Интервью Лидии Скобликовой

О героине двух зимних Олимпиад, в американском Скво-Вэлли в 1960 году и в австрийском Инсбруке в 1964 года, я узнал еще в школьные годы, потому что следил за всеми спортивными событиями и не мог пропустить репортажи с Олимпиад. На первой Олимпиаде «уральская молния», как называли нашу спортсменку, выиграла две золотых медали, а на второй целых четыре, т.е. победила на всех дистанциях – 500 м, 1000 м, 1500 м и 3000 м, которые разыгрываются в женских соревнованиях скоростного бега на коньках.

Потом, в 1965 году я поступил в Хабаровским медицинский институт, продолжал активно заниматься спортом, выступал на соревнованиях. Но продолжал следить за всеми соревнованиями. Но после своих побед на Олимпиадах Скобликова постепенно ушла на второй план.  Но в 1970 году я неожиданно для себя вдруг снова услышал о ней. Нет, не из репортажей или газет, а из уст заведующего кафедрой физкультуры нашего института. К этому времени я уже перестал активно заниматься и волейболом, и легкой атлетикой, где у меня были успехи на студенческих соревнованиях. Но продолжал качаться, т.е. заниматься со штангой, выполнял помимо классических движений – жима, рывок, толчок, но и другие – жим лежа, подъем на бицепсы, приседания со штангой на плечах. Как в прошлом один из лучший спортсменов института, я брал в дежурного ключи от зала штанги и занимался.

Однажды в зал заглянул крупный, незнакомый мне мужчина. Он представился новым заведующим кафедрой физической культуры института, узнал, кто я, и спросил, не скучно ли заниматься одному.  Я сказал, что уже привык, и тогда он спросил, не возражаю ли я, что он присоединится ко мне. Я не возражал, и мы стали три раза в неделю качаться вместе.

Из разговоров с ним я узнал, что он приехал из Челябинска, выиграл конкурс на занятие вакантной должности заведующего кафедрой, а до этого был главным врачом Челябинского областного врачебно-физкультурного диспансера.  И тогда он рассказал, что в этом диспансере наблюдалась знаменитая Лидия Скобликова. Он тогда много рассказал о своей известной землячке, но многое со временем забылось. А вот совсем я узнал о старом интервью, которое дала спортивной газете «уральская молния». Мне оно показалось интересным, и я решили познакомить с ним своих читателей.

В 2013 году легендарная советская конькобежка, шестикратная олимпийская чемпионка Лидия Скобликова дала большое интервью «СЭ» в рамках рубрики «Разговор по пятницам» Юрию Голышаку и Александру Кружкову. Читайте историю Скобликовой о том, как ее подруга знаменитая конькобежка Инга Артамонова была зарезана мужем.

– Какая из олимпийских медалей далась вам тяжелее всего?
– Последняя. В Инсбруке я уже выиграла три золота. Остаются 3000 метров. В победе не сомневалась. «Моя» дистанция. Вдруг с гор задул «фён», южный ветер. Отключились морозильные установки. Лед превратился в сахарную крошку. Я не катилась, а бежала, разбросав в стороны руки, чтоб не рухнуть. Показала лучшее время. Но к восьмой паре установка заработала. И молоденькая кореянка, которую до Олимпиады никто в расчет не принимал, понеслась по накатистому льду так, что едва меня не опередила.

– Представляем, как нервничали, наблюдая за ней.
– А вот и нет. Потому что никогда не смотрела чужие забеги.

– С завистью в сборной сталкивались?
– На таком уровне между спортсменками любви не бывает. Максимум – уважение. Допустим, когда Валя Стенина выиграла чемпионат мира в Швеции, мы вынесли ее на руках. Но душу ей или Инге Артамоновой я бы никогда не открыла. Хотя с Ингой поначалу мило общались, дома у нее как-то ночевала. А в 1959-м, когда я победила в Москве, подошла мать Артамоновой. И произнесла странные слова: «Чего ж ты ей не проиграешь? Все-таки подружки…» Может, в шутку сказала, но меня покоробило. Впрочем, холодок в наших отношениях появился после другого случая.

На заставке Игра Артамонова

– Какого?
– В Алма-Ате проходил отбор на Олимпиаду в Скво-Вэлли. Все девчонки болели за Женю Гришина. Ингу это задело. Она-то за мужа переживала, Гену Воронина. Но в команде его не любили.

– За что?
– Вы извините, я скажу просто – .... Вот пример. В Прибалтике идем с тренировки. Уставшие, пить хочется. Покупаем мороженое. Воронин обязательно лезет без очереди. И так во всем! Я запомнила реакцию ветеранов сборной, когда услышали о свадьбе Воронина и Артамоновой: «... он. Единственное, что хорошего в жизни сделал, – женился на Инге».

– То есть?
– Не хочу говорить о том, чего сама не видела. Если коротко – у Инги тогда был сложный период в личной жизни, из сборной на год убрали с формулировкой «за аморальное поведение». И тут Воронин подвернулся. Поддержал в трудную минуту. Внешне-то он был неказистый. Ниже ростом, лысоватый, нос картошкой. При этом недалекий, деревня деревней. А Инга из обычной семьи, но по манерам – аристократка. Прекрасно вязала, броско одевалась. На заставке фотография Инги Артамоновой.

– Красивая?
– Очень! Высокая, смуглая, с дивными каштановыми волосами. Мужчины всегда оборачивались ей вслед. Я на фоне Инги – серая мышка. Хоть в Челябинск первой из-за границы привезла туфли на шпильках. Когда по улице шагала, все на слух определяли – это Скобликова.

