Когда поймёшь умом. Группа Воскресенье

Когда поймёшь умом, что ты один на свете



Когда поймёшь умом, что ты один на свете,
И одиночества дорога так длинна,

В Бхагавад Гите говорится о душе, подробно описывается душа, джива, живое существо. Когда изнашивается одно тело, мы оставляем его и принимаем новое в соответствии со своей кармой, подобно тому как мы снимаем старую и одеваем новую одежду. И эта дорога смены одного тела на другое и скитание души по разным планетам и в разных формах жизни очень длинна. Она будет продолжаться до тех пор пока душа, джива не подчинится Богу, пока полностью не предастся Ему. Только тогда Верховный Господь, несомый птицей Гарудой, является и спасает Своего чистого слугу из океана рождения и смерти. И возвращает его домой в духовный мир, в Царство Бога. На протяжении жизни человек думает, что он в окружении друзей, родственников, знакомых, но когