, засверкало в бесчисленном множестве капелек воды. Только Успенский собор стоял, как и прежде, утверждая незыблемость и постоянство среди этого бесконечно меняющегося мира.
     Вошли внутрь собора, холодно, пар изо рта, сыро, полумрак. После долгих лет запустения, храм до сих пор не восстановил свою красоту. Иконостас зияет пустыми глазницами, наверху – крест из старого потемневшего дерева, еще выше – своды большого купола, который поддерживают шесть массивных столбов. Виноградные лозы, искусно вырезанные из дерева древними мастерами, обвивают иконостасы, а вот живопись почти утрачена, святые лики смыло время. Но духовная жизнь не исчезла. Потрескивают свечи на подсвечниках, роняют свои горячие слезы за наши грехи.
     Стайка пестрых иностранцев: женщины в джинсах, с короткими стрижками, не покрытыми головами, накрашенными губами, мужчины в футболках с фотоаппаратами на груди. Сгрудились вокруг экскурсовода, озираются, почти испуганно, по сторонам, с любопытством разглядывают местных жителей.
     Протиснулась среди них, спустилась по крутым каменным ступеням вниз, в пещерный храм, к мощам святителя Леонтия, лежащими под спудом. Русская девушка в длинной юбке, ситцевом платочке на русоволосой головке, стоит на коленях и молится о своем. За ней подошла и я, опустилась, поклонилась святителю. О чем просить? Слава Богу за все! Трепет, благоговение, ощущение какого-то странного родства. Не хотелось уходить. Прикоснулась рукой к холодному камню, поднялась по крутым ступенькам наверх и вышла на улицу.
     Опять накрапывал дождь, но радуга уже раскрасила небо яркими красками. Долго стояли на каменном крыльце собора. На звоннице били колокола, а сердце переполняла радость и уверенность, что нет ничего важнее, чем просто стоять здесь и слушать голоса древних колоколов и внутренний голос своего сердца.
     Все ненужное, наносное смыло этим ливнем и душа очистилась и проснулась, как эти небеса.
2019 г.


Рецензии