Сумасшествие

Публикуется впервые, хотя записанно много лет назад. Одна из самых любимых моих зарисовок.


Шримад Бхагаватам книга 1, Введение
Я смиренно склоняюсь пред безусловной Красотою, в нынешней повести речь пойдёт о Ней, Первопричине всего сущего, которая находится за гранью чувственного опыта.
Всякий предмет в зримом мире появляется, существует и исчезает, Первопричина же остаётся неизменной.
Всё сущее, светлое и тёмное, прямо или косвенно происходит из Первопричины, Она - безусловная Истина, сознаёт своё бытие и сознаёт назначение всех вещей.
Безусловная Истина есть Господь Бог, над коим нет власти, Он безусловный Самодержец, Он самодостаточен, ибо черпает радость в Самом Себе.
Знание об Истине, как и стремление постичь Её происходит от Самой Истины.
Постичь Истину возможно лишь с Её дозволения!
Стремление прикоснуться к безусловной Красоте происходит от безусловной Красоты.
Красоту не познать ни опытом, ни мудростью, лишь луч Истины, что исходит из сердца Самой Истины способен рассеять туманность видимого движения, и тогда Истина, что есть безусловная Красота, являет Себя пытливому взору во всём Своём великолепии!

Зима сдает свои ключевые оборонительные позиции, безнадежно капитулирует и отступает, снег тает, исчезая прямо на глазах, мерзлая земля согревается в печальном унылом нетерпении, захлебываясь талой водой.
Набухают почки на деревьях и кустах, птицы возвращаются к своим гнёздам, запахи становятся острее и резче, приветливый ласковый ветер подхватывает плывущие весенние ароматы и разносит их по всем сторонам света.
Я вроде бы нахожусь в сырой, холодной, дождливой Москве, унылые пейзажи за окном, круглосуточный гул машин, жёлтые спины торопящихся такси, трехглазые светофоры подмигивают спешащим пешеходам на перекрестках дорог, силуэты непропорциональных зданий, надрывное карканье ворон словно вражеские снаряды врезается в барабанные перепонки.
Но здесь только моё тело, а моё сердце, моя душа, моё счастье, моя подлинная жизнь во Врадже, среди пахучих лесных цветов и изумрудных трав,
среди жужжания суетливых пчел, перелетающих с одного цветка на другой и гомона болтливых неугомонных птиц,
среди нежного шёпота своенравного ветерка и невинных белоснежных кувшинок, играющих с весёлыми беспечными подругами в быстрой прозрачной реке.
Я болен одиночеством и тишиной, живу одновременно двойной жизнью, в двух непересекающихся мирах и уже не знаю где она реальность, там или здесь, какой из миров истинный, а какой является ложным.
Я сумасшедший, в самой интенсивной, сгущённой, концентрированной форме своего безумия, моя болезнь - раздвоение личности, она не носит неуравновешенный или агрессивный характер.
Тихий, незаметный, счастливый, радостный, конспирирующийся сумасшедший, я более чем удовлетворен своим странным двусмысленным положением, я разговариваю с тишиной, лесом, птицами, деревьями, рекой, звёздами, в одиночестве незаметно живу в своём собственном замкнутом мире, своей собственной изолированной жизнью, никак не общаясь с нормальными людьми.
Меня сложно отличить от обычных прохожих, я хороший актёр и тщательно скрываю свою затяжную хроническую болезнь, свои идеи, чувства, мысли, желания, переживания, устремления, свой необычный и необъяснимый внутренний мир.
На людях я играю роль нормального здравомыслящего человека: я отец, я муж, я сын, я хожу, дышу, езжу в метро, вожу машину, стою за овощами и фруктами в очереди в магазине, тренеруюсь в спортивном зале, с кем-то разговариваю, куда-то спешу, но это только внешняя, видимая часть меня, внутренняя живет на иных, глубинных уровнях реальности, в другом счастливом сказочном мире детства, непроходящей радости, беспечности, легкомысленности, безрассудства, смеха, неудержимой, звенящей, неистовой свободы.
Некоторое время назад я начал избегать и сторонится людей, в одиночестве, молитве, тишине ночи обрел долгожданное умиротворение и тихую нежную радость.
Прошли былые обиды, притязания и претензии к миру, погасли многочисленные желания и померкли в уме образы внешнего бытия, исчезла непрекращающаяся боль в израненном сердце, чувства отрешились от бренной плоти, а сладкая радость служения моему Господину заполнила каждую клеточку моего существа.
Я шагнул в мир любви, вечности, радости, безрассудной свободы, не ограниченный временем и пространством, и уже не смогу оттуда вернуться.
Тихое счастье, лишённое грандиозных эффектов, я весь там, внутри него, здесь на поверхности осталась только внешняя, мертвая оболочка, интенсивно стареющая кожура.
Я хочу убежать, высвободиться, вырваться от сюда в тот счастливый и радостный мир, приступы неистовой разлуки многократно увеличиваются ночью, когда большой город, отдыхая от суетного дня, мирно себе спит, принимая очаровательные иллюзии искривленного бытия за незыблемую реальность, густая вязкая тишина внезапно обрушивается на его мрачные угловатые силуэты и непропорциональные формы.
В это самое время власть суетного мира ослабевает, теряет свои позиции и ничто более не отвлекает меня от сокровенной молитвы.
Имя Твоё святое, словно плененная птица, что отчаянно вырывается из силков на волю, стремиться вырывается за пределы моего порабощенного им сознания, пронзительно кричит, поёт, рыдает, плачет, стенает, вопиет в такт биения моего истерзанного сердца!

