Редьярд Киплинг Владей собой среди толпы смятенной

Владей собой среди толпы смятенной,

Тебя клянущей за смятенье всех,

Верь сам в себя, наперекор вселенной,

И маловерным отпусти их грех;

Пусть час не пробил - жди, не уставая,

Пусть лгут лжецы - не снисходи до них;

Умей прощать и не кажись, прощая,

Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став рабом мечтания,

И мыслить, мысли не обожествив;

Равно встречай успех и поруганье,

Не забывая, что их голос лжив;

Останься тих, когда твое же слово

Калечит плут, чтоб уловить глупцов,

Когда вся жизнь разрушена и снова

Ты должен все воссоздавать с основ.

Умей поставить, в радостной надежде,

На карту все, что накопил с трудом,

Все проиграть и нищим стать, как прежде,

И никогда не пожалеть о том,

Умей принудить сердце, нервы, тело

Тебе служить, когда в твоей груди

Уже давно все пусто, все сгорело

И только Воля говорит: "Иди!"

Останься прост, беседуя с царями,

Останься честен, говоря с толпой;

Будь прям и тверд с врагами и друзьями,

Пусть все, в свой час, считаются с тобой;

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неуловимый бег, -

Тогда весь мир ты примешь во владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

(перевод Михаила Лозинского).




Владей собой среди толпы смятенной,

Тебя клянущей за смятенье всех,

Умей владеть гневом и не поддаваться на провокации. Бхакта, чистый преданный Господа, всегда занят проповедью духовного знания, и это встречает препятствия со стороны невежественных людей, их недовольство

Верь сам в себя, наперекор вселенной,

Верь в духовный путь, который выбрал. Если даже весь мир станет греховным и перестанет поклоняться Богу, бхакта не свернёт с пути служения Богу

И маловерным отпусти их грех;

Умей прощать личные обиды, чистым преданным всегда приходится терпеть оскорбления со стороны невежественных людей.

Пусть час не пробил - жди, не уставая,

Набраться терпения в достижении духовной цели, Господь Чайтанья говорил: "Следует воспевать святое имя Господа в смиренном состоянии ума, считая себя ниже соломы, лежащей на улице. Нужно стать терпеливее дерева, освободиться от чувства ложного престижа и всегда быть готовым оказывать почтение другим. Только в таком состоянии ума можно воспевать святое имя Господа постоянно".

Пусть лгут лжецы - не снисходи до них;

Не впадать в гуны страсти и невежества из-за лжецов. Чистый преданный понимает, что все его враги и противники - на самом деле чистые духовные души, его братья,такие же дети Бога, как и он сам и все живые существа. Просто они находятся в больном состоянии, в состоянии болезни, которая называется невежество, они, как в безумии, не понимают, что они творят. Он жалеет их и желает исцелить их.

Умей прощать и не кажись, прощая,

Великодушней и мудрей других.

Умение прощать, отсутствие гордыни и высокомерия. Чистый бхакта свободен от показной религиозности и гордыни.

Умей мечтать, не став рабом мечтания,

Уметь мечтать - значит желать чего либо, но преданный желает служить Богу, не став рабом мечтанья - значит не привязываясь к плодам. Преданный должен служить Богу, но не привязываться к плодам своей деятельности, плоды не принадлежат ему, плоды он все посвящает Богу. Успех или неудача, победа или поражение - забота Кришны, и преданный лишь трудится изо всех сил для Кришны.

И мыслить, мысли не обожествив;

Не обожествить мысли - значит понимать, что мысли могут приходить от нашего ума, желания наслаждения чувств, уметь отсеивать желание удовлетворения чувств и действительно духовные желания, направленные на служение Богу. Духовные желания приходят от Параматмы, Бога, пребывающего в сердце через духовный разум, который является проводником Параматмы.

Равно встречай успех и поруганье,

Бхакта равнодушен к мирской похвале и позору, понимая, что все они относятся к его телу и не затрагивают его душу и его духовного долга.

Не забывая, что их голос лжив;

Похвала мирских людей и их осуждение не имеют ценности, потому что они находятся в невежестве и не видят вещи в истинном свете, похвала и критика духовного человека, человека в духовном знании, имеют ценность. Похвалы и восхваления мирских людей являются сладкой отравой, и бхакта равнодушен к ним. Поруганье мирских людей тоже не имеет ценности, т.к. бхакта знает свой долг в служении Богу и не отклоняется от него.

Останься тих, когда твое же слово

Калечит плут, чтоб уловить глупцов,

Чтоб уловить глупцов во лжи иногда достаточно молчать, Бог Сам устраивает так, что ложь всплывает и становится видна всем.

Когда вся жизнь разрушена и снова

Ты должен все воссоздавать с основ.

