Бородинская панорама. Репортаж

Музей-панорама «Бородинская битва» - исторический музей в Москве, посвящённый Отечественной войне 1812 года. Панорама Бородинского сражения огромная работа выполненная  русским художником-панорамистом, основоположником отечественной панорамной живописи, академиком, руководителем батальной мастерской Академии художеств, создателем трёх батальных панорам «Оборона Севастополя», «Бородинская битва», «Штурм аула Ахульго», потомком французского коммерсанта-книготорговца, обосновавшегося в России - Францем Алексеевичем Рубо (17.06.1856 – 1928 Мюнхен).
В конце 1909 года художник предложил создать панораму, посвящённую Отечественной войне 1812 года, к столетию которой начинали готовиться в России. Художник получил заказ от Императорского двора. Работал над масштабным полотном Рубо в Мюнхене при участии Ивана Мясоедова, генерал-лейтенанта Бориса Колюбакина, художника-баталлиста К.Беккера, пейзажиста М.Цено-Димера, художников П.Мюллера и К.Фроша, и своего брата – Ж.Рубо.
Картина 15х115 метров, представлявшая один из решающих моментов Бородинского сражения, и предметный план были завершены в мае 1912 года. Несколько дней работа экспонировалась на благотворительной выставке в Мюнхене и была отправлена в Москву на специальных железнодорожных платформах. Рубо выехал вслед за ней в сопровождении четырёх помощников и трёх рабочих.
Для представления панорамы на Чистых прудах (на мете современного дома № 12А по Чистопрудному бульвару) в мае-июле был возведён деревянный павильон на один сезон. В дальнейшем павильон планировалось возвести в камне. Панораму размещали почти месяц. Торжественная церемония открытия состоялась 29 августа 1912 года в присутствии императора Николая II, семьи Романовых и представителей дворянства.
Дальнейшая судьба панорамы складывалась незавидно. Крыша павильона протекала, промокал и разрушался холщовый зонт над площадкой и предметный план, а на картине оставались грязные следы потёков.
В 1914 году павильон временно прекратил работу по дипломатическим соображениям из-за начала Первой мировой войны, в которой Третья французская республика стала ближайшим союзником Российской империи.
После Октябрьской революции здание вместе с картиной Рубо, предметным планом панорамы и остальным имуществом было передано электротехнической школе, использовалось для проведения пролетарских новогодних ёлок и размещения литературно-художественного кружка.
В начале 1918 года павильон был вновь закрыт, а к весне и вовсе пришла в негодность и её снесли, а 115-метровая картина была навёрнута на деревянный вал и много лет хранилась в неприспособленных помещениях: под сценической площадкой Нескучного сада; в подвале собора на Миусской площади; в саду «Аквариум»; на театральном складе сада Эрмитаж, в итоге значительная часть картины фактически сгнила. Из 1725 м; были утеряны 900 м;.
Комиссия под руководством живописца, художника-реставратора, искусствоведа, теоретика искусств, музейного работника, педагога Игоря Грабаря осмотревшая холст в 1939 году, пришла к выводу о невозможности восстановления.
После Великой Отечественной войны было проведено второе обследование, для которого картину привезли в авиационный ангар и раскатали на треть длины. Из-за удручающего состояния картины, многие участники комиссии предлагали оставить только наиболее сохранившиеся участки, а остальную панораму написать заново, но группа реставраторов под руководством Павла Корина предприняла попытку спасти панораму, и за полтора года полотно было восстановлено. Правда Корин внёс ряд изменений – увеличил фигуру Михаила Кутузова и ввёл в картину раненого Петра Багратиона.
После окончания работ выяснилось, что для картины нет места, и её отправили в запасники ГМИИ имени Пушкина.
Начали проектировать новое здание и планировали его разместить на берегу реки в Нескучном саду. Позднее постройку перенесли на Кутузовский проспект на территорию бывшего села Фили, где 1 (13) сентября 1812 года в избе крестьянина Михаила Фролова состоялся «Военный совет в Филях», на котором Михаил Кутузов принял решение оставить Москву без боя.
Изба, в которой проходил военный совет, получила в народе название «Кутузовская изба». В ней продолжала жить большая семья Михаила Фролова, умершего в 1813 году. Последний очевидец событий, происходивших в их избе, был старший сын Фролова, названный, как и отец, Михаил, умер в 1846 году. 
Кутузовская изба оставалась местной достопримечательностью, посмотреть на неё приезжали путешествующие по стране любители старины. Владел деревней Э.Д.Нарышкин, он решил сохранить избу, распорядился сделать в ней ремонт, оставить на своих местах вещи и мебель, которыми пользовался Кутузов и представители его штаба, а двор обнести небольшим валом и канвой.
