Об Эдиле, хонах и Анжи

Об Эдиле/Итиле,хонах и Анжи

"Мы отменяем раннее принятое решение об обязательном преподавании дисциплины "История Дагестана", так как оно было принято под давлением народных движений".

Из выступления депутата Народного Собрания РД

"Кому нужны родные языки, пусть изучают их дома. Это родители обязаны учить детей родному языку. Вот пусть они учат"

 Из согласованных с режимом М. Алиева и М. Магомедова выступлений  депутатов РД



В исторической науке считается, что Эдил (Итил)-тюркское обозначение реки Волга. Что оно могло означать в тюркских языках ответа нет. Задолго до появления тюрков в бассейне реки Волга через древнегреческие источники до нас дошло его иранское обозначение OAROS (Oar). В древнеиндийском Волга, предположительно, "Рангха".

Ничего тюркского в гидрониме Эдил/Итил нет, это парамонгольский термин. И наше утверждение легко проверяемо и подтверждаемо.

Начнём с того, что в даргинском языке ороним Анжи (ГIянжи) "глина, земля (глинистая почва)", т.е. это СЫРОСТЬ.
 

ADAM KADMON И "СЫРОСТЬ"

Теперь сравните даргинское обозначение "сырости" с ав. ГIАТI "мука", но также "сырость (отсюда - "недозрелость, недоделанность"). Ав. диал. ГIАТIГАБ синоним ав. литературного хамаб "неотёсанный, необузданный, сырой, недоварённый", ГIАТI-ГО-ЯБ "сырой".

Какое однако мгновенное попадание в этноним "хоны", отражённый в армянском языке: hum, xonav "сырой, недоделанный". В своих предыдущих статьях мы неоднакратно писали, что ав. диал. HUM должно иметь отношение к монгольскому ХОЬМУЬУН "человек" и Авархуман/Вархуман- имя царя на фресках в Афрасиабе (Хорасан) соответствует монгольскому "Ауар-человек".

Аварское диалектное hum "паук", humar-ab "сырой" (несвежий, тянущийся сыр), huma/humay "плесень" . HUM - вымытая арабо-мусульманскими заимствованиями старо-аварская основа, имевшая в качестве одной из производных "человек, прародитель" и т.п. Возникло ли это слово непосредственно в аварском языке или представляло собой параллельную лексику затрудняемся ответить, но факт, что это слово бытовало в старо-аварском языке и оно соответствовало армянскому hum "сырой" (недоделанный). Сюда же осет. xom "земля".

Общеизвестно, что во многих культурах человек создан из земли, точнее глины и к ней он возвращается после смерти ("мать сыра-земля"): лат. homo "человек, мужчина", humare "погребать", humor "влажность, жидкость", humus "земля, почва". Схожую конструкцию демонстрирует иврит: adam "человек", adama "земля", adon "красный". Изначально речь шла о красной разновидности глины, из которой и был слеплен Адам Кадмон "человек первоначальный". В Коране неправильно понятый арабами "сгусток крови" из которого якобы сотворён человек, на самом деле - арамейское название разновидности глины.

В халха-монгольском ХУЬН "человек, народ", то же самое в книжно-поэтическом стиле - ХОЬМУЬУЬН. Первая лексическая единица совпадает с арм. KHONAV (XONAV), вторая с HUM. Этноним "хон" на аваро-андийской почве должен,вероятно,  соответствовать самоназванию андийцев KwANAL/XvANAL, т.е. XWN. Последнее зафиксировано как согдийское обозначение гуннов. Всех пришлых в Синьцзяне номадов принято было называть "краснолицыми" (т.е. "дикарями", недоделанными"). В тибетской мифологии даже предки самих тибетцев, не иначе как - ШАЗОДОНМАР "поедатели мяса с красным лицом".

Андийцы сами себя называют KwANAL/XvANAL, а соседний с ними более многочисленный аварский народ HALBI, HAYBULE, что соответствует ав. hobol (мн. ч. halbal) "гость" и халха-монг. ХОЛБОО "связь, ассоциация, конфедерация". Оба слова как аварское, так и монгольское связаны с аварским ХЬИБИЛ "бок" (хьабалухъагIучI "ребро"). Вообще этнические термины, образованные от "бок, ребро" типичны для ираноязычных выходцев из Дахской конфедерации, так, например, этнонимы "парса" и "паштун/пахтун" возникли от основы со значением "ребро, бок".

