О выставке группы Мишкинские бугры 2013 года
Микеланджело Буонарроти
"…Вновь я посетил..." отчетную выставку группы художников "Мишкинские бугры".
Как театр начинается с вешалки, так выставка встречает зрителя афишей. "Пробежав" глазами текст баннера, понял я, что мои эстетические потребности утолит "современная пленэрная живопись".
Было искушение обойти "символическим" молчанием это заметное и регулярное явление в мозаике культурной жизни нашего города, чтобы не тревожить "гладь старинного пруда". Но художники и зрители, по-моему, что-то очень важное теряют без критики (например, альтернативную точку зрения на привычные факты). Поэтому доброжелательно и, по возможности, объективно поговорим об экспозиции современной пленэрной живописи в новочеркасской версии.
Большой творческий, физический и организаторский труд городских художников-энтузиастов (профессионалов и любителей) позволил создать и показать обилие крупных пейзажных работ. Разное время года, разнообразное освещение, различные состояния воздуха нашли образное воплощение в представленных пейзажах нашего края, в привычных глазу мотивах.
Выставка полностью отвечает задаче, которую исповедуют художники группы не как подготовительную работу к картине, а как метод и цель – этюдная пленэрная живопись. Пытаюсь взглянуть отстраненно на это событие. Если выставка – это групповое высказывание, то о чём это высказывание? Она - о красоте родного края, о любви художников к пейзажу, об умении работать на пленэре, о посильно-талантливом старании эту любовь и красоту воплотить в цвете.
От входа меня сразу повлекло в правую часть экспозиции. Поддавшись смутному чувству, я оказался в дальнем углу зала, поднял глаза, и увидел... икону. Это впечатление произвёл портрет работы Мамонова Е.Т. "Художник Сергей Махин".
Зрителей, кроме меня, в зале был всего один мужчина зрелого возраста. От очень близко друг к другу развешанных работ глазу казалось тесно. Буквально, от угла до угла каждой стены, игнорируя психологические особенности зрения при восприятии станкового искусства, развешаны пейзажи в рамах. На стене, где размещены работы Ильюхина Н.С. и Канаева В.Г., достаточно было разместить шесть из десяти; к четырем крайним справа - доступ для нормального обзора оказался просто ограничен. Имея ввиду чрезмерно большое количество пейзажей, задаю второй вопрос: это – художественная выставка или подробный бухгалтерский отчет?
По приоритетам мест развески работ явно прослеживается "творческая " субординация, а по количеству представленных работ, - "художественная " иерархия, а также проблемы с отбором работ и вкусом при развеске.
Сиденин К.Е. представил 17 работ. Их обилие удачно разнообразят два натюрморта и портрет "Кулешов В.И. на этюдах".
Глущенко А.А. – 15 работ. Среди приглянувшихся мне - "Осеннее утро. Пухляковка" и "Ранний снег. Вечер". Жаль, постеснялся художник уступить место не стене работам Кулешова В.И.
Лазаренко В.Т. – 14 работ. Как всегда, художник добросовестно последователен в выбранных приемах решения колорита.
Махин С.З. – 13 работ. Выделяются экспрессией несколько этюдов. Написанные пастозно, они - наиболее убедительные.
Мамонов Е.Т. – 7 работ. Интересна его графика. Хорошо было бы для неё отвести отдельную стену. Однако, появление на выставке работы "Художник Сергей Махин" искупает явные промахи развески.
Ялита Н.И. "Золотая рыбка" – это добрая улыбка мудрого человека, вспоминающего свой жизненный путь и не сожалеющего о неисполненных желаниях. "Ковыль" – поэтичная новелла о трепетной волне вдохновения, предшествующей этюду.
Толстых П.Н. Особенно трепетны, на мой взгляд, "Берёзки" 1998 г. и "Осень за окном" 2013 г.
Шмарин А.Л. колоритом и манерой письма напомнил Ван Гога в работах "Поздняя осень, Окраина" и "Пейзаж с цветущими деревьями".
Фотоматериал в витринах наглядно иллюстрирует походную жизнь "мишкинцев" на пленэре: бытовые эпизоды, "творческие муки" и минуты отдыха. Фотопортрет Глущенко А. в куфийе, пожалуй, самое запоминающийся.
Большинство работ на выставке, за редким исключением провинциально серьёзны. В выборе мотивов, их пластической трактовке отсутствует непременный атрибут высокого искусства – игра замысла и воображения.
Книги отзывов не оказалось на выставке. Но это не минус (при наличии интернета), а, скорее всего, скромность художников, заслуживших давнюю признательность поклонников пейзажа.
Не доверяя бумаге сложных впечатлений от просмотра, не расплескав, не скомкав их в отзывы, - бессильные ярлыки переживаний, расстаюсь с выставкой, и благодарно уношу глубоко субъективные эстетические переживания.
Свидетельство о публикации №223072300628