Авария на шахте Засядько

08.03.2015 года.               

Авария на шахте Засядько.               

  И опять понесли гробы от шахты им. Засядько. Мне в таких траурных процессиях предоставлялась  возможность принимать участие 210 раз. Поясняю. Девичья фамилия шахты – «Ветка-Глубокая» и по сравнению с соседними – «Бутовка» , «8-я Ветка», «им. Феликса Кона» , «10-тый бис» – она была, да и есть, действительно глубокой. С каждым метром заглубления производственных процессов в шахте, условия опасной работы шахтеров усугубляются в прогрессии, что требует ужесточения соблюдения требований Правил безопасности в той же прогрессии. В обязанности ИТР шахты входит следить за соблюдением ПБ, написанных, не для красного словца, кровью. ПДК (постоянно действующая комиссия по ПБ), жетонная система квалификации горняков по вопросу нарушения ПБ, приказы по шахте о наказании нарушителей, лишение премии, понижение в должности, перевод на нижеоплачиваемую работу – вот неполный перечень воздействия на нарушителей Правил безопасности. Постоянный контроль за соблюдением правил безопасности осуществляет специализированный участок, который пополняется молодыми инженерами и техниками для приобретения и накопления опыта, а также бывшими, уже опытными ИТР, но оказавшимися несостоятельными руководителями, и потому поделом переведенными на нижеоплачиваемую службу. Последние представляли собой, по современным понятиям, ярых диссидентов, стремящихся насолить в отместку руководству шахты «изуверским способом» – строжайшим соблюдением ПБ, чем пытались доказать притеснителям свою значимость. Надо признать, что они не испытывали гонений со стороны руководства шахты, поскольку неосознанно действовали в русле общих устремлений – безопасность превыше всего. И все же избежать гибели в шахте людей не удавалось.

  Я вел негласный учет смертельных случаев на протяжении своих 35-ти лет работы в шахте им. А.Ф. Засядько. По моим статистическим данным получалось, что в среднем погибало по 6 человек в год – вот откуда цифра 210. В 1976 году было 12 «нулевых» по шахтному сленгу (согласитесь, это выражение больше подходит печальной статистике, чем армейские обозначения – груз «200» , «300»), а в 1979 – ни одной смерти. В общем, такая численность смертельных случаев согласуется с данными по угольной промышленности советской Украины – одна жизнь шахтера приходится на один миллион тонн добытого угля. В конце 1979 г. на нашу шахту пришел директорствовать Е. Л. Звягильский и парадигма приоритетов постепенно, нельзя сказать, что кардинально, но все же поменялась – дОбыча прежде всего. О нем, Звягильском, – отдельная песня, которую я могу пропеть, как говорилось при социализме, – по просьбе трудящихся, если слушатели закажут. Этот же сумбурный, злой текст связан исключительно с произошедшей трагедией, которую я воспринял по понятным причинам близко к сердцу. 

  Со временем подоспела перестройка с ее безумными законами и вредительскими решениями. Пролетариату поручили выбирать себе руководителей. Ну, ладно, колхозник Горбачев, поруливший 1 месяц трактором, но как мог производственник Рыжков одобрить это положение? Теперь начальник не мог даже приструнить за нарушение ПБ своего рабочего, который голосованием оказал ему высокое доверие и который может в случае чего переголосовать. Прокатилась волна забастовок, которые не преминули возглавить упоминаемые ранее диссиденты. Их ублажил потом переизбранный коллективом старый директор двухкассетниками, должностями на стороне, «Волгами» вне очереди. А система безопасности на шахте рухнула. И пошло-поехало. 1999 г. – 50 «нулевых». 2001г. – 55. 2002г. – 20. 2006г. – 13. Ноябрь 2007г. – 101. Декабрь 2007г. – 52 + 5 горноспасателей. И, наконец, только что, 2015г. – 34. И это все при условии, что «естественная» убыль в 6 человек одиночных в год сохранилась. Итого, за последние 15 лет – 415 горняков. При таком положении дел и Порошенко с Ярошем не нужны! Революция требует жертв! И она их получает.

  На последней трагедии успели отпиариться и обпиариться все, кому не лень. Яценюк: «Российские террористы не пропустили украинских горноспасателей. Было направлено 6 бригад по 10 спасателей». Вопросы: Откуда? Из Львова? Выехали, значит,  на спасение еще до взрыва в шахте? Ведь спасение пострадавших горняков проводится в первые часы трагедии. Или это собственное признание, что это диверсия украинских спецслужб? В бригаде, которая называется вообще-то звеном, горноспасателей не 10, а 4-6 человек. Захарченко подхватывает: «Я не исключаю, что это была диверсия». И тут же вывод. «Сейчас эта шахта будет принадлежать ДНР и приносить деньги нашей республике». А будущие диверсии со стороны бывшего владельца тогда не допустишь, Александр Владимирович? Пресс центр «боевиков» (в смысле ополченцев): «Захарченко еще месяц назад подписал указ о запрете эксплуатации шахты им. Засядько». Что это за террористы, которые подписывают указы авторучкой, а не автоматом АК непосредственно, чтоб указ исполнялся немедленно, не подскажете, пановэ? Порошенко: «Трагедия является следствием гуманитарной и техногенной ситуации на Донбассе». А кто так умело создал такую техногенную ситуацию после 1991 года, что пора выметать гуманитарнэ смиття (мусор) на кладбище? Байден. Да, тот самый вице-президент Байден: «Не пускают спасателей Украины». Куда не пускают, бледнолицый? Кого не пускают, горемычный? При всем моем, как дончанина, отношении к Путину, он хоть без политики помог – взялся за гуж – гони гуманитарку, детей отправляй в пионерлагеря России, раненных – в ожоговые центры. Укрпрофбосс шахтеров Волынец: «Главари ДНР сделали условия работы в шахтах такими, что многие берут в руки оружие и идут воевать». Ты, недоумок, хоть понял, что намолол сейчас? Шахтеры «берут оружие и идут воевать» на стороне главарей ДНР не из-за «условий работы в шахтах», а чтоб эти условия не ухудшились из-за блокады со стороны замайданеных. И еще, когда же успели эти главари испортить райские условия в шахтах, если они еще даже не заграбастали себе угольные предприятия? А ты, парень, взлетевший на забастовочной волне, на чей стороне? Шахтеров, которые имеют привычку погибать в шахте, или ты подпеваешь главарям майданным, привыкшим убивать шахтеров, которые берут в руки оружие и идут воевать? Пляски на костях жертв трагедии продолжаются. Вытаптывают поле для следующей танцплошадки. Осталось прояснить – когда и сколько?


Рецензии