Евангелие от Матфея, глава 12, 46-50
Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним.
И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.
Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?
И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;
ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

Шримад Бхагаватам книга 1, глава 10
Единожды соприкоснувшись с неотразимым Владыкою, душа теряет всякое влечение к суетным делам и неспособна более мыслить существования своего, без того, чтобы внимать о Господе, служить Ему и верным рабам Его.

Самоочевидный и Непостижимый, заполняющий Собою всё, никто в целом мире до конца не осознает Твою непререкаемость, неизмеримость и Твоё совершенство.
Ты Бог подлинно свободных, и Ты более милосерден, чем справедлив, Ты вечное, неизменное, неистощимое Начало вселенского бытия, и Ты тот, из которого произрастает многоветвистое древо вселенной.
Недоступный чувственному восприятию и силе разума Ты утешитель уверовавших в Тебя, заступник кротких, усмиритель надменных, путевая звезда ищущих, последнее прибежище отчаявшихся, заступник кротких, Ты всё, Ты везде, и Ты во всём.
Ты освобождаешь сердца от корысти, гордыни, высокомерия и помещаешь туда Свою любовь.
Ты солнце и луна, огонь и ветер, Ты тот, кто сотворил кормилицу-землю с горными грядами, лесами, долинами, океанами, плоскогорьями, реками, воздухом и водой, сушей и морем, ночью и днем,
Ты построил небеса с мерцающими звёздами и движущимися планетами, чье движение упорядочено и согласованно, симметрично и уравновешенно.
Ты неодолимое время и причина бытия, я вижу Тебя везде, всегда и повсюду, в каждом отрывке, мгновении, каждом фрагменте моей жизни.
Ты единоличный Повелитель всех сил, стихий, сфер, совокупностей, незримостей, непостижимостей, безбрежностей, Ты единство, и Ты разнообразие, Ты один, но у Тебя множество ликов, образов, ипостасей, обличий, мириады вселенных существуют, покуда Ты дозволяешь им это.
Я склоняюсь к стопам Творца всего сущего, всеведущего, не рожденного и не убывающего, простирающего Своё бытие везде и повсюду.
Ты вне чувственного опыта, невозмутимый, как само время, Твоё присутствие наполняет мои глаза Твоей любовью, оно усмиряет моё сердце потому, что Ты во всём и Ты всегда!
Да прибуду я вечно под Твоей защитой!

Шримад Бхагаватам книга 3, глава 25
Я стою над страхом и смертью, и потому тот, кто предался Мне обретает бесстрашие и вступает в вечность.

