Две любви Гектора Берлиоза. Конец

  ЕГО  АРФА

  Ей только исполнилось 20 лет. Звали девушку Генриетта Смитсон. Она была создана, чтобы играть шекспировских женщин, Офелию, Джюльетту и Дездемону, чтобы восхищать и вдохновлять всех:зрителей, писателей, музыкантов и живописцев. Юная Генриетта больше походила на небесное видение, чем на земное существо. В составе английской труппы девушка приехала во Францию, чтобы познакомить парижан с геро - ями Шекспира.

  Любовь  Берлиоза к актрисе, по собственному признанию композитора, "сразила его, он упал, распростёртый, и сердце его и всё существо были охвачены беспощадной, бешеной страстью, в которой смешались, усиливая друг друга, любовь к великой артистке и любовь к величайшему искусству".

  Генриетта вначале не обращала внимания на Берлиоза. Ведь ею восхищался весь Париж! Её чистым звонким голосом, слегка затуманенным взором, очарованием и изяществом. Но вскоре всё изменилось: они почувствовали близость душ, биение сердец в унисон и стали супругами.

  Не знаю почему, но Берлиоз рассказал жене о своей первой любви - памяти детства, о том, что ещё живы его воспоминания. Ревнивая по натуре Генриетта, была слишком умна, чтобы почувствовать себя задетой, и лишь время от времени подшучивала над мужем по поводу его детской любви.

   Композитор на 15 лет пережил Генриетту, скончавшуюся от паралича, приковавшего её к постели на долгие четыре года. Не способная двигаться и лишённая речи женщина представляла жуткое зрелище.

   В начале марта 1854 года Генриеты не стало. Ей было 54 года.
   Поцеловав бледный лоб изуродованной болезнью жены, Берлиоз испытал чувство глубокой жалости, снова и снова переживая то, что пришлось испытать этой некогда ослепительно красивой и талантливой женщине... А рядом находился портрет, сделанный в момент её блеска и успеха. Этот контраст доставил Берлиозу страшные муки...

   Что было ещё более обидным: газеты отметили эту смерть холодными, затасканными словами, а забывчивый и неблагодарный Париж продолжал жить своей обычной жизнью. Берлиоз думал о том, что если бы Генриетта умерла двадцатью годами раньше, весь цвет Парижа был бы на её похоронах, ради НЕЁ, ради восхищения и преклонения перед её талантом. Все поэты, художники, скульпторы, все актёры, которым она показала столько образцов движений, жестов и поз. Все музыканты, которые слышали все мелодии оттенков нежности её голоса, все влюблённые, все мечтатели и даже  философы - шли бы в слезах за её гробом...

   Берлиоз, неординарный, тонкий человек, откровенно признаётся в "одной странности своей натуры". Не могу предположить, как к этому отнесётесь вы, а я не усматриваю ничего странного в этом признании. Оно состоит в следующем: когда он вдыхает запах прекрасной розы, его охватывает чувство, похожее на поэтическую влюблённость. Аналогичное ощущение возникает у композитора при виде прекрасной арфы. При виде этого красивейшего инструмента у него появляется желание преклонить колени о обнять его...

   Эстелла была для него такой розой, цветущей в уединении, а Генриетта - арфой, звучавшей в его концертах, радостях и печалях, струны которой  - оборались...
   
   
 
   


Рецензии
Как только вынесла эта тончайшая душа столько страданий и передряг,связанных с самыми деликатными чувствами.
Арфа и роза - очень символично после всего,что я прочел.

Ромуальд Наумчик   25.07.2023 22:43     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Роман, что уважили мою просьбу.
Арфа... Её струны напоминают солнечные лучи, а форма - крыло бабачки. Не случайно арфу - за её мягкий тембр и благородное звучание - называют самым красивым, самым поэтичным и в то же время - самым загадочным инструментом. Чего стоят красивейшие глиссандо - быстрый перебор струн пальцами, которые похожи на падающий с высоты водопад. А ещё она во все времена считалась инструментом богов и монахов. Позже - инстументом аристократов. В Тбилиси, на одной площадке с нами жила представительница знаменитой династии арфисток, Эрдели. Она была из старинного венгерского княжеского рода. Она основала школу игры на арфе в Грузии. Её родственники работали в Московской Консерватории. Для одной из них писали концерты композиторы, и не какие - то малоизвестные, а такие, как Кюи и Иполитов- - Иванов. Одна из них организовала квартет арфисток, который с огромным успехом выступал по всему миру.
Кстати, об этом у меня есть - "Когда мужчина с утра поёт". Может быть, Вы читали.
Расписалась я что - то про арфу. А о розе даже говорить долго не надо - Царица, она и есть Царица! Вот сказала не надо говорить и пожалела. Скажу, но не здесь, а в личке, и не сегодня(уже 1.30), а завтра. Пока, до завтра.

Магда Кешишева   26.07.2023 00:22   Заявить о нарушении
Роман, я прошу прощения: то, чем я обещала поделиться с Вами, содержит моя небольшая миниатюра "Обаятельная власть прошедшего". Не буду повторяться, прочтите сами, пожалуйста. Даю ссылку: https//proza.ru/2017/07/15/759

Магда Кешишева   26.07.2023 10:05   Заявить о нарушении