– Брат Артамоновой упоминал в книге, что Воронин Ингу поколачивал. В сборную она приезжала с синяками?
– Нет. А книгу, ребята, нужно «делить на десять». Там столько неправды! Я потому и писать что-то про нее наотрез отказалась, несмотря на просьбу брата.

– По официальной версии, Воронин зарезал жену из ревности. Раскаяния в нем не чувствовалось?
– Абсолютно. На суде вел себя как .... Грязь поднял, на все был готов, чтоб обелиться. А ведь вылез полностью за счет Инги. Кто он такой? Разве сильно бегал? Выиграл случайно чемпионат СССР – тот самый, в Алма-Ате, когда упал Гришин.

– Позже встречались?
– Нет. Освободили его в 1968-м, через два года после гибели Инги. Воронин приехал в Свердловск, так с ним никто из команды не здоровался. Перед Греноблем неожиданно прислал мне на сбор телеграмму: «Дорогая Лидочка! Желаю удачи на Олимпиаде…» Я обомлела. Ни стыда, ни совести! А много лет спустя по линии профсоюзов меня направили в Дзержинск.

– Это же родина Воронина?
– Совершенно верно. Работник ЦК передал просьбу секретаря горкома помочь местной спортшколе формой, коньками. «Да, конечно», – киваю. Он добавляет: «Между прочим, директор школы – ваш знакомый. Геннадий Воронин». Как я рассердилась: «Можете объявить выговор или иначе наказать – но для Воронина стараться не буду! Это же он Ингу Артамонову убил!» Не исключаю, в те дни на городских мероприятиях стоял где-то поблизости. Но подходить ко мне не рискнул.

Вот так рассказала о своей подруге по сборной СССР знаменитая Скобликова. Она выиграла много медалей на Олимпиадах, побеждала и на чемпионатах мира.  Вот что о ней можно прочитать в интернете.

Ли;дия Па;вловна Ско;бликова (род. 8 марта 1939 года, Златоуст, Челябинская область) — советская конькобежка, 6-кратная олимпийская чемпионка, абсолютная чемпионка Олимпиады-1964 в Инсбруке. Одна из четырёх женщин в истории, выигравших не менее шести золотых медалей на зимних Олимпийских играх.
Спортивное прозвище — «Уральская молния».
• Двукратная олимпийская чемпионка 1960 года (1500 и 3000 м).
• 4-кратная чемпионка Олимпиады-1964 (550, 1000, 1500 и 3000 м)
• Заняла 4-е место в 1960 году на дистанции 1000 м, а в 1968 году — 6-е на 3000 м и 11-е на 1500 м.
• шестикратная абсолютная чемпионка мира .
• Рекордсменка мира на дистанциях 1000 м (1963—1968), 1500 м (1960—1962) и 3000 м (1967).
Заслуженный мастер спорта СССР (1960), кандидат исторических наук (1982), профессор.

А вот что в интернете написано про Ингу Артамонову.

И;нга Григо;рьевна Воро;нина (в девичестве Артамо;нова; 29 августа 1936, Москва, СССР — 4 января 1966, там же) — советская спортсменка-конькобежка, заслуженный мастер спорта СССР (1962), чемпионка СССР, чемпионка мира. Многократная рекордсменка мира. Первой в истории конькобежного спорта завоевала титул четырёхкратной абсолютной (на всех дистанциях) чемпионки мира.

Вот что можно узнать о её спортивных достижениях за время карьеры, так трагически закончившейся.

• 1956 год. Мастер спорта по скоростному бегу на коньках. Абсолютная чемпионка СССР с новым мировым рекордом в многоборье
• 1957 год. Иматра. Абсолютная чемпионка мира в 20 лет — такого до сих пор не знает история женского конькобежного спорта. Награждена орденом «Знак Почёта»
• 1958 год. Кристинехамн. Абсолютная чемпионка мира. Абсолютная чемпионка СССР. Член Союза советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами.
• 1959 год. Мировой рекорд на 1500 метров. Абсолютная чемпионка РСФСР. Победительница приза имени С. М. Кирова.
• 1960 год. Абсолютная чемпионка РСФСР. Победительница приза имени С. М. Кирова.
• 1961 год. Победительница приза имени С. М. Кирова.
• 1962 год. Иматра. Абсолютная чемпионка мира. Абсолютная чемпионка СССР. Четыре мировых рекорда. Победительница Спартакиады народов СССР. Абсолютная чемпионка РСФСР. Победительница приза имени С. М. Кирова. Заслуженный мастер спорта. За выдающиеся спортивные достижения награждена четырьмя золотыми медалями. Итог года — ни одного поражения.
• 1963 год. Абсолютная чемпионка страны. Вице-чемпионка мира
• 1964 год. Лучшее время сезона в мире на дистанции 1000 метров. Вице-чемпионка мира. Абсолютная чемпионка страны.
• 1965 год. Оулу. В четвёртый раз абсолютная чемпионка мира — впервые в истории женского конькобежного спорта. В 26-й раз выигрывает первенство страны по отдельным дистанциям. В 8-й раз подряд побеждает на розыгрыше приза имени С. М. Кирова. Мастер спорта СССР международного класса. На первомайской демонстрации вместе с Юрием Власовым ведёт радио и телерепортаж с Красной площади. Лучшие результаты сезона в мире на всех дистанциях классического многоборья. Награждена вторым орденом «Знак Почёта»

Много интересного о событиях в большом спорте рассказали в своих интервью спортивной газете «Спорт-экспресс» выдающиеся  в прошлом спортсмены, такие, как штангист Василий Алексеев, прыгун Игорь Тер-Ованесян, конькобежка Лидия Скобликова. Хотя почему в прошлом, они навсегда остались в памяти болельщиков спорта не только нашей страны, но и всего земного шара.


Рецензии