Молитва и дыхание

Молитва и дыхание. Есть ли между ними какая-то связь?

- Конечно! Разве вы не знаете? – скажут некоторые, - Святые отцы об этом писали.
Преподобный Иоанн Лествичник: "память Иисусова да срастворится с дыханием твоим; и тогда познаешь ты пользу безмолвия" (Сл. 27, 61). Святой Исихий Иерусалимский: "если истинно желаешь покрыть стыдом помыслы, благодушно безмолвствовать, и без труда трезвенствовать сердцем; да прилепнет к дыханию твоему молитва Иисусова, – и в немного дней увидишь это на деле" (гл. 182).

- Какова же эта связь? – спросим мы. – Ибо нас интересует характер связи между молитвой и дыханием по учению древних святых отцов.
 
И нам, не задумываясь, ответят: произносить Иисусову молитву целиком или по частям на отдельных фазах дыхания: на вдохе, выдохе или в промежутках между ними. Это общеизвестный метод умного делания. Какая же ещё может быть связь?

А мы усомнимся. И скажем: так ли это? Об этом ли говорили древние святые отцы?

Поищем у преподобного Иоанна Лествичника.
«Да соединится с дыханием твоим сие слово псалмопевца: Аз же, внегда  бесы стужаху ми, облачахся во вретище, и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро души моей возвратится (Пс. 34: 13)» (Сл. 14, 32).
То есть, и этот стих псалма нужно делить на части и привязывать к фазам дыхания? Так ли?

Поищем в Добротолюбии. Нет, не находим ничего подобного.

Что касается собственно дыхательного процесса при молитве, то находим только указание на необходимость неглубокого, сдержанного дыхания в целях концентрации молитвенного внимания.
Святитель Григорий Палама:  «Так как у тех, кои недавно вступили в подвиг сей, ум, и будучи собираем внутрь, часто отскакивает во вне, и им должно также часто тотчас опять возвращать его внутрь, а он, у не навыкших еще сему делу, ускользает, как крайне подвижный и трудно удерживаемый вниманием в созерцании единого, то некоторые советуют им воздерживаться от частого дыхания, и несколько сдерживать его, чтоб вместе с дыханием и ум удерживать в себе, пока, с Божией помощью, чрез навыкновение в сем, приучив ум не отходить на окружающее и не смешиваться с тем, сделать его сильным к сосредоточению на едином. Это впрочем (сдержание дыхания), как всякий видеть может, следует и само собою за вниманием ума (или сопровождает его); потому что, при усиленном размышлении о чем-либо, дух сей (дыхание) не спешно входит и выходит, особенно у безмолвствующих и телом и духом. Ибо сии, субботствуя духовно и почивая от всех дел своих, сколько это уместно, приостанавливают разнообразные движения душевных сил, особенно в видах познания, всякие восприятия чувственные и всякое вообще движение тела, в нашей власти состоящее» (О священно-безмолвствующих, 9).
Подобное встречаем и в творениях святого преподобного Григория Синаита.

О дыхательном процессе, о его фазах, больше ничего и нет.

Есть у многих об ином, о сведении ума (то есть молитвенного внимания) в сердце при помощи дыхания.
Святой Никифор уединённик: «Ведомо тебе, что дыхание наше, коим дышим, есть втягивание в себя и выпускание из себя воздуха. Орган, служащий к сему, суть легкие, которые облегают сердце и, проводя чрез себя воздух, обдают им и сердце. Таким образом дыхание есть естественный путь к сердцу. Итак, собрав ум свой к себе, введи его в путь дыхания, коим воздух доходит до сердца, и вместе с сим вдыхаемым воздухом понудь его сойти в сердце и там остаться».
Иноки Каллист и Игнатий Ксанфопулы, описав этот метод, от себя добавляют:
«Вот что изрек сей блаженный отец, в намерении имея научить ум, под влиянием сего естественного метода (приема, или способа), от обычного своего кружения, пленения и парения возвратиться ко вниманию себе, чрез внимание такое снова сочетаться с самим собою, и сим образом объединиться с молитвою, и вместе с сей молитвою низойти в сердце и пребыть там навсегда» (Наставление безмолвствующим, в сотне глав, 19).

Ни одного слова о произнесении слов молитвы на вдохе или выдохе.

У святителя Григория Паламы есть и об использовании зрения в тех же целях:
«Поелику, как некто из великих учителей говорит о сем, по преступлении (по падении) внутренний человек обыкновенно согласуется с внешним (с внешними положениями и движениями), то почему не принять, что тому, кто старается ум свой обратить в себя самого, очень много содействует в сем очей своих, вместо блуждания туда и сюда, возвращение внутрь и установление в груди своей? Как, при обращении очей вовне, чрез видение вещей ум рассеивается по сим вещам: так, при вовращении очей внутрь, это движение их естественно туда же внутрь сердца повлечет и ум того, кто усиливается дать ему обратное движение, собрав отвне внутрь» (О священно-безмолвствующих, 11).

Получается, что древние святые отцы говорили о двух аспектах связи между молитвой и дыхательным процессом:
- воздержание от шумного дыхания, сдерживание его, в целях концентрации внимания;
- использование дыхательных путей в качестве ориентира при устремлении молитвенного внимания в сердце.

