Мой сад

Миннесота - штат зеленый. Но надо отдать должное властям Городов-Близнецов, Миннеаполиса и Сент-Пола, они многое делают, чтобы эти города стали еще зеленее и красивее. В частности, городские власти выделяют участки для общественных огородов - каждый желающий может завести себе грядку и выращивать овощи или цветы. Довольно регулярно проводятся лотереи, в которых можно выиграть грант на различные садоводческие проекты.

Лет пять назад я выиграла "дождевой сад", т.е. клумбу, которую не надо поливать, поскольку она "утоплена" в землю и засажена засухоустойчивыми растениями.  Мне удобно, а городу дождевые сады очень нужны по многим причинам. Во-первых, они собирают ливневые воды, которые иначе бы стекали в трубы и загрязняли озера и реки. Дождевые сады позволяют воде впитываться в землю и служат гигантским фильтром. Во-вторых, правильно построенные дождевые сады сбрасывают воду за пару дней, поэтому сад не станет рассадником комаров. В-третьих, они снижают нагрузку на ливневую канализацию и очистные сооружения, потому что вода сразу впитывается в землю и присоединяется к существующим грунтовым водам.

По условиям гранта, я должна была выбрать и оплатить растения, а все остальное делали волонтеры. Они выкопали углубление, посадили саженцы, засыпали всё мульчой. Я выбрала зверобой - он здесь совсем другой, чем в России: почти кустарник, высокий, с мощным стеблем и крупными желтыми цветами. Еще мне посоветовали ароматную бизонью траву - она же "священная трава", которую в Белоруссии используют для знаменитой настойки. Золотарник с красивыми кистями желтых цветов я не заказывала, он вырос сам - очень инвазивное растение. Циция или "золотой александр" похожа на все зонтичные с желтыми цветами, вроде луговой петрушки, но с красивыми, крупными резными листьями. Корень Калвера или Вероникаструм виргинский зацветает в июле длинными, до 15 см длинной кистями со с нежными белыми цветочками. Клумба разрослась, хотя и не все растения выжили - более крупнолистные уничтожили бизонью траву, зато самосевом туда поселились флоксы с соседней клумбы.

Не секрет, что уже несколько десятилетий пчёлы гибнут.  Пестициды, изменения климата, разрушение среды обитания грозят оставить нас без меда, а растения без опылителей. Поэтому власти Миннесоты спонсируют программу поддержки насекомых-опылителей. Они стимулируют горожан создавать условия для садов для опылителей. Сад опылителей поддерживает растения, которые снабжают нектаром и пыльцой пчёл, шмелей и бабочек.  В прошлом году объявили лотерею грантов на создание садов опылителей. Можно было создать "карманный сад", посадить кусты и деревья, или превратить газон в цветущий луг. Я выиграла и решила сделать клумбу из цветов опылителей и посадить иргу - у нас в Питере её называли коринкой, а здесь это июньская ягода или Саскатунская "служебная ягода".

Абы что сажать нельзя - лучше использовать местные растения, которые имеют глубокую корневую систему, так что заодно можно и воду экономить. Нам дали списки растений и адреса местных магазинов и садоводств, где их можно приобрести. В сущности, начало саду опылителей у меня уже было положено - на небольшой клумбе у меня растёт водосбор, русский шалфей и лимонно-желтый тысячелистник. Русский шалфей не столько цветок, сколько полукустарник, почти метр в высоту, который цветет с середины лета до конца октября сиреневыми метелками. Серо-зелёные листья очень приятно пахнут. К этим цветам добавились белоснежная эхинацея "Белый лебедь", оранжевый молочай, он же сорняк бабочек, поскольку привлекает махаонов, монарда, она же пчелиный бальзам удивительного алого цвета, тёмно-синие сальвии, красно-оранжевые "одеяльные цветы" - гайлярдии, похожие на желтые ромашки рудбекии,  и  белые и тёмно-синие лиатрисы, которые в России называются  «весёлые пёрышки». Когда я выбирала цветы в садоводстве, не удержалась и купила куст потентиллы - это лапчатка или пятилистник из семейства розоцветных. Я посадила этот куст у забора, продолжая ряд низкорослых кустарников: спиреи, карликовой сирени, жасмина, нанкингской вишни. Ещё у меня растут карликовые вишни, шиповник, малина, чёрная и красная смородина и есть куртины флоксов и пионов.

Нужно было сфотографировать место, где планировались посадки до начала работ, а потом сфотографировать результат, собрать все чеки на покупки и по е-мейлу отправить их в штаб-квартиру программы, что я и сделала. Мои труды одобрили и в скором времени я должна получить чек в размере $350, которые я потратила на растения, удобрения, мульчу и прочее. Осуществить этот проект мне было непросто - весной я повредила оба колена и могу теперь заниматься садоводством только сидя на стуле. Но результат того стоит - каждый раз, когда смотрю на свой сад опылителей сердце радуется.

Иллюстрация: Клумба опылителей


Рецензии
Елена, ваш сад прекрасен!

Светлана Шаляпина   26.08.2023 21:50     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.