Мизинчик, предисловие

Почему - то сегодня мне опять взгрустнулось.

А на улице июль. Лето.
Все куда - то спешат.
Выходной.
А я опять читаю газету.
Ее принесли к нам домой.
Мелькают страницы, статейки,
И темы войною пестрят,
И вдруг, как водичка из лейки,
Как мыслей моих водопад.
Там, с краю простая заметка,
Мизинчик - ушел, вот так так.
Мизинчик - встревожил, расстроил,
Читаю заметку, как так?
А память, вернула, тревогу,
И жизнь прожитую мою.
Сижу, о былом вспоминаю,
И вдруг понимаю - люблю.
Большак, Середина, Сенная,
Указ и Пупок, там в тиши,
Речушки  там Пермского края,
Там жили мои старики.

Сама того не понимая, вдруг вспомнила частушку:

Раньше были времена,
А теперь - мгновения,
Раньше поднималось всЁ,
А теперь - давление...

Вот так и есть. Народ зря частушки не сочиняет.

Однажды, на стыке столетий, когда я еще была не так молода, но не старая, а моему сыну младшему - семь лет, мы решили в июле, перед началом учебного года, дабы рассказать о наших предках младшему сыну, поехать на нашей старенькой, видавшей виды, двудверочке Ниве, по тем местам, где жили наши прадеды.

 А происходили они из знаменитой когорты  староверов - раскольников, пришедших сюда после Никоновского раскола(термин, использовавшийся официальными властями с середины XVII в. для обозначения старообрядцев (староверов) - людей, отказавшихся принимать церковную реформу патриарха Никона и за это преданных проклятию православной церковью. На протяжении XVII-XIX вв. подвергались преследованиям со стороны как церковных, так и государственных властей, объявив себя защитниками старой веры ("древнего благочестия"). Гонимые проклятьем, анафемой и властями - староверы уходили из Тверской области в Пермский край и  дальше в леса Сибири.
Таким образом в Афанасьевком районе Кировской области, и в Пермском крае, на пустующих землях селились староверы. Они выбирали удобные для жизни места, где было много речек, ручьев, озер, лесов, рыбы, дичи, и можно было жить обособленно, в трудно доступных районах края, не боясь преследования, со стороны властей. Строили свои двОрища, особняки. Обносили поселения частоколом. С миром общались только по зимняку или летом, пользуясь переправой с накатными мостками. Реки, ручьи, топи и болота  были естественной защитой от преследователей. Жили они крепко. Много трудились. Не пили вина. Молились и имели большие и крепкие семьи. Перед войной, в сороковых годах и сюда дошла советская власть. Началась перепись. К староверам стали подселять ссыльных, и призывать на службу в армию мужчин. Таким образом,  селища стали пустеть. Молодежь разъезжалась по близлежащим поселкам и городам на учебу и на заработки. А война 1941-45гг, забрала много мужчин. Таким образом селища  опустели, а люди перебрались, туда, где было удобней жить и растить детей. Так и наш прадед оказался в Слободском. Прадед, прожил долгую интересную жизнь. Он не пил хмельного вина, не курил. Соблюдал все заповеди и мого рассказывал своим внукам и правнукам о тех местах, где прошла его молодость и зрелые годы. Где он вынужден был оставить могилы его предков. И сетовал, что прервалась его преемственность поколений. Несколько раз он ездил навестить свое селище и брал с собой внуков, а после его смерти, как - то это все позабылось, но однажды, небольшая заметка краеведа, напомнила нам о смешных и причудных названиях ручьев и речушек этого заброшенного края, где раньше селились староверы. Мы разыскали старые карты, материалы переписи тех времен, и решил в свой законный отпуск съездить, поискать и посмотреть на то, что там еще осталось, а заодно и рассказать нашему сыну - кто он и чьего роду племени, ибо ему предстояло нынче идти в школу, и об этом его обязательно спросят - кто твои родители? А он откроет альбом с фотографиями и покажет и все  расскажет...

Мизинчик - в данном случае, большой ручей или малая речка в глухих лесах Пермского края, где раньше были селища( поселения) староверов.

Продолжение следует...


Рецензии