из холопов в элиту

Если поскрести любого «успешного» российского менеджера, то наверняка обнаружишь холопа.

Как холопы стали крестьянами
Изначально на Руси появилось понятие «холоп». Это, проще говоря, слуга. Холопов всегда, начиная с самых давних времен, продавали и покупали. Они жили в барских домах, при дворе, прислуживая хозяевам: дворянам, боярам. Часто холопов называли дворовыми. Многие крестьяне сами шли в холопы, тем самым ставя себя в полностью зависимое положение от барина, но взамен этого не уплачивая податей.
По законам тех лет крестьянское сословие, в которое входили смерды и закупы (Смерды-это свободный крестьянин, который владел землёй и мог передать её по наследству.
Закуп- человек, который берёт у феодала «купу"-в долг скот, зерно, имущество, землю. За это он работает на своего хозяина.), обеспечивало себя самостоятельно, работая в полях, ведя хозяйство, живя отдельно от барина и платя подати. Иногда крестьяне ездили на заработки в города, занимались ремесленным производством или поступали на службу в барские дома. К XVI веку началось закрепощение крестьянства, а холопство начиная с XVII века стали ограничивать. Появились законы о том, что крестьяне, жившие в одном месте, не могли сами переходить в города или идти к другим владельцам, чтобы служить у них в качестве холопов. Но хозяин мог их продавать.
В XVII веке холопы стали крепостными
С владельцев, у которых был штат холопов, государство стало взимать подати за каждую «душу». И тогда-то начался процесс закабаления: хозяевам оказалось не выгодно держать всех слуг, и они стали «сажать» последних на землю. То есть прикреплять к определенному наделу, чтобы те не только служили в доме, но и обрабатывали свои клочки земли и платили подати. По сути, холопы стали крестьянами.
            К концу XVII века холопство полностью исчезло, как отдельное сословие, растворившись в крестьянстве. Но изменилось правовое положение самих крестьян. Они стали равны холопам. С тех пор можно было запросто продавать и покупать крестьянские «души». Могли продать мужа в одно имение, а жену – в другое, обменять, заложить, проиграть в карты. И это стало самым обычным делом к началу XIX века.
Стоимость обычного крестьянина оценивалась в 5-6 рублей за штуку. Если крепостной имел какие-либо особые навыки или умел, допустим, хорошо стричь, брить, то оценивался дороже. Выше ценились молодые девушки, которых приобретали в качестве горничных – цена одной «души» была в 50-60 рублей.
 Крестьян обычно продавали вместе с прикрепленными к ним наделами. Чаще всего на продажу выставлялись не отдельные люди, а села, деревни. При этом каждый человек, живший там и прикрепленный к земле, учитывался подушно. Например, «продается деревня Сысоево с 334 душами». При этом все «души» - взрослые мужчины, и каждую душу оценивали примерно в 70-120 рублей.
За женщин и детей податей не платили, поэтому они не учитывались при продаже. Но это относилось только к не дворовым крестьянкам. За дворовых женщин были отдельные расценки. Еще существовала отдельная категория крестьян «на вывод»: их покупали и переселяли в другие деревни. Помещик, который приобретал таких крепостных, сам оплачивал издержки и риски по их переселению в свои земли.
В XVIII - начале XIX века ежегодно проходила Урюпинская ярмарка (Урюпинск – город, расположенный на северо-западе Волгоградской области на р. Хопер. Основан Урюпинск в конце 14 - начале 15 вв. как пограничная крепость Рязанского княжества. Заселён "верховыми" донскими казаками.), где существовал невольничий рынок.  На этом рынке всеми делами заведовали армяне, скупая юношей и девушек для перепродажи на турецких невольничьих базарах.
Урюпинская ярмарка "славилась" своей нелегальной торговлей человеческими "душами"
 Большой навар с продаж в басурманские страны имели и сами помещики: здоровых и молодых людей можно было продать армянам в несколько раз дороже, чем продавая их соотечественникам.

В 1833 году появился «Свод законов о состоянии людей в государстве». Там помещик становился хозяином всего крестьянского имущества, в том числе и того, которое семьи наживали сами. Барин мог решать, кому и когда жениться, с кем жить, запрещать браки, отнимать детей, наказывать своих крепостных. Правда, в 1841 году Николай запретил продажу
        людей, но все-таки было исключение: разрешалось продавать и           покупать    целые села.    
По официальным данным, к концу правления Николая I доля крепостных крестьян в стране сократилась до 40% от численности населения.
Крестьяне перестали называться крепостными. А положение, по сути, оставалось прежним еще несколько десятилетий.  Крестьян стали называть «обязанными», а пороть и наказывать – даже больше, чем раньше.
Официально крестьяне считались свободными, но ходили на барщину, платили оброк. Вплоть до 1906 года «свободные» на бумаге люди не могли уходить со своего участка земли. И многие верили, что реформа – «не настоящая воля царя, а так…». Люди думали, что даже если император дал свободу крестьянам, то все равно помещики и чиновники ее подменили, и истолковывают по-своему.
Торговля людьми сменилась на выкуп земли. С 1861 года продавали землю вместе с человеком. Например, в нечерноземной полосе России рыночная стоимость надела земли была чуть ли не в 2.2 раза ниже ее выкупной цены. Такая разница связывалась с тем, что с землей в придачу шла крестьянская семья или целая деревня.
Семьям предлагали выкупить самих себя – то есть уплатить помещику стоимость надела, как правило, неимоверно завышенную. Часто нужной суммы у бедных людей не оказывалось, семья оставалась в прежнем, крепостном положении и батрачила, пока не случится чуда. Или предлагался вариант «кредита» - крестьяне получали землю, но должны были в течение многих лет выплачивать ее стоимость и проценты, которые в итоге обходились чуть ли не в 6 раз выше рыночной цены надела. Кроме того, за землю все равно платилась барщина и оброк. После 1881 года выкуп стал обязательным, и отказаться от него у крестьян не было возможности.
      Появились «отрезки» земли, ставившие крестьян в    совершенно невыгодное положение. Помещик сам    определял, какая земля будет у крестьянина, и часто делил ее так, что между отдельными участками оставались куски помещичьей земли, обойти которые было невозможно. И за «пользование» этими кусочками (ведь надо было как-то пройти от дома, к примеру, к полю или в огород) крестьяне платили дополнительную плату. В те времена многие жаловались, что уж лучше бы осталось крепостное право и торговля людьми – тогда хотя бы у крепостных был маленький шанс попасть к более лояльному помещику.


Рецензии