Опоздавшая мудрость

    Случай, который я хочу описать, произошёл со мной, когда мне было 30 лет. Кроме молодости, у меня было отличное здоровье, длительные занятия спортом сделали моё тело физически сильным и выносливым. Неутолимая жажда поскорей получить знания и опыт в области охоты, под час толкала меня на самые невероятные, и можно сказать безумные приключения. Но этот вывод я сделал, глядя на события прошлых лет, уже с высоты сегодняшнего дня. А вот тогда, любые препятствия, которые иногда возникали на пути моих таёжных скитаний, казались мне быстро разрешимыми и легко преодолимыми. Так произошло и на сей раз. Дожди шли уже почти неделю. Солнце, кратко
временно освободившись от заслоняющих его серовато-тёмных тяжёлых туч, тёплыми, июньскими лучами, старалось растопить остатки снега и льда, лежавших в северной части отрогов Джелтулинского хребта. Отроги крутых, верхней части безлесых гор, именуемых гольцами, были изрезаны узкими, крутыми распадками, хранившими ещё много льда и снега, которые давали начало и жизнь большим и маленьким речкам. Вот почему обильные, продолжительные дожди в июне-июле месяце всегда вызывали очень быстрый и бурный подъём холодной, почти ледяной воды, в местных речках.
    В это время находясь в тайге за 120 километров от посёлка, я старался поскорее доделать пол, нары, стол, полки, окно и дверь в недавно построенной в глухом таёжном урочище, избушке. В дополнении к работе по устройству зимовья, пришлось заняться заготовкой дров на зиму. Напиленные дрова, чтобы зимой не “копытить” под снегом, я сложил в довольно высокий штабелёк, но видя с какой скоростью прибывает речка, решил утром пораньше возвращаться к дороге. Встав ещё до рассвета, я услышал своеобразный шум, который возникает, когда речка выходит из берегов, а вода заполняет все низменности. На скорую руку попив чая, я быстро собрался и уже минут через 10 бодро шагал вниз по реке, глядя как Соболь, этот выше среднего роста пёс, не имеющий полной родословной, но великолепно работавший по соболю и копытным, бежал впереди, иногда по грудь заходя в воду. Невзирая на то, что стоял июнь месяц, прибывшая в речке вода казалось ледяной. Слышно было как периодически с шумом падали в воду крупные деревья, корни которых подмытые быстрым течением не могли выполнять своё предназначение. Так, через довольно продолжительное время пройдя километров 10, я оказался в устье речки, впадавшей в другую более крупную. Пройдя ниже по течению до переката, по которому ранее переходил речку, я вдруг понял опасность этой затеи, но, как мне казалось выбора не было и я вскоре отыскав жердь, несколько раз надавливая на неё, проверил её на прочность. Потом откатил болотные сапоги, поправил рюкзак, ружьё и осторожно вошёл в воду. Собака, глядя на мои приготовления, и возможно чуя что-то неладное заскулила и махом бросилась в реку. Подхваченная сильным течением она быстро стала удаляться, стремясь переплыть на другой берег. В небольшую воду, переходить речку по этому перекату было легко и просто, можно было даже не откатывать болотные сапоги. Но вот сейчас, глядя на то, как бушующая река несёт вывороченные с корнями деревья, я отчётливо понимал, что наверняка придётся заходить в воду по грудь, удерживаясь на ногах при помощи жерди. Всё почти так и происходило. Всем телом налегая на жердь, я шаг за шагом продвигался к намеченной цели. Наступая на камни в воде, я ощущал, как от прикосновения они тут-же выскальзывая из-под сапог уносились сильным течением. Время, как мне казалось, тянулось очень медленно. Приближаясь к фарватеру, мои шаги под водой становились всё короче и короче. Вот уже перебравшийся на спасительный берег пёс, громко лаял, бегая взад и вперёд. Вдруг моё внимание привлекла большая лиственница, которая, подхваченная сильным течением, медленно разворачиваясь во всю свою длину по ширине реки, быстро неслась на встречу мне. Понимая безвыходность своего положения при возможном столкновении с большим деревом, сучья которого угрожающие торчали во все стороны, я из-за всех сил попытался ускорить своё движение, чтобы успеть поскорее пройти опасное расстояние. Но мои ноги всё так-же медленно передвигались, и пытаясь увеличить ширину шага, я стал выносить жердь дальше, тем самым налегая на неё всем своим весом. Осталось преодолеть всего несколько метров, и корни дерева, угрожающе торчавшие из воды как рога огромного зверя, пронеслись бы мимо меня, не причинив мне никакого вреда. Но вдруг жердь издав совсем казалось беззвучным в этом шуме треск, сломалась, и очень холодная грязная вода, подхватив меня и перевернув несколько раз, заключила в свои смертельные объятия, тем самым стирая из моей памяти те минуты борьбы со стихией, которые я тщетно пытался много раз восстановить. Опомнился я только выбравшись на берег. Сколько времени происходил этот процесс в борьбе за жизнь, и как всё это было я так никогда и не узнаю. Время потраченное в этой жуткой схватки так и остановилось, и как впоследствии я не напрягался, так и не смог вспомнить, каким образом я оказался опять на том же берегу речки, от которого начинался этот опасных для жизни путь. Через некоторое время, я снял сапоги, рюкзак, ружьё, верхнюю одежду, удивляясь тому, как много воды в вышеперечисленных вещах и какие же они тяжёлые. Отжав воду из вещей, я вылил её из больших 46-го размера болотных сапог, до сих пор не веря в то, как имея на себе такой груз, мне удалось вплавь вырваться из этой теперь уже казавшийся непреодолимой водной преграды. Чтобы хоть как ни будь согреться я стал в усиленном режиме интенсивно выполнять гимнастические упражнения чередуя их с бегом на месте, приседаниями, и даже боем с тенью. Так, немного согревшись я в рюкзаке отыскал спички, завёрнутые в целлофановый пакет. Но видимо от длительного прибывания в воде, в пакет всё-таки попала вода, и спички оказались влажными. В это время опять пошёл дождь, и я, одевая на себя холодную и мокрую одежду, думал: “Что же мне теперь делать?”. Отчётливо представляя бесполезность повторной затеи с переправой в этом месте, я вспомнил, что ниже по реке на противоположном берегу стоят вагончики дорожников, которые строят автодорогу недалеко от речки. Не прошло и часа как я уже немного согревшись от быстрой ходьбы был напротив участка дорожников. Тёмные тучи ускоряли приближение ночи, и, казалось бы, длинный июньский день проскочил так быстро что я не заметил. Надвигающаяся темнота всё больше и больше усугубляла и без того критическое положение, в котором оказался я благодаря своей безумной беспечности.
    “Нужно привлечь внимание людей, которые были на том берегу” – подумал я, и подготовив ружьё два раза выстрелил в воздух. Вскоре зажглись фары на машине и появились люди что-то кричавшие мне. Но из-за разбушевавшийся стихии, разобрать слова, и осмыслить звучавшие, было невозможно. Решение пришло быстро. Я разделся и разулся, оставаясь в трусах и майке, вещи сложил в рюкзак, и вместе с ружьём повесил на сук стоявшего на крутом берегу дерева. Потом зашёл выше по течению метров 200, и мысленно прося Создателя о помощи, бросился в бушующую реку. Ледяная вода вырвала из моей груди крик, но руки и ноги привычно выполняя необходимые движения, приближали меня к берегу, где зажжённые автомобильные фары, как спасительный маяк ориентировали моё на тот момент безумное существо. Сильным течением меня снесло метров на сто ниже участка дорожником и выбираясь из воды, я увидел человека, который, забежавший по пояс в воду протянул мне руку. Вскоре выпив стакан водки, я лежал совершено голый на койке чувствуя, как тепло постепенно возвращается к моему телу, которое интенсивно растирали разведённым спиртом сильные руки дорожного мастера. Через некоторое время, я одетый в шерстяной свитер и тёплые брюки пил горячий чай, и рассказывал собравшимся вокруг меня мужикам о событиях этого неудачного или может быть наоборот очень удачного теперь уже казавшимся для меня дня.
    Много лет спустя анализируя и вспоминая этот случай, я в очередной раз поблагодарил Господа Бога, за то, что он не дал мне погибнуть в тот запомнившийся на всю оставшуюся жизнь день. А ведь этого экстрима можно было избежать. В 12 километрах выше по течению, через эту речку был построен автомобильный мост. И если бы в то время было принято более разумное решение, то возможно в настоящем меньше беспокоили суставные боли. Что-ж, человеку всегда чего-то не хватает. В молодости – мудрости, а в старости - силы и здоровья. И вспомнилась мне японская пословица, которая как нельзя лучше подходит к вышеописанному случаю. “Умный – всегда найдёт выход из трудной ситуации, а мудрый, в неё не попадёт”

Санкт-Петербург, сентябрь 2007 год.


Рецензии