Урок литературы

УРОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 Его звали Витькой Киселёвым. Это был ученик восьмого класса , с которым мы учились в средней школе №2 города Искитим Новосибирской области ровно в середине прошлого двадцатого века. Витька сильно заикался, отчего был стеснительным, и может быть поэтому не очень успевающим. Сидел он на задней парте, как и положено неуспевающим ученикам. Сидели тогда ученики не за столами, а за партами, похожими на своеобразный деревянный станок с основанием из полозьев, к которым крепилось сиденье для двух человек с удобной спинкой, и рабочий стол для письма в виде откидывающейся на шарнире наклонной крышки. Внутри стола был ящичек для тетрадей и учебников, которых во время войны катастрофически не хватало. Передняя узкая неподвижная горизонтальная часть парты имела углубления для ручек и чернильниц- непроливашек, которые наполнялись фиолетовыми, а не черными чернилами. Кстати, парты были компактными и удобными для работы, не то, что современные столы и стулья. Писали мы тогда ручками с металлическими перьями с названиями рондо, цыганочка и др. С нажимом  и каллиграфическим почерком с правым наклоном букв- в косую линеечку.
    Шёл урок литературы. Темой урока были басни И.А.Крылова, которые выучивались наизусть. Нас мальчишек в том возрасте больше  интересовало совсем другое. Роман Золя «Жерминаль» был расчленен нами на отдельные страницы для удобной передачи очередному участнику операции, которые украдкой из под полы читались на уроках. «Неожиданно» ( оказывается учитель всё видит) Витьку вызывают к доске с просьбой кратко пересказать им прочитанное. Но Витька, возбуждённый прочитанным злачным местом романа, не мог по известной причине в неприличном виде публично предстать перед классом и молодой симпатичной учительницей во весь рост, а стоял за партой, согнувшись, как вкопанный. И молчал, не глядя в глаза учительнице, с лицом цвета варёного рака. Вероятно от испуга и волнения он совсем потерял дар речи. А может не посмел пересказать учительнице только что прочитанное.  Вдруг неправильно поймёт! За красноречивый молчаливый ответ Витька получил в дневник заслуженную, крупную, аккуратно выписанную учительницей двойку тоже красного цвета. Но эта двойка никак не отвратила нашу любовь к литературе, особенно к романам Золя.   
   
 
 

 
 


Рецензии