Испания. Девять дней из моей жизни. Продолжение 2

   Бесалу.
   Алекс пообещал нам, если мы вернёмся к автобусу без опоздания, то нас будет ждать приятный сюрприз. Какой? - он так и не сказал. Наверно, это сыграло свою роль, потому что все сидели в автобусе точно назначенное время отъезда. Вообще, группа почти в пятьдесят человек подобралась на редкость удачная. В основном - все нашего возраста и достаточно пунктуальные, если не считать одного случая, когда из-за опоздания одной семьи из Казахстана, прибывшей на пару дней позже нас, мы потеряли больше часа нашего драгоценного времени. Нет ничего хуже, когда приходится ждать опоздавших. Теряешь время, теряешь терпение, накатывается злость и пропадает хорошее настроение. Мы пережили подобное в те далёкие времена, когда выбрались в трёхдневную экскурсию по Италии, будучи эмигрантами из Союза на пути в Соединённые Штаты. И очень боялись, что это снова повторится уже здесь, в Испании. Однако, наши страхи не оправдались. Очевидно, за прошедшие семнадцать лет народ научился дисциплине и умению уважать друг друга. Что же касается той семьи из Казахстана, то в самый последний день нашего отъезда они преподнесли нам новый сюрприз. Решили не возвращаться на родину. И попросили политического убежища. Не знаю, чем окончилось это их решение. Мы улетели, а они отправились на собеседование в консулат.
   Но продолжим наш рассказ. Итак, обещанный Алексом сюрприз оказался незапланированной поездкой в город-крепость Бесалу. Он был построен ещё римлянами на одной из римских дорог, соединивших центр империи с завоеванными землями Иберийского полуострова. Первое впечатление - необыкновенно красивый мост через реку Флувия, порядочно обмелевшую, но широкую. Ещё издали я заметила кавалькаду на лошадях, переходившую эту речку и поторопилась сделать несколько снимков. Высоченные ворота, наподобии триумфальной арки, пропустили нас в древний город, где на полчаса мы очутились во власти очарования старины и многочисленных сувенирных лавочек. За неимением времени нам удалось только издали полюбоваться церквями и соборами, но синагогу не видели, поскольку даже местные жители так и не смогли её обнаружить, хотя в исторических документах есть запись о том, что в начале тринадцатого века она была построена благодаря привилегии, дарованной общине королём Хауме Завоевателем. До сих пор в еврейском квартале сохранилось старинное здание "миквы", предназначенной для ритуальных омовений.
На обратном пути к автобусу я ещё раз полюбовалась на диковинный мост, который пересекает реку не как обычно, по прямой линии, а под углом, повторяя скалистый рельеф реки. Вид с этого моста - изумительный. Как хорошо, что я не поленилась фотографировать с разных точек, рискуя отстать от группы и остаться навсегда в этом чудесном городке.
Театр-музей Сальвадора Дали.
   Автобус резво везёт нас в театр-музей Дали, а мы слушаем восторженную речь нашего гида, влюблённого в изобразительное искусство и, как потом я выяснила, собиравшегося посвятить себя ему в юности.
   В Фигерас мы приехали в половине второго. Ярко светило солнце. Автобус остановился на крошечной площади, а мы пешком потянулись к дому Дали, который он выстроил по собственному проекту.
   Ещё издали я заметила высокую кирпичного цвета стену. А на ней - гигантские яйца. Очень похожие на куриные (или страусиные?). Между ними на высоких постаментах размножилась золотая фигура обожаемой жены художника. Его единственная и неповторимая муза - Гала. Так начались чудеса, которыми буквально напичкан дом-театр, дом-музей.
Боюсь, что мне не под силу описать творения гения. Их надо видеть собственными глазами. Но я попытаюсь. А фотографии, которые я как всегда делала на ходу, будут мне подспорьем, если ко времени написания этих заметок я кое-что и забуду.
Громадная толпа людей, жаждущих встречи с искусством Дали, преграждала нам путь. Но наш неутомимый гид быстро обеспечил нас вожделенными билетиками, и вот мы уже внутри этого чуда.
   По Станиславскому, театр начинается с вешалки. Дали решил иначе. Его театр начинается со сцены.
   Мы пересекли небольшой двор, где в центре разместилась диковинная скульптура - настоящая машина, а на ней, расставив руки, каменная (так мне показалось) тётка с громадными отвисшими сиськами. Сзади неё кораблик на башенке, с которого свисают тяжёлые капли (Алекс потом объяснил нам, что это презервативы, которые художник наполнил водой).
   Поспешу добавить, что в каждом окне многоэтажных стен, обрамляющих этот чудесный дворик, выставлена золотая фигура Галы. Какое удивительное сходство, подумалось мне, в названии этого города - Figueras - и фигурами Галы...
Входим в дом и попадаем... на сцену: громадное прямоугольное помещение, с двух сторон обрамлённое лестницами, ведущими в нескончаемую анфиладу залов, комнат, комнаток, где находятся сокровища суперсовременного искусства.
По обе стороны от Сцены развешаны работы Дали. Задняя стена Сцены - красочное панно обнажённой женской груди. На одну из картин Алекс посоветовал нам посмотреть через видоискатель фотоаппарата. Я послушалась его совета, и что же я увидела? Вместо обнажённой женщины, удаляющейся от зрителя, на меня смотрел... Авраам Линкольн! Таков стереоскопичесский эффект картины.
   Видела я там много удивительных вещей. Комната, где алый диванчик в форме чувственных женских губ. Если подняться на небольшое возвышение и посмотреть в специально приспособленный для этого телескоп, то можно увидеть лицо женщины, обрамлённое длинными (настоящими!) волосами. Её глаза - это две картины на стене, а в ноздрях носа расположились два камина. Чудеса!
Комната-спальня самого живописца. С вешалкой-скелетом в углу рядом с кроватью. А в зале перед спальней расписной потолок с огромным человеческими ступнями. Такое впечатление, что неведомый гигант - лица его не видно - ходит у тебя на голове...
  Ну и, конечно, огромное количество рисунков, картин, скульптур, всевозможных поделок, которым нет определения...
   В затемнённом коридоре, в углу, подсвечена могила Дали. Здесь он распорядился похоронить себя, изменив первоначальный план быть погребённым рядом с могилой единственной любимой женщиной - Галой.
   Вся жизнь Сальвадора Дали была посвящена главной идее: оставаться самим собой, не бояться мнения окружающих, свободно выражать свою сущность, свои идеи и фантазии. Вот что он сказал в интервью русскому журналисту Анатолию Медведеву, будучи уже преклонных лет, но по-прежнему работоспособным: "Мне нравится быть в центре внимания радио и газет, не говоря о телевидении. Нравится, когда мое изображение появляется на обложке журналов. Значит, обо мне помнят, меня знают как художника. Нам, художникам, как и артистам, нужна слава и известность. Разумеется, я хочу, чтобы обо мне писали как можно больше и как можно лучше, но желательно -- только правду."
   Сказать, что я уходила из этого музея потрясённая - значит, ничего не сказать. Чтобы не так одиноко было на душе, зашла в сувенирный магазин при музее и купила две книги о Сальвадоре Дали. Приеду домой, буду рассматривать. Вспоминать...


Рецензии