Глобус России или всё в цвет! Часть пятая

 

Рассматривать географию вне контекста технологий дело бессмысленное. Едва появились каравеллы, испанцы тут же проникли в Америку, а португальцы в Индию, Китай, Японию. Великий шёлковый путь, существовавший к тому времени уже более полутора тысяч лет,  сразу «накрылся медным тазом». Транспортировка товаров на верблюдах и ослах не выдержала конкуренции.
 Экономическая активность из глубин Азии мгновенно перекинулась к портам. Произошло опустение и одичание целых регионов. Во времена Тамерлана уровень развития в Средней Азии был намного выше, чем полтысячи лет спустя, в годы  присоединения к России.

 Заметим, водный транспорт в виде примитивных плотов появился за много тысяч лет до приручения лошади, осла и верблюда. Его изначальная  эффективность вызывает восторг. Например, произведённое в Элладе вино раскрученных брендов везли на морских судах в колонии, тот же Крым, и продавали втридорога. Скупив по дешёвке местные сорта вин, лихие дельцы отправляли продукт назад в метрополию. Беднота не чуралась «шмурдяка» и «бормотухи» и не спешила переплачивать за товарный знак. И такие торговые операции приносили гарантированную прибыль. Водный транспорт был настолько дёшев, что на заре капитализма  в 18 веке массово строились каналы в Великобритании, США, России вплоть до появления поездов. В  Китае же каналы длиною в тысячи километров сооружались ещё тысячи лет назад. 
http://proza.ru/2023/04/15/118

Но очередной технологический вираж ломает тренды, которые из-за своей длительности считались неизменными.
Заметим в Китай, Японию и Корею завозятся в основном сырьевые товары для дальнейшей переработки. Они относительно дёшевы. Скажем, слегка абстрагируясь,  один килограмм нефти или сои стоит на три порядка или в тысячу раз дешевле, чем один килограмм смартфонов.
Нефть, газ, уголь, лес, металлы, зерно везут неспешно, месяц-другой погоды не делают. Товары не портятся, важнее всего цена доставки. И тут каждый километр пути на счету. А вот вывозят из Китая относительно дорогие изделия. Даже губки для мытья посуды значительно дороже нефти, из которой их делают.
Некоторые вещи, та же цифровая техника, весьма быстро устаревают морально. Для определённой продукции  стоимость доставки даже менее значима, чем сроки. Появление новой модели заставляет снижать цену на старую. И здесь иногда приходится задействовать  неимоверно дорогой авиационный транспорт. Груз из Китая в Европу через Суэцкий канал идёт полтора месяца. Многие продукты питания надо доставлять быстрее. А для  интернет - магазинов это вообще не годится. Вот тут и достаём туза из рукава.
 

Мы уже разобрались, что в тандеме дураки и дороги с «дураками» в России всё не так уж и плохо. Дороги, друзья, хоть первоклассные, хоть совсем никудышные, даже воздушные пути привязаны к территории. И самая махровая русофобия не даёт возможности погнать авиарейс Токио – Лондон, например, над территорией  США: дороговато выходит. А вот над Якутией и Ямалом в самый раз, кратчайшее, так сказать  расстояние. Ничего личного, даже о претензиях на Курильские острова приходится  пусть и на время, но забыть.


Так вот, все дороги ведут в Рим. Точнее вели. А сейчас все дороги, куда бы они ни вели, пересекают территорию России. Банально потому, что Россия большая. Это ещё один старый минус, который в новой ситуации, в тренде  «сегодня Бог возлюбил Россию и это любовь сильных», стал очередным жирным плюсом.

Спор о том, что первично курица или яйцо, в так сказать научной формулировке материя или сознание  бесконечен. Но даже, казалось бы,  вполне «устаканившаяся» идея  о том, что бытие определяет сознание требует весомой корректировки. Да, господа  хорошие, объективно и честно «бытие» придётся заменить на «битиё», вспомнив и мудрость «пока гром не грянет, мужик не перекрестится».
Перейдём к практическому материалу. Ещё раз вспомним что изрядная часть поставляемой в СССР в годы ВОВ по ленд-лизу продукции завозилась через порты Ирана, который к тому времени уже седьмой год как перестал быть банальной Персией, а самолично переименовался в «Страну Ариев». В контексте исламской революции 1979года может этот шаг и не совсем политкорректен, но «включать заднюю» не стали. Мы уже  не раз отмечали «если крокодил съел моего врага, значит крокодил мой друг». Скажем строго, мы не расисты и тот факт, что данную мудрость придумали негры-зулусы никоим образом, не умаляет её глубочайшего смысла. Приведём и американский  вариант этой концепции. В наиболее очищенном от всяких глупостей вроде болтовни о торжестве демократии виде выразил её тридцать второй президент США                Франклин Делано Рузвельт в
отзыве о никарагуанском диктаторе Анастасио Сомосе (старшем): «Это – сукин сын, но это наш сукин сын».
В общем с Ираном нам предстоит «дружба взасос».
Плохо это или хорошо, рассудит История. Мы же в данный момент говорим не о стратегии, а маневрируем где-то между тактическими решениями и оперативными задачами.
Ввиду того что Россия безгранична и беспредельна(см. выше) сядем на пароход допустим туристический, где-нибудь в районе Завидова. А что, место и цивильное, и модное! И спустимся по течению великой(да слышал я про Амазонку!) русской реки до самого устья. Волга, как известно даже и неисправимым троечникам, впадает в Каспийское море. А дальше?!
Нет, друзья, вопрос этот далеко  не риторический.
Мы уже выяснили что Северный ледовитый океан, виду того, что большая часть планетарной суши населения и экономики сосредоточены в северном полушарии, является самой короткой и экономически привлекательной водной  транспортной артерией планеты. Вот вам и большой кусок льда!
Такая же история выходит и с Каспийским морем. Все знают, что это вовсе и не море, а самое большое в мире озеро. Ибо не имеет выхода в мировой океан. Друзья,  оставим формализм и начётничество профессиональным географам. Они до сих пор границу между Азией и Европой толком провести не могут, а «порядочным людям» собираются «делать мозги». Море, да ещё какое!
Нас на  таких уловках вроде сексистских  закидонов «Курица не птица, баба не человек» не проведёшь. В общем, большому кораблю большое плавание.
 Так вот, американская компания «Bloomberg», один из ведущих на планете   поставщиков самой актуальной информации для  инвесторов не без тревоги и даже со смятением сообщает что в России выделяются колоссальные средства  как на  реконструкцию Волго-Донского канала, так и   на углубление и расширение русла Волги на протяжении многих сотен километров. 
С чем связаны такие траты? Других приоритетов что ли нет?
А это как раз и есть приоритет в новой действительности.  Будут англосаксы блокировать черноморские проливы и выход из Балтики или «перебесятся и успокоятся» это их проблемы.  Но еще Отто фон Бисмарк указывал: "Меня не интересуют их намерения, меня интересуют их возможности". А меня, Л.Х., больше  интересуют даже не ИХ, а НАШИ возможности!
Огромные российские просторы, всегда бывшие   Ахиллесовой пятой нашего государства, сегодня не просто РЕСУРС, а  бесценное достояние. Это в Бельгии и Дании «куда ни кинь, всюду клин». А у нас? «А у нас в квартире газ», будет и у вас, если научитесь хорошо  себя вести! В общем, Волга-Матушка, я тут без мистицизма и религиозного фанатизма, так, поэтический образ, даёт нам ещё одно весомое  преимущество. И при умелом подходе становится мощным подспорьем    морским перевозкам.
Сразу уточним, намечаемый маршрут является альтернативой портам Чёрного и Азовского морей, грузопотоки из которых можно перекрыть не только на проливах Босфор и Дарданеллы, но и в Суэцком канале и Гибралтарском проливе. Сырьё – нефть, газ, уголь, лес, металлы – вовсе не является определяющим товаром южного направления. Для этого есть Северный морской путь, Транссиб и БАМ. А вот еда, продукты питания, экспорт которых из России нарастает лавинообразно, производится вовсе не на Таймыре или в Якутии, а как раз поблизости от южных портов. И экономически выгодно вывозить её в южном направлении, ибо и основные потребители нашей еды проживают на Глобальном Юге.
 