Потом случился пожар, изба сгорела, удалось спасти несколько икон и скамью, на которой сидел Кутузов.
Через пятнадцать лет после пожара историческое место посетила группа офицеров Гренадерского корпуса. Увидев, во что превратилась Кутузовская изба, они решили обнести это место забором, а на месте пожарища установить памятный знак верстовой столб со старой Смоленской дороги, на котором укрепили мраморные доски. На одной  лаконичная надпись со словами Кутузова: «С потерею Москвы ещё не потеряна Россия…», а на другой: «На месте этом находилась изба, принадлежащая крестьянину деревни Фили Фролову, где первого сентября 1812 года был Военный совет под председательством фельдмаршала князя Кутузова, решивший участь Москвы и спасение России. Изба сгорела в 1868 году. Офицеры Гренадерского корпуса, бывшие на полевой военной поездке в 1883 году в окрестностях Москвы и проникнутые чувством благоговения к историческому месту возымели желание увековечить это место камнем и обнести оградою, что и исполнено работам и усердием чинов Гренадерского корпуса 8 ноября 1883 года».
В 1887 году изба была восстановлена по проекту инженера Михаила Литвинова и архитектора Николая Струкова, основанному на этюде Алексея Саврасова 1866-1867 годов. Новый дом не был точной копией сгоревшего, но очень похожим. Это ещё один музей на территории Бородинской панорамы.
Рядом с избой расположены: верстовой столб «До Москвы две мили»; Храм-Часовня Архангела Михаила при Кутузовской избе 1912 года постройки (архитектор Николай Струков); обелиск с братской могилы павших в Бородинском сражении, перенесённый в 1940-х годах с ликвидированного Дорогомиловского кладбища.
В мемориальный комплекс также входят: бронзовый бюст Кутузова работы скульптора Николая Томского (1958);  возведённая в 1968 году копия Триумфальной арки скульптора Осипа Бове (оригинальная арка находилась на площади Тверской заставы, снесена); памятник фельдмаршалу М.И. Кутузову установленный в 1973 году.
Основное здание панорамы было построено в 1961-1962 гг. Основой композиции стал 23-метровый цилиндрический объём, по бокам были возведены два железобетонных крыла с фасадами, украшенными мозаичными панно: «Народное ополчение и пожар Москвы» и «Победа русских войск и изгнание Наполеона», и высеченными на боковых стенах именами героев Отечественной войны 1812 года. Музей открыли в 1962 году.
В 1967 году сторонники Культурной революции в Китае облили панораму самовоспламеняющейся жидкостью и подожгли. В пожаре погибло около 60% картины. Восстановлением картины занимались художники-баталисты из Студии военных художников имени Митрофана Грекова, ученика Франца Рубо.
В 2011-2012 году здание реставрировали, а осенью 2017 года провели капитальный ремонт. Для посетителей музей открылся в 2019 году.
В феврале 2023 года в Музее-панораме «Бородинская битва» открылась уникальная выставка «Лица, совершенно вымышленные», к 195-летию со дня рождения Льва Толстого. Выставка посвящена знаменитому произведению писателя и его роману «Война и мир».
 В центре выставки – судьба двух главных героев романа: Князя Андрея Болконского и графа Пьера Безухова. Это своеборазное музейное расследование, которое пытается установить, судьбы каких реальных героев Отечественной войны 1812 года, вплетены в сюжет романа. Прототипы книжных персонажей. Лингвистическое сходство фамилий отца Андрея Болконского – Николая Болконского с дедом Льва Толстого – Николая Волхонского. Характер и жизненные коллизии родственника писатель мог взять за историческую основу.
Основой для создания образа отца Пьера Безухова мог стать граф Алексей Орлов-Чесменский, победитель турецкого флота в Чесменском морском сражении. Совпадают и внешние описания графа.
Подвиг Болконского мог быть списан с подвига генерал-майора Петра Волконского и с поступка Николая Репнина-Волконского возглавившего эскадрон во время Аустерлицкого сражения.
Бесстрашный генерал Тушин мог быть списан с реального штабс-капитана Судакова, командовавшего батареей во время Шенграбинского сражения, могли помочь в описании и записки генерала Алексея Ермолова.
Красивая, неординарная для своего времени Екатерина Скавронская, ставшая женой князя Петра Багратиона, могла послужить прототипом Элен Курагиной.
А в отдельной витрине представлены предметы, которые могли бы принадлежать героям романа Толстого: дуэльный гарнитур в чемоданчике и огромная курительная трубка.
Тема выставки настраивает на особый лад. Сейчас музей готовит следующую часть выставки. На ней будут представлены другие прототипы романа «Война и мир». А в скором времени на вопросы посетителей будет отвечать виртуальный аватар самого Льва Толстого.


Рецензии