А как же: «память Иисусова да срастворится с дыханием твоим»?

Поищем в Добротолюбии что-либо подобное.
Находим:

«Так и сохранение державы сердечного и мысленного безмолвия, от которого рождаются все добродетели, бывает в нас от содействия Господа, давшего нам заповеди, и отгоняющего от нас, когда непрестанно призываем Его, непотребное забвение, которое паче всего губит сердечное безмолвие, как вода огонь. Посему не предавайся, монах, сну от нерадения на смерть себе; но именем Иисусовым бичуй супостатов, и сие имя сладчайшее, как сказал один мудрый, да прилепится дыханию твоему: и тогда узнаешь ты пользу безмолвия» (преподобный Исихий Иерусалимский, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве, 100).
Суть: не предавайся нерадению и забвению, но непрестанным призыванием имени Иисусова бей супостатов. Так, может быть, дыхание употребляется как образ непрерывности и постоянства?

Ищем дальше.

«Будем, если можно, непрестанно памятовать о смерти: ибо от этого памятования рождается в нас отложение всех забот и сует, хранение ума и непрестанная молитва, беспристрастие к телу и омерзение ко греху, и почти, если сказать правду, всякая добродетель, живая и деятельная, из него проистекает. Посему будем, если возможно, делать это дело столь же непрерывно, как непрерывно наше дыхание» (преподобный Исихий Иерусалимский, там же, 155).

Далее.

«С дыханием твоим соедини трезвение и имя Иисусово, или помышление о смерти и смирение; ибо то и другое великую доставляет пользу» (преподобный Исихий Иерусалимский, там же, 189).
Как соединить с дыханием помышление о смерти и смирение? Значит, и здесь речь о постоянстве.

«Под предлогом немощи не оставляй молитвы, даже на один какой день, пока есть в тебе дыхание» (святой митрополит Феолипт, девять глав, 9)
Речь о постоянстве в течение всей жизни.

«Другой некто учит: "Монах должен иметь память Божию вместо дыхания"; или, – как говорит иной: "должен иметь любовь Божию предваряющей дыхание" (святой Григорий Синаит, О безмолвии и молитве, 3)

«Как это тело наше, по удалении души, бывает мертво и смрадно, так и душа, в которой не действует молитва, мертва и смрадна. Но что лишение молитвы должно считать горшим всякой смерти, этому явно учит нас Пророк Даниил, который готов был лучше умереть, нежели лишить себя молитвы в какой-либо час. Бога надобно вспоминать чаще нежели дышать» (Евагрий монах, 8,3).

«Внимание есть непрестанное от всякого помысла безмолвие сердца, в коем оно Христом Иисусом, Сыном Божиим и Богом, и Им Одним всегда, непрерывно и непрестанно дышет, Его призывает, с Ним мужественно ополчается против врагов, и Ему, имеющему власть оставлять грехи, исповедует свои прегрешения» (преподобный Исихий Иерусалимский, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве, 5).

«Как невозможно… жить, не дыша: так невозможно без смирения и непрестанного моления ко Христу научиться мысленной и сокровенной брани, и искусно преследовать ее и пресекать» (там же, 99).

«Как невозможно солнцу сиять без света, так невозможно сердцу очиститься от скверны пагубных помыслов без молитвы именем Иисусовым. Если это истинно, как вижу (на опыте), то будем возглашать сие Имя также часто, как дышем» (там же 170).

Во всех приведённых цитатах дыхание является образом непрестанности в течение всей жизни человека.

Таким образом, метод умного делания древних святых отцов не предполагает привязывание слов молитвы к отдельным фазам дыхания, не вмешивается в естественный дыхательный процесс и не нарушает естественный дыхательный ритм. Даже легкое сдерживание дыхания при концентрации внимания является естественным, как мы это прочли у святителя Григория Паламы.

Метод древних святых отцов состоит из двух компонентов:
- направление молитвенного внимания внутрь сердца;
- непрестанная молитва.

Вот и всё.

Пока внимание не навыкло обращаться внутрь сердца, оно может «соединяться» с дыханием и со зрением. Дыхание можно слегка сдерживать для улучшения концентрации. Но впоследствии эти вспомогательные приёмы становятся ненужными.

При устной молитве слова естественным образом соединяются с выдохом. Причём, количество слов определяется длиной естественного выдоха, как при обычной речи. И незаметно для нас длина выдоха и, соответственно, количество слов варьируются в зависимости от нашего физического состояния. Мы не фиксируемся на этом и не привязываем те или иные фразы к выдоху. Это происходит само собой. Фиксация внимания на этом процессе противоестественна.

Если же молитва произносится мысленно, то слова молитвы никак не соединяются с дыханием. Естественное дыхание происходит само по себе, и молитва – сама по себе.

Следовательно, общеизвестное понимание связи молитвы и дыхания не основано на учении древних святых отцов. Исходящий из этого понимания метод «православной йоги», сопряжённый с насилием над естественным дыхательным процессом,  является неверным, а его применение - опасным. Кроме того, он не облегчает, а усложняет дело. Подробнее об опасности этого метода и об образах молитвы можно прочесть в моем тексте «Несколько тезисов о молитве».


Рецензии