К этнониму хоны должно иметь отношение ав. ХЬОНЛЪИ "теневая сторона",ХЬВАН "луг",ХЬВАНИ "теневая сторона, теневой склон". Всё приведённое имеет отношение к "сырости" и отражено в чеченском как "лес". Старо-аварское обозначение народа хонов реконструируется как *ХЬВАН-АЛ/ХwN. Налицо довольно точное соответствие с авестийским Xiiaona (хийаона). В авестийском имелась графема, отражавшая смягчённое "х", в современном персидском такого согласного нет, но присутствует в немецком. В пехлеви авестийское Xийаона- это HYON (Хион).

          ГИБЕЛЬ ЭФТАЛИТОВ

2. Даргинское Анжи (ГIянжи) "глина" (т.е. "сырая почва") связано по смыслу с аварским ГIАТI, ГIАТIГО-ЯБ. И здесь мы видим, казалось бы, совсем неожиданное афганское АТЫЙ "широкий, просторный" с полным соответствием в аварском ГIАТIИД, ГIАТIИД-АБ "широкий, просторный, свободный". Забегая вперёд скажем, что по нашему мнению, подавляющее большинство нетривиальных соответствий языка пашто/пахто с нахско-дагестанскими скорее всего связаны с ПАРАМОНГОЛЬСКОЙ ЛЕКСИКОЙ Т.Н. БЕЛЫХ ИЛИ ИРАНСКИХ ГУННОВ (ЭФТАЛИТОВ). Их язык или один из их языков являлся, на наш взгляд, недостающим звеном, которое могло бы сегодня пролить свет на многочисленные лексические параллели между нахско-дагестанскими  и монгольскими языками, так как общеизвестен факт участия в этногенезе пуштунов т.н. "иранских гуннов (эфталитов)". Сами иранские гунны пользовались однако бактрийским языком для надписей (легенд) на своих монетах: OIONO (HYON), ALXONNO, EPTLA XIONO и т.п. Из за тюркютов (древних тюрков), персов и китайцев вся их цивилизация погибла и сами они исчезли. Вместо яркого, самобытного явления в истории, которое они представляли наступили серость, однообразие и уныние. Жужань (Rouran) была союзницей эфталитов, правящие династии имели родственные связи. Тюркютский мятеж, согласованный с китайцами погуили Жужань, а затем наступил черёд эфталитов.Персы и тюркюты сомкнули кольцо с севера и юга. Эфталиты навсегда исчезли со страниц истории.

Именно против них и возвёл Сасанидский Иран укрепрайон "Красная Змея" в персидском Хорасане. Их стены являлись продолжением защитно-оборонительных сооружений Дербента. Поэтому и называли армяне кавказскую часть этого сасанидского комплекса "Стражами Хонов", а тех кто жил к северу от него "бесчисленным народом хонов".

           ТЕТИВА ЭДИЛА/ИТИЛА

Если взглянуть на карту устья Волги, то можно заметить мощные рукава этой реки, причём при поверхностном взгляде они напоминают тетиву  от лука.

Ав. ГIАТI "струна" (т.е. "тетива"). Фонетически это слово совпадает с ав. "мука" и "сырой, влажный". А какая здесь может быть связь? Всё очень просто- это из технологии обработки тетивы для лука, которую изготовляли из жил животных.

Теперь информация вообще взрывает мозг, ср. ав. ГIАД-АБ "похожий, подобного типа" и халха-монг. АДИЛЬГАЛ "сравнение, уподобление", АДИЛХАН "одинаковый, сходный, подобный", АДИЛ "одинаковый, равный, подобный". В аварском языке имеется казалось бы арабское заимствование ADIL "справедливый", но, оказывается, что оно вовсе не арабское заимствование, что и подтвеждают ав. ГIАДИН "так, таким манером, этим способом" и вышеупомянутое ГIАД-АБ "похожий, подобного типа".

А теперь ещё один сюрприз: халха-монг. АДСАГА "невыделанная высохшая шкура животных". Мы вообще-то не знаем, почему она успела "высохнуть", но факт, что невыделанная шкура имела до этого сырой вид. Всё что невыделано, то сыро и недоделано как в прямом, так и переносном смысле, что соответствует ав. гIатIгояб "сырой".

            ИДЖИЛ - МОНГ. "ВОЛГА"

Теперь мы подошли к заключительной части, к монгольскому обозначению реки Волга.
Халха-монг. ИЖИЛ (произносится "иджил") "одинаковый, равный, подобный, парный", эгээ ижил "совершенно одинаковый", "точь-в точь", ИЖИЛ МОЬРОЬН "река Волга".

Вы должны были заметить как монг. ижил повторяет значение монг. АДИЛ "одинаковый, равный, подобный" и соответсвует в свою очередь аварской основе со значением "сырой" и "струна". Даргинское ГIЯНЖИ - продолжение этой темы, но только в своей собственной языковой стихии и оно должно быть связано с монг. ИДЖИЛ (графически "ижил").

          ГОРОД, КОТОРЫЙ МЫ ПОТЕРЯЛИ

В турецком фуедаментальном исследовании "Огъузлар-Тюркменлер" есть упоминание Каспия как "Аджы Денизи". Ну тюрки, естественно, в своём амплуа, всё, что не понимают, переделывают на свой лад. "Аджы" по тюркски "горькое", но Каспий тем и отличается, что это всё же озеро и его наполняет в основном р. Волга и вода здесь по сравнению с другими морями, напр. Чёрным, совсем не горькое.Это их "Аджы Денизи" и есть старо-аварское обозначение Каспия АНЖИ-РАЛЪАД с его основным "спонсором" и "благодетелем" ИЖИЛ МОЬРОЬН "рекой Волга". Без великой волжской артерии Каспий просто сдохнет.

Что есть вообще такое на фоне этой волжско-каспийской эпопеи, следы, которой сохранились в нахско-дагестанских языках какой-то там эсэр времён попыток захвата большевиками власти в Дагhестане с детским прозвищем МахIач? У индейцев иметь всю жизнь детское прозвище означало редкого олуха, потому что такой тип даже не дотянулся до настоящего взрослого имени, а значит ничего путного, ничего заметного не совершил. Таким и был Махач Дахадаев. За это имя цеаляется партноменклатура, дарившая золотые самовары Л. Брежневу и их отпрыски. И больше никто, разве, что ещё хунзахцев, так как он был их "героем", их "революционером". А всем остальным он ровным счётом никто.

Довольно с нас систематического уничтожения нашего наследия. Вначале этим занимался царизм, затем большевизм. Все русские города давно избавились от большевистского ажиотажа с их никому ненужными вождями и демагогами, почему это именно Дагhестан должен терпеть большевистские фантазии на заданную тему. Ну был такой эсэр, поддержавший местных дагестанских большевиков, страстно ждал прихода красноармейцев и его выловили в камышах, где он прятался и расстреляли по приговору военно-шариатского суда. Царство ему небесное и да простит Аллаh ему грехи! Когда Дагhестан вообще сможет вздохнуть от мракобесия и вернуться в собственную гавань самим собой и под собственным знаменем?

И самое смешное во всей этой истории, так это то, что настоящим именем МахIача ДахIа-Дадаева являлось МухIаммад, а "МахIач" - уменьшительно-ласкательное производное, образованное п схеме: "кьарач", "богъач", "кьакьач", "къакъач", "дигич" и пр. Всё это типа русского  "мурашки-какашки"... Зачем гражданам Республики Дагhестан вообще нужен этот детский сад? Мы единственная республика чуть ли ни во всём мире, где столица носит детсадовско-дошкольное прозвище сельского мальчика, к тому же ровным счётом ничем не выдающегося.

Из всех более-менее известных городов, сохранивших про-большевистские названия остались лишь Калиниград (Кёнигсберг) и Махачкала (Анжи). Как-то волею судеб оказались вместе, на одной скамье подсудимых.


Рецензии