Анна Ахматова т. 1, т. 2, май-июнь 2007 год

   Только сейчас приблизилась к Ахматовой – неспешно, вдумчиво, досконально читаю и перечитываю (и не раз)... И удивилась: у меня в стихах столько «перекликается», что аж я испугалась!.. Как это могло произойти?! Я не знала её стихов, не помнила ничего..Когда-то мне знакомый давал её небольшой сборничек ( когда мне было лет под 40), я «бегом» прочитала – некогда было вникать, что-то запомнить... Сборничек тут же и вернула. ( Ахматову не издавали, её найти было трудно). Так что ничего из того сборничка нигде у меня не могло «отложиться» в памяти. Купила только в 90 годы эти два тома. Но «взять в руки» не получалось – так в жизни выходило... Всё откладывала «до лучших времён» - чтобы спокойно, не торопясь вникнуть... Поздно, конечно...
И вот теперь – вникаю... Все мои стихи давно уже написаны были. А тут – столько «перекликается» в строках! «Странно, непонятно.» Чего доброго, кто-то прочитав мои стихи (которые я весь последний год (2006-2007) собираю в книгу), могут поставить мне в упрёк эти мои «похожести»... Бог свидетель, я не знаю, как это получилось у меня!
 Сейчас кое-что взяла для эпиграфов у Ахматовой . ( 09.06.2007 год).
Стихи мои о ней написались, когда что-то читала в журналах о её жизни, о том, как её долго травили... - 04.06.1992 год, дата под моими стихами
;« Анна Ахматова». ( Москва, изд. «Правда» 1990 г.)
«Ахматова считала дату и место написания существенно важными элементами художественного текста, недаром её стихи почти всегда имеют датировку и указание на место написания».
« Некогда Достоевский сказал юноше Мережковскому: -  « Молодой человек, чтобы писать, страдать надо». Если бы Достоевский не стоял у столба смерти и не побывал в «Мёртвом доме»... – был ли бы он вполне Достоевским? Вы ( Ахматовой) ни в ссылке, ни в «мёртвом доме» не были, но около него стояли. Бились ли дома головой об стенку за близкого – не знаю... А за всех страждующих, жён, сестёр, матерей, с кем делили Вы Голгофу тюремных стен, приговоров, казней. О них, как и о себе, сказали:
Буду я, как стрелецкие жёнки,
Под кремлёвскими башнями выть.»
Борис Зайцев, Париж.

  АННЕ АХМАТОВОЙ

Запоздало, и робко, и бережно
Приближаюсь к Вам, Анна Андреевна…
Вижу только у самого бережка:
Ваша бухта камнями усеяна.

Больно Вас ими ранили, колкими –
Только Вы не искали спасения…
Как подолгу пытали – иголками –
Вас ночные часы вдохновения.

Как достойно, шелка разматывая,
Не пугаясь души обнажения,
Шли Вы, гордая Анна Ахматова,
На костёр – на самосожжение!..

                2

Мы – ивы осенние в поле,
По разным концам да поврозь.
Родня по ниспосланной боли,
Что перетерпеть довелось.

Душа как в огне постоянно –
И век не сойти ей с костра…
Простите ли дерзость мне, Анна:
Я – младшая Ваша сестра.


Рецензии