Несомненно, с каждым годом доля мясных и молочных продуктов в российском экспорте будет нарастать. По мере повышения уровня жизни в странах-импортёрах.
 Но в наши дни основной спрос на зерно. И вовсе не кормовое, которое в огромных количествах требовалось Германии перед Первой мировой войной для выращивания  свиней. Или сегодняшней Испании  для всё тех же хрюшек; да, белорусский хамон ничем не уступает испанскому по качеству и в РАЗЫ ДЕШЕВЛЕ, но бренд, как говорится, он и в Африке бренд. Впрочем, африканцы  насчёт  брендов, прямо скажем, всё ещё не особо привередливы. И, как писал поэт, их «не заманишь грудью мясистой», то есть макароны из эксклюзивных сортов твёрдой пшеницы, которые и не макароны даже, а паста, пусть пока итальянцы «хомячат» в гордом одиночестве.
А в Нигерии, ежегодный прирост населения в которой близок к   общему числу жителей хоть Дании, хоть Норвегии, да хоть и Финляндии, по принципу «мне не надо орден, я согласен на медаль» готовы печь лепёшки не то, что из пшеницы четвёртого, пятый просто не существует, класса, а даже и из кормового ячменя!
Если бы ваш, господа хорошие, рацион питания наполовину состоял из маниоки, а остальное «добивали» батат, ямс и таро,  это всё худшие аналоги картошки, оценил бы я ваше «презрение к просяным лепёшкам». Для справки: просо — это зерновая культура, из которой у нас производят  крупу для приготовления пшённой каши.
Итак, зерно. Много, очень много зерна. Оно грузится на суда в южных портах, в основном пока ещё в  Новороссийске и оттуда морем расходится по свету. Но в порты зерно доставляется большегрузными автомобилями, фурами, и поездами, то есть наземным транспортом.                Создается огромная нагрузка на дороги общего пользования. Они просто не выдерживают такой трафик, ведь никто не планировал скачкообразный рост  экспорта зерна, да и еды вообще. По мере усиления привлекательности агробизнеса зерно везут к южным портам уже не только из Краснодарского и Ставропольского краёв, но и из Оренбуржья или Башкирии. Плечо подвоза постепенно вытянулось   за тысячу километров и это изрядно увеличивает накладные расходы.                А теперь внимательно посмотрим на  маршрут через Волгу.                Но это в следующей  главе нашего исследования.

 


Рецензии
Лев, с превеликим удовольствием читаю ваши статьи, потому-как я вижу и ощущаю в вас настоящего патриота России! Ни грамма заокеанской брехни, всё изложено грамотно и по полочкам...С уважением, Галина.

Чёрный Турмалин   27.07.2023 09:13     Заявить о нарушении
Галина, искренно рад тому, что наше общение поднимается на более высокий уровень! Каждый читатель ищет своё. Кто-то не хочет ничего знать за пределами "теории Пьяной Рашки".
А мы вот Глобус России строим.
Однако судьба нашей Родины и мира в целом напрямую зависит от того какой процент населения мечтает о том, чтобы "разорванная в клочья прикидывающаяся страной бензоколонка" наконец-то сгинула в Тартаре, и сколько людей готовы реализовать идею о Глобусе России. Лично я "топлю" за консолидацию сторонников Глобуса.
С уважением, ЛЕВ!

Лев Хазарский   27.07.2023 11:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.