Уметь при неудачах в духовной жизни всё воссоздавать с основ, продолжать духовное развитие дальше, невзирая на неудачи и падения. Преданного могут преследовать и материальные неудачи, и он должен научиться терпеливо сносить их.

"Временные приход счастья и страданья и их исчезновение в должный срок подобны приходу и уходу зимы и лета. Они рождаются из чувственного восприятия, и нужно научиться их терпеть и не быть обеспокоенным". (Б.Г.2.14.)

Умей поставить, в радостной надежде,

На карту все, что накопил с трудом,

Ради духовной цели человек должен уметь пожертвовать всем, что он имеет, включая свою жизнь. "Оставь все другие дхармы, религии, и просто полностью предайся Мне. И Я освобожу тебя ото всех греховных реакций. Ничего не бойся". (Б.Г.18.66.) Полная преданность означает все свои желания посвятить выполнению желаний Бога, полностью отказаться от личных эгоистичных желаний. А это самая дорогая цена, которую может заплатить человек. Алмазы стоят дорого, и за ними нет очереди, но когда продают подделки под алмазы, за ними стоит очередь, т.к. подделки стоят дёшево. Вспоминается история, когда к Иисусу подошёл богатый человек и спросил: "Что мне делать, чтобы наследовать Царство Божие?" Иисус сказал: "Соблюди заповеди". Он спросил: "Какие?" Иисус ответил: "Не убивай, не кради, не прелюбодействуй, почитай отца и мать". Тот человек ответил: "Всё это я соблюдаю от юности своей, чего ещё мне не достаёт?" И Христос ответил: "Если хочешь быть совершенным, продай своё имение, раздай нищим и приходи и следуй за Мною". И тот человек огорчился и отошёл. Иисус потребовал от него полной преданности, а тот человек не был готов, потому что не смог отказаться от своих личных желаний, от своего богатого имения.

Все проиграть и нищим стать, как прежде,

И никогда не пожалеть о том,

Потеряв всё материальное, отказавшись от всего материального ради духовной цели, человек обретает духовное благо, богатство духовное, которое является истинной ценностью. Отказываясь от личных чувственных удовольствий и посвятив себя служению Богу, человек взамен получает от Бога духовное блаженство, духовное счастье, наслаждение, несравнимо высшее, чем все материальные наслаждения, и все материальные наслаждения блекнут перед этим духовным счастьем и теряют свою привлекательность. Человек подобен утолившему свой голод пищей высокого качества и его уже не тянет к отбросам и помоям.

Чистый преданный является материально нищим, т.к. не стремится к собственному наслаждению и распрощался с ним, но он никогда не жалеет об этом, т. к. взамен обретает духовное счастье.

"Воплощённая в теле душа может воздерживаться от чувственных удовольствий, хотя вкус к ним остаётся. Но испытав высшее наслаждение, она теряет вкус к прежнему и утверждается в сознании". (Б.Г.2.59.) Высший вкус спасает человека от тяги к низшим наслаждениям, от греховных желаний.

Отказ от материального нужно правильно понять . Отказ от материального означает отказ от личных эгоистических удовольствий и свои удовольствия связать с тем, чтобы доставлять удовольствие Богу. Истинное отречение предполагает всё использовать для Бога. Не нужно отказываться от материальных вещей, их нужно использовать для духовных целей, для служения Богу. это истинное отречение. Девиз ведического духовного знания - жить просто и мыслить возвышенно (значит о Боге). Человек в духовном знании живёт простой жизнью, но если к нему приходят богатства или материальные блага, он продолжает жить простой жизнью, а материальные богатства использует не для себя, не для чувственного наслаждения, а для духовных целей. Брахманы в ведической традиции не должны накапливать материальные богатства. Как только у них появляются материальные богатства, они их сразу же тратят на духовные цели и продолжают жить просто. Кшатрии и вайшьи могут быть богатыми, но они должны всегда жертвовать брахманам и заниматься благотворительностью. Это их жертвоприношение за то, что они наслаждаются богатством.

Здесь скорее всего описывается жизнь отреченного человека, философского склада, близкого по образу жизни к ведическому брахману или саньяси.

Либо можно увидеть ещё другой смысл: человек падает духовно и, несмотря на это встаёт и продолжает духовный путь, невзирая на падения и неудачи на духовном пути, твёрдо идёт к духовной цели, и у него нет времени на сожаления о своих падениях, он занят духовным развитием и не жалеет, что вступил на этот путь.

Умей принудить сердце, нервы, тело

Тебе служить, когда в твоей груди

Уже давно все пусто, все сгорело

И только Воля говорит: "Иди!"

С помощью сильного духовного разума человек может контролировать свой ум и чувства, может победить величайшего врага вожделение. И продолжать, несмотря ни на какие трудности, следовать по духовному пути. Подобно спортсмену, бегуну или боксёру, человек должен проявить волю в достижении духовной цели, заставить тело и ум слушаться духовного разума, зрелого (обладающего духовным знанием, сильного) духовного разума, и так победить величайшего врага, вожделение. (Б.Г.3.36-43.) Сердце - обиталище нашей души и нашего сознания, душа, сознание, даёт приказ телу, и этот приказ движется по нервам к мышцам, и тело действует. Существует аллегория: Наша душа - это пассажир в колеснице материального тела, разум - это возничий, ум - это возжи, а чувства подобны пяти бешенным коням, которые, если их не удержать, унесут пассажира к гибели в пропасть. И возничий, разум, должен быть очень сильным, чтобы удержать в руках возжи, ум, и не дать коням, чувствам унести колесницу и пассажира в ней, тело и душу, в пропасть.

Есть история о том, как воробьиха отложила свои яйца на берегу океана. А Океан унес волнами её яйца, её детей. Воробьиха просила Океан вернуть ей её яйца, но Океан не обратил на её просьбу даже внимания. Тогда воробьиха сказала, что если океан не вернёт ей её детей, то она вычерпает всю воду из океана своим клювом. Океан рассмеялся над словами маленькой птички. Тогда воробьиха с непоколебимой решимостью начала вычерпывать воду из океана. Об этом узнал Гаруда, гигантский орёл, носитель Господа Вишну, он преисполнился сострадания к своей маленькой сестре и потребовал Океан вернуть ей яйца, иначе он сам займётся тем же, что и птичка. Океан испугался и вернул яйца воробьихе. Поэтому говорится, что Бог помогает тем, кто помогает сам себе. В достижении духовной цели нужно обладать непоколебимой решимостью и терпением, подобным решимости и терпению воробьихи. Тогда Бог приходит на помощь Своему преданному слуге и спасает его из океана рождения и смерти.

Останься прост, беседуя с царями,

Человек, преданный Богу, равнодушен к богатству, для него кусок земли, камень или золото - всё одно. (Б.Г.14.22-25.) Он понимает, что истинный Господин и Владыка - только Господь, и не создаёт себе кумиров, и он служит только Богу и не боится говорить правду царям. Чистый бхакта обладает качеством абхайам, бесстрашием, потому что он идёт по праведному, прямому пути служения Господу.

Останься честен, говоря с толпой;

Перед людьми бхакта честен, т.к. не имеет своей личной корысти ни в чём, а старается лишь выполнять волю Бога, и потому смело стоит и перед царями и перед толпой и боится лишь одного - отклониться от пути служения Богу.

Будь прям и тверд с врагами и друзьями,

Пусть все, в свой час, считаются с тобой;

И с друзьями и с врагами нужно быть честным и прямым, бхакте нечего бояться, т.к. его совесть чиста, и он находится под защитой Господа.

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неуловимый бег, -

Ни одну секунду не вернуть и за тысячи золотых монет. Каждое мгновение должно быть посвящено поклонению и служению Богу, это и есть истинный смысл жизни - стремиться к познанию Бога, прославлять Его постоянно.

"С каждым восходом и заходом солнце сокращает жизнь каждого, за исключением тех, кто все свое время посвящает обсуждению повествований о всеблагой Личности Бога." (Ш.Б.2.3.17.)

Тогда весь мир ты примешь во владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

Человек - это тот, кто выполняет предназначение человеческой жизни, стремится к осознанию Бога и своих взаимоотношений с Ним, и кто служит Богу постоянно, всю свою жизнь. Такой человек принимает во владение весь мир и использует весь мир лишь для служения Богу, для прославления Его, а не для личных целей. Человек написано с большой буквы, на санскрите слово арьян означает того, кто обладает духовным знанием и понимает в чём заключается истинный смысл человеческой жизни, человек обладающий духовной культурой. Это и есть Человек с большой буквы. Когда Прабхупада приехал в Америку проповедовать духовное знание, ему сказали: Зачем вы приехали в Америку? Он ответил: "Весь мир является собственностью Бога, а я являюсь слугой Бога, почему я не могу приехать в Америку? Я могу путешествовать где угодно для того, чтобы везде проповедовать о Боге. Я слуга Бога, и я пользуюсь собственностью Бога для того, чтобы служить Ему". Чистый преданный стремится проповедовать духовное знание всему миру. Человек, достигший духовного совершенства, умеет всё использовать в служении Богу, себе не оставляя ничего, и, если даже Господь даст ему все богатства мира, то он все их использует только для служения Богу, сам довольствуясь лишь простой жизнью и возвышенным мышлением. Это и есть истинное отречение. Подобно кассиру, через которого проходят миллионы долларов и который довольствуется лишь своей зарплатой, чистый слуга Бога бескорыстно служит Ему. Достижение этого сознания и есть предназначение Человека.


Рецензии