Шримад Бхагаватам книга 2, глава 2
И вернув себе не видоизменённое состояние душа срывает с себя покров приобретённой самости, который следом растворяется во всеобщем совокупном веществе.
Лишь отбросив чуждую, приобретённую природу частица сознания способна соприкоснуться с запредельной прекрасной Действительностью и выразить себя в полной мере.
Кто единожды испробовал мёд служения всеблагой Красоте, тот не обольстится более отравою внешнего призрачного мира.
Для души, заблудшей в дебрях суетного мира, нет более надежного способа вырваться на свободу, нежели бескорыстное служение высшей Истине, милосердному Вседержителю.
Всякий, зрящий в своё сердце, да увидит единую Душу мироздания, внемля слову о Истине и оглашая Истину ты всегда прибудешь подле Неё.
Тот, чьи уста однажды коснулись мёда повести о Владыке сердец никогда не прельститься мерзостью стяжательства и тщеславия.
Узревшему Господа на лотосе своего сердца нет пути обратно во мрак корысти, ибо рабство Любви сладостно необычайно!

Бесконечная безмятежность, бриллиантовые поплавки звёзд, пульсирующие трепещущим сиянием на небосводе вечности, я смотрю в бездонное небо, усеянное, словно праздничный пирог, горящими свечами - далекими небесными светилами, кажется, что они непостижимым, немыслимым образом парят на невидимых нитях в безмерном, бескрайнем, безбрежном космическом пространстве.
Что за неведомая Сила удерживает их в таком положении?
Кто создал карту этого мира, солнце, луну, планетарные системы, скопление звёзд, галактики, млечный путь?
Кто Художник, Дизайнер, Конструктор, Картограф этого чудесного волшебства?
Океаны, моря, континенты, плывущие по небу облака, сияющие небесным светом горные вершины, летние грозы, времена года, лесные цветы, запахи, пахучие травы, трели птиц, восход солнца, молоко матери, смех теплого летнего дождя, разлетающийся яркими осколками счастья на ветру - это космическая случайность или результат запланированного разумного дизайна?
Как найти эту невидимую, незримую, непроявленную, неудержимую Силу природы?
Из чего мы действительно сделаны, вы, я, он, они и всё действующее, двигающиеся, живущее, спешащее вокруг нас, это сознание или материя?

Шримад Бхагаватам книга 1, глава 5
Нарада Вьясе: «И мир вокруг неожиданно изменился в моих глазах.
Ничто более меня не радовало и не печалило, ничто не вызывало восторга и удивления, я замкнулся в себе и большую часть времени посвящал самосозерцанию.
Но всякий раз, когда гости мои заговаривали о Кришне, я весь обращался в слух, ловил каждое их слово и не мог насытится сладостными сказаниями о играх неотразимого Господа.
Я всё чаще ловил себя на мысли, что Господь овладевает моим сознанием, что опостыл мне зримый мир, его некогда соблазнительные образы.
Я понял вдруг, что тело моё и мысли не принадлежат мне, это чуждые мне одеяния, которые лишь сковывают моё существо.
И так, всю осень, покуда святые странники жили в хозяйском доме, я внимал их рассказам о Кришне, во мне рождалось неосознанное желание служить очаровательному Владыке, затмевая все прочие желания к творчеству и бездействию.
В сердце моём вскоре не осталось и следа от страхов и сомнений, что свойственны смертным.

Шримад Бхагаватам книга 2, глава 3
Всякий, кто хотя бы на миг соприкоснулся с запредельной действительностью, уже на веки теряет влечение к суетным ценностям и достижениям, что прежде ослепляли его.
Туман наваждений рассеивается стоит лучу истины блеснуть на небосводе.
Тогда в душе воцаряется невиданные прежде радость и покой, и осознаешь ты, что целью жизни твоей может быть единственно Красота, а способом жизни, лишь любовное служение Красоте.
И тогда душа твоя влечётся ко всякому звуку и образу, что напоминают о Всевышнем.
И противно тебе делается всякое слово, что не повествует о Господе Боге.
Смерь бессильна пред рабами безупречной Красоты!

Все явления, движения, стихии, планетарные системы, фундаментальные блоки вселенной, звёздные коридоры, галактики, образуют единую Формулу, многоступенчатую мыслящую Систему, лежащую за пределами зримой видимости, с разными гранями, пластами, ступенями, слоями, уровнями сознания, название этой живой мыслящей, действующей Силы - Бог!
Он тот, в ком сходятся все крайности и разрешаются все противоречия, невозмутимый, непобедимый и беспристрастный как само время,
непостижимый как небо, неудержимый как ветер,
недостижимый как дрожащая линия горизонта,
неуловимый как мысль, неодолимый как смерть,
Он Свет и Источник света, Он Истина, охватывающая множество отдельных истин, Он бесконечность цифрового ряда, Его качества нельзя заключить в какое-либо число.
Он Самое конечное Уравнение, Он в вечности и в каждом мгновении, Он единая Формула, самоорганизующаяся сознательная Система, которая создала меня, тебя, его, её, вас, жизнь, дыхание, солнце, небо, океаны, горные вершины, звёзды, вселенные, галактики, млечный путь, бездонные космические глубины.

Шримад Бхагаватам, книга 3, глава 28
Всемогущий Бог любви, пред которым трепещут даже затворники, отшельники и ученные мудрецы.
В сердце раба Божьего постепенно просыпается любовное влечение к Похитителю сердец.
И однажды, когда любовь переполнит всё его существо, волосы на теле его поднимутся, из глаз его непрерывным потоком польются слезы, ум его, что когда-то требовал обуздания, вдруг растворится в небытии.
Сознательное существо, свободное от умственных цепей, не нуждается более в способности контролировать ум, ибо само становится подобное свету.
Созвучное Единому, вырвавшись из потока чувственных впечатлений и самомнения, душа ощущает свою сопричастность к бытию высшей Истины.
В состоянии безмятежного созерцания раб Божий выходит за пределы добра и зла, на том завершается его деятельность во внешнем мире.

Я душа, я крохотная искорка света, я сознание, я ищущий Истину, я момент "сейчас", запечатанный между прошлым и будущим,
я искренность и правда, я верность и чистота, я тишина и биение сердца,
я ритм жизни и взгляд двоих, шагающих к Тебе Господи по дороге вечности,
я новый день, я глоток воздуха, я счастливое детство, я звонкая частичка бессмертия,
я плыву над землёй в тихом шёпоте гаснущих звёзд,
я радостно напеваю мелодию ветра, я умываюсь утренней росой, я ловлю руками разноцветную радугу,
я танцую вальс обнявшись со своей зеленоглазой подружкой весной, я сплетаю ковер из пахучих полевых цветов.
Моё сердце тает от любви к Тебе, я раб Твой, Господи, зависящий от Твоей милости, я утонул в Тебе навсегда!
Отрываюсь от земли и падаю вверх, в бездонную звёздную пропасть, струящуюся над моей головой.

Шримад Бхагаватам книга 4, глава 24
Молитва Шивы: «Слава Тебе, сознающий Себя в совершенстве, к Тебе обращаюсь я за милостью, ибо Ты Высшее Благо и даруешь Себя кротким и смиренным.
У Тебя ищут защиту познавшие свою истинную суть, у Тебя ищу защиту и я, и к Твоим стопам склоняюсь в почтении.
Ты всё сущее и Душа всего сущего, Ты единство, и Ты разнообразие, Ты Один и Тебя множество.
Ты звук истины, Ты пространство внутри и вне меня, Ты смысл моего существования, Ты бессмертен, и Ты Источник бессмертия, я склоняюсь пред Тобою.
Ты жизнь и смерти тоже Ты, я Твой вечный раб.
Ты Творец и Ты творение, Ты Кришна — высший Обладатель и высшее мужское начало.
Ты побуждаешь действовать и всякое действие есть познание Тебя, с Тебя начинается бытие и в Тебе оно заканчивается, я в почтении склоняюсь пред Тобою.
Ты неотразимая Красота собственнолично, Друг и Учитель каждого, радость верных Тебе душ, яви мне Свой облик, развей мою тоску.
Кто ищет вечную радость, пусть принесёт свое сердце к Твоим милостивым стопам, кто желает себе блага, пусть станет Твоим покорным рабом.
С Тобой ищут соития йоги и ценой долгих усилий достигают цели, но раб, отдавшийся Твоей воле, обретает Тебя немедленно.
Коснуться Твоих стоп не могут даже познавшие истинную природу бытия и лишь беззаветное, всепоглощающая преданность сближает душу с Тобой.
Одним движением бровей время уничтожает всё мироздание, но оно не властно над Твоими покорными рабами.
Прошу, позволь мне быть в услужении Твоих рабов, тех, кто снискал убежище у Твоих милостивых стоп и кто, оказывая милость глупцам, освобождает их сердца от корысти и помещает туда любовь!»


Рецензии