Писистрат и былины
Чем она тверже рука властителя, тем больше нуждается в поддержке инженеров человеческих душ. Тем больше поощряется создание новых произведений, в которых показано, как великие правители, создатели могучих государств осчастливливают своим гением подданных. В наши дни наблюдается не просто очередной всплеск интереса к истории, а интерес к новому взгляду на историю, на новый взгляд на роль личности в истории.
И тут стоит вспомнить пример из древней Греции. Афинский правитель Писистрат однажды распорядился привести в порядок литературное наследие Гомера. Упорядочить. И на то была причина. Писистрат жил с 602 по 527 год до нашей эры. Гомер же жил в девятом веке до нашей эры. На несколько столетий раньше. До повсеместной грамотности, книгопечатания было очень далеко. «Илиада» и «Одиссея» распространяясь в устной традиции, среди сказителей-рапсодов. Содержание в каких-то деталях менялась от рассказчика к рассказчику.
Кажется, что в наши дни написано много трудов по творчеству Гомера. Совершенно беспристрастных. Теперь Гомер политику не добавит не убавит. Однако, не так давно Греция вынудила Македонию поменять свое название на Северная Македония. Это чтобы понятно было ху из ху.
А что касается Гомера, французский аббат д’Обиньяк в семнадцатом веке, изучая текст, задался вопросом, почему Гомер перебивает свой рассказ длиннейшими отступлениями. И аббат-исследователь решил, что поэма Гомера, по-видимому, свод многих песен, созданных многими поэтами в разные времена. Быть может, и сам Гомер всего лишь поэтический вымысел. В конце восемнадцатого века профессор университета в Галле Фридрих-Август Вольф опубликовал свой труд «Введение к Гомеру», основная идея которого такова: «Илиада» и «Одиссея» в дошедшем до нас виде, принадлежат не Гомеру, но являются коллективным произведением рапсодов-сказителей.
Но, конечно, Писистрат так глубоко, как Вольф, не копал. Да и не было у него такой задачи. Задача была совсем другой. Он, будучи правителем, рассуждал, как правитель. Гомер должен работать на идею, на патриотизм. И Писистрат, спустя несколько столетий после написания знаменитых поэм, решил все упорядочить в правильном направлении. Историки писали, что он назначил специальную редакционную комиссию и лично наблюдал за ее работой. Когда редактирование Гомера (первое в истории!) было завершено, в текстах «Илиады» и «Одиссеи» оказалось довольно много стихов, восхваляющих именно город Афины, его народ и его правителей.
Между тем Гомеру какой был смысл славить Афины? Он вовсе не был афинским гражданином. Шел слух, что он родился на побережье Малой Азии, в городе Смирне. Семь городов: Смирна, Хиос, Колофон, Пилос, Аргос, Итака, Афины, - считают себя родиной Гомера. Познал ли он на родине прижизненную славу? Это вопрос. Как говорится в известном стихотворении: «Семь спорят городов о старике Гомере. В них милостыню он просил у каждой двери». Зато редактирование Гомера, использование его имени, дало славу Афинам.
Может быть во времена Гомера, Афины были уже значительным для греков городом? Заглянем в поэмы. Например, центральные герои «Илиады» Менелай и Агамемнон – из Микен. Геракл родом из Фив. Расцвет Афин пришёлся на 5 век до н.э. То есть на несколько столетий позже Гомера. А для Гомера Афины не представляли ничего выдающегося. Был ли Гомер поэтическим вымыслом? Но его имя способствовало созданию политического вымысла.
Этот пример очень показателен. Время взывает, что на фоне беснующейся русофобии, нужно еще раз доказать древность России. Нужно еще раз показать обоснованность претензий России на земли и культурное наследие. Нужно приступить к упорядочению русских былин. Их и в прошлые века редактировали. Но как видно, недостаточно, так и оставили в былинах стольным городом Киев. Почему не Москву? Былины-то РУССКИЕ, а не украинские, не белорусские. Спросите любого россиянина, знает ли он что-нибудь об украинских былинах. Вряд ли кто знает. И в результате исследований можно, если заранее задаться целью, сделать вывод, ху из ху. Если в русских былинах упоминается город Киев, следовательно, Киев издревле Русская земля. Параллельно напрашивается вывод, что племя Мурома, проживавшее на территории современной России, - откуда родом Илья Муромец, - было не угро-финским, а русским. И наконец, можно прийти к заключению, что в былинные времена Москва, а не Киев была матерью русских городов.
Искали пожарные, искала полиция, искусствоведы в штатском российской столицы, искали везде, но долго не могли найти: откуда же пошла она матушка Русь. Кажется, нашли.
Свидетельство о публикации №223072301181