Итальянское соло на скрипке 9 июля 2023-го

Консерватория. Выступает Сергей Стадлер, народный артист России, профессор.

Пришли слушать итальянскую виртуозную музыку для скрипки. И сколь она тонка, изящна, высока, столь неоспоримо безмысленна биомасса кашлей и шумов в зале. Кажется, некому изгнать эту нечисть. Как будто это они первые участники концерта. А мы вынуждены слушать тотальную неисцелимую болезнь безумия, невежества и неуважения — к слушателям и прежде всего к исполнителю в его таинстве — передаче высокого — нам...
Была одна околдовывающая вещь — со сцены. В партере же падали бутылки, сумки, упорно листались программы, что-то обсуждалось. Кашель вдруг надумал нырнуть под кресла, и те возмущённо затрещали то тут то там под грузом бесконтрольного нетерпения уважаемых гостей... Вот бы батюшку, да с кадилом между рядов, но его не было: наверное, опоздал или по другой причине не пришёл, или позвать забыли...
Следующая композиция пыталась исправить положение, однако хворь активизировалась. Как ни пытался поднять ауру зала исполнитель, как ни вслушивались способные в его выступление, кашель, кашель был неистребим. Кашель, дери дурака.
А трубы органа за профессором сияли пиками снежных вершин — такова их туманная перспектива, и туда уносились стремительные струнные звуки...
Музыка, под которую сложно представить танец, и в то же время это движение — изысканное, утонченное, ищущее себя и своё рядом, точно ощупывающее вокруг всё — от стен, лепки, кресел, до пришедших за радостью живого звука душ — слова тяжелы описывать исполнение, мало в моей речи таких поисков... ну что ещё можно сказать, чем — утяжелить? А ведь это — настроение, размышления, искусство композитора выразить текучесть настоящего, будущего, ещё не пойманного, или нечто, замеченное им и записанное нотами на листе... Надо ещё слушать, чувствовать, проникаться лично, а не читать. Следует прожить звуки, и знание откроется само, если вы здесь ради него. Больным — лечебницу, слушающим — тишину, слышащим — торжественное присутствие. Передо мною сидел немолодой человек, влитой в кресло. Дышал ли? Но видно: пришёл слушать, и слышал.
Вы б видели, что творит Шнитке с посетителями! Нет, в этот раз обошлось без удушья. Хрипели сиденья, топтались ноги, чесались, шуршали — не крылья — одежды ветхих надежд на тишину в зале. И закончилось всё знакомым кашлем. Сумеет ли масса исправиться, а, Альфред?..
Чуть не забыл — так заслушался философией и настроением композитора — дважды звонил мобильный у недопосетителей... Хлев ходит за его владельцем неотступно...
Да, всякий кашель нужно предупреждать перед входом.
Чудесное погружение в искусство неподражаемой игры проносится мимо массы в волшебный мир звуков души, сердца, происходящих вокруг невидимых, но совершенно отчётливых настроений сквозь неизменный шум человеческого отсутствия.
После Шнитке — Паганини. Я простил их всех. Такую музыку ничем не искоренить. Она — исцеление от всякого, и недомоганий в том числе. Кто-то чихнул — пожелал ему здоровья. Ещё один гудок телефона заметил краем уха — по его завершении, но то уже пустое.
— Великолепное пианиссимо! — призналась воодушевлённая концертом старушка, прощаясь с администратором на выходе из зала.
Подтверждаю каждую мысль возвышающую.
Спасибо, уважаемый профессор Стадлер!

Будьте здоровы, дорогие друзья, чистых вам нот и здравых аудиторий, но главное — чистого восприятия, и да пребудет с вами Тот, Кто пришёл слышать...

9 июля 2023


Рецензии