Деятельность журналистов в зонах военных конфликто

Одной из дисциплин науки журналистики является юридическая, которая наряду с другими, входящими в систему журналистики, как науки, регулирует деятельность практической журналистики, определяя законодательные нормы, на основе которых строится практическая журналистика. Основным отечественным базовым правовым документом, регулирующим отношения в сфере СМИ для практической журналистики, является Закон РФ «О средст¬вах массовой информации» от 27.12.1991 г. № 2124-1.
Известно, что журналисты, занимающиеся сбором или подготовкой сообщений и материалов, как правило, оказываются на рубежах и в эпицентрах важных событий, к которым относятся и конфликтные ситуации разного масштаба, сопровождающиеся вооружёнными столкновениями. В этих случаях журналистам приходится работать в сложной обстановке, несущей угрозу их здоровью и их жизни.
Закон о СМИ не обходит вопрос о деятельности журналистов в зонах вооружённых конфликтов, в нём предусмотрена статья 47.1. «Выполнение поручения редакции в особых условиях», в которой говорится о гарантиях и компенсациях, полагающихся журналистам, выполняющим поручения редакций в особых условиях при причинении вреда их жизни или их здоровью, а также компенсаций, полагающихся родственникам журналистов при их смерти. К сожалению, прочтение этой очень важной для журналистов, а в случае происшествия трагедии с журналистами  и для их родственников статьи вызывает много вопросов, так как в Законе нет ясного толкования целому ряду высказываний, и существуют формулировки,  позволяющие двоякое толкование.  Уже при прочтении первого абзаца данной статьи возникает неясность в вопросе об определении особых условий.
Статья 47.1. «Выполнение поручения редакции в особых условиях»
1. Выполнение поручения редакции в особых условиях предполагает осуществление сотрудником редакции профессиональной деятельности на территории Российской Федерации, на которой введено военное положение, в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и на территории (объекте) проведения контртеррористической операции, определенных согласно законодательству Российской Федерации.
Из пункта 1 названной статьи понятно, что не зависимо от того, какому риску подвергаются журналисты, их действия не могут рассматриваться как действия в особых условиях, если та территория, куда были командированы журналисты, не определена Правительством Российской Федерации зоной вооружённых конфликтов или территориями (объектами) проведения контртеррористических операций.
Рассматриваемый Закон с целью определения территорий, на которых введено военное положение, районов боевых действий, вооруженных конфликтов и территорий (объектов) проведения контртеррористических операций (объектов), отсылает читателя к законодательству Российской Федерации вцелом, не конкретизируя, к каким именно юридическим актам следует обращаться.
Зоны вооружённых конфликтов определяются Постановлениями Правительства Российской Федерации, которые, как это видно из исторического конфликта в  Чеченской Республике и прилегающих к ней регионах Северного Кавказа, издаются не с первых дней возникновения конфликта, а несколько позже, а это значит, что действия журналистов на территориях вооружённых конфликтов в промежутке времени от начала конфликта до правительственного объявления таких территорий зонами вооружённого конфликта не числятся действиями в условиях особого режима. К тому же известно, что из ряда соображений, включая политические, районы реальных боевых действий, и уж тем более территории и объекты проведения контртеррористических операций не всегда объявляются зонами вооружённых конфликтов, то есть журналисты, ведущие репортаж под обстрелом, не всегда числятся работающим «в особых условиях», и, как следствие, действие статьи 47.1 Закона «О средствах массовой информации» на них в этом случае не распространяется.
Из Постановления Правительства РФ от 11 декабря 1995 г. N 1210 "Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике" видно, что издано оно было во исполнение статьи 2 Федерального закона "О распространении действия Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" на военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике". Журналисты в списке лиц, перечисленных в данном Постановлении Правительства, не значатся, как если бы их деятельность не нуждалась в гарантиях и компенсациях.
Не значатся журналисты и в ряде других законов РФ, касающихся вооружённых столкновений на территории Российской Федерации. Деятельность журналистов в зонах вооружённых столкновений Законом РФ категорически отделяется от деятельности иных лиц, не взирая на большой риск, которому журналисты подвергают свою жизнь.
К сожалению, вопрос об определении «особых условий» - не единственный, возникающий при прочтении статьи 47.1 Закона о  СМИ. Помимо этого текст рассматриваемой статьи вызывает ещё целый ряд вопросов, разрешение которых влияет на суть дела, то есть на реальность тех гарантий защиты, выплат компенсаций, полагающихся журналистам, выполнявшим поручения редакций в особых условиях в случаях причинения вреда их здоровью или в случаях их смерти, которые прописаны в Законе. Существует надежда, что в следующей, безусловно, требующейся редакции Закона о СМИ будут учтены реалии жизни, и Закон действительно станет на защиту прав журналистов – людей, освещающих события своего времени.


Рецензии