Серов город зеленый Часть 1

«Серов – город зеленый»… И в нем есть прекрасный театр…
Окончание рассказа о городе Серове, его драматическом театре и «открытой читке» пьесы о четырёх женских судьбах

Олег Яненагорский, член Союза писателей России. 23 июля 2023 г.

Начало https://vk.com/id383659748?w=wall383659748_5308/all
Продолжение https://vk.c
Продолжение https://vk.com/id383659748?w=wall383659748_5317/all
Продолжение https://vk.com/id383659748?w=wall383659748_5327/all

Часть первая. Краткая история «бездомного театра» и воспоминания о культуре в послевоенном СССР

Прибыв в Серов после обеда 15 июля 2023 г., мы выполнили первую часть «делового визита» и передали в дар Центральной городской библиотеке книги членов Ханты-Мансийской окружной организации Союза писателей России. Уже тогда, при въезде в населенный пункт из окна автомашины, я заметил, что «Серов – город зеленый».
Вечером была встреча с главным режиссером Театра драмы им. А.П.Чехова Александром Сысоевым и заведующей литературной частью Марией Зыряновой. Обсуждали вместе с автором – Ольгой Миловановой - будущую коллективную читку пьесы «Падал теплый снег».
Но разговор по тематике был гораздо обширнее, в том числе об удивительно нелегкой судьбе театра, который 81-й год существует без своего помещения. Полагаю, что власть (в совокупности - общероссийская, Свердловская областная и Серовская городская) должна подать заявку на регистрацию этого феномена в книге рекордов Гиннеса. Есть «хорошие шансы на победу». Что-то я других случаев такой многолетней «бездомности» театров не припомню… Хотя специально изучал историю советской культуры... В том числе – 20-х и 30-х годов ХХ века.
Естественно, что после того вечернего разговора я «заглянул в историю». А перед этим на официальной странице учреждения культуры прочитал: «Если вы однажды попадете на север Свердловской области, не упустите шанс приехать в Серов. В Серове есть единственный на весь северный Урал профессиональный театр, о котором знают и который любят не только преданные ему горожане. Театр драмы им. Чехова стоит в одном ряду с лучшими театрами области и Екатеринбурга. Затерянный в глубинке «театральный самоцвет» имеет свою неповторимую театральную историю». https://teatrserov.ru/aboutteatr/
Понятна «скромность» авторов во фрагменте про «один ряд с лучшими театрами области и Екатеринбурга». Самим себя хвалить не принято. Но… Но есть, однако, у театра реальные конкурсные достижения на всероссийской сцене и желающие без труда могут найти нужные материалы на просторах интернета.
А теперь – сокращенная цитата из истории театра. «В военном 1942 году в городе Полевском Свердловской области (родина уральского писателя-сказителя П.П. Бажова - он оказал большую помощь в создании уральского театра) антрепренер, режиссер и артист Леонид Арматов собрал труппу. В нее вошли люди, опаленные войной, поверившие Леониду Григорьевичу. Первые артисты работали в тяжелейших военных условиях: сами шили костюмы, изготавливали реквизит, бутафорию. Играли в цехах, госпиталях, на вокзалах перед новобранцами, в деревнях. Самым первым спектаклем нового театра стала комедия Рубинштейна «Взаимная любовь», премьера которого состоялась 6 марта 1942 года в клубе креолитового завода… Театр много гастролировал по городам Среднего Урала. В его репертуаре были пьесы А. Островского, А. Грибоедова, К. Симонова, А. Чехова. В 1945 году (после окончания войны) Полевской театр приехал на гастроли в Серов. Успех у зрителей был такой, что руководство города принимает решение оставить театр тут навсегда. Областной отдел по делам искусств издает приказ № 182 от 3 октября 1945 года о переводе труппы на постоянное место работы в Серов, официально удостоверяя этот счастливый для города случай.
На глухом далеком Северном Урале, тогда еще почти не тронутом цивилизацией, появился маленький форпост большой культуры под названием Серовский государственный драматический театр. Своего здания театр не имел и не имеет, арендуя до сих пор помещение Дворца культуры металлургов.
28 мая 1945 года спектаклем «Поединок» по повести А. Куприна серовский драматический открыл свой первый театральный сезон на сцене Дворца культуры металлургов». https://teatrserov.ru/history/
Вот тут я прерву цитату и скажу добрые слова про руководство культурной жизнью в военные и послевоенные годы в СССР. Это относится не только к театральной жизни. Как-то я писал про период, «когда еще не был взят Берлин»: «Март 1945-го… Книга о русской культуре». http://proza.ru/2020/04/10/564
По форме это была запись в «Литературном дневнике», по сути – «проявление удивления» мудрым государственным подходом к развитию отечественной культуры. Вот сами посудите - еще не разгромлена нацистская Германия, а в СССР издается книга И.С. Зильберштейна «Репин и Тургенев», выпущенная Издательством Академии наук СССР. Солидный том в твердом переплете, 10,5 печатных листов + 5 вклеек (иллюстраций) с портретами Тургенева, Репина, Стасова. 3000 экземпляров… Цена от 8 до 10 рублей»… Война – войной, но на культуру в СССР средства выделялись.
Возвращаясь к истории серовского театра, надо сказать, что если в первые годы после его рождения, трудно было обеспечить работу театра в собственном помещении, то через 80 лет, его «бездомность» просто удивительна… И унизительна для отечественной культуры. Позор для власти!
Неужели Россия сейчас хуже живет, чем 1945 году?
Да, мы сейчас, как уже не раз бывало, снова воюем за спасение своей страны и всего человечества. Но я приведу пример из другой «воющей» (соседней) страны. «Верховная рада Украины, несмотря на военное положение, приняла решение достроить в Киеве национальный комплекс-музей т.н. «голодомора», чтобы устраивать экскурсии иностранным делегациям». https://dzen.ru/a/ZLBdYPSNHwjL1yQ1
Понятно, что у «соседей» без «шоу» для иностранных делегаций теперь ничего не делается. И то, что так называемый «голодомор» украинцы своими руками «устраивали» сейчас никто уже не помнит. Не суть в этом – война закончится, здание музейного комплекса останется… Если, конечно, укронацисты не взорвут его перед отступлением. И освободители наполнят его иным содержанием – о новой победе над неонацизмом.
Тут важен факт – выделение денег «на идеологию» в воющей стране. А разве серовский театр, в течение 80 лет «сея разумное, доброе, вечное», не занимается идеологией? Или развитие отечественной культуры с ее защитой вечных (и нормальных) человеческих ценностей – это не идеология? Чтобы ответить на этот вопрос достаточно посмотреть на репертуар театра… https://teatrserov.ru/repertoire/
Мне бы очень хотелось напомнить нынешним представителям свердловской и серовской власти о их предшественниках 1942-1945 годов, создавших профессиональный театр «в глухом уральском углу»...

Окончание следует
Фото на страницах ВКонтакте https://vk.com/id383659748?w=wall383659748_5339 и Одноклассниках https://ok.ru/profile/563985552739/statuses/155921840367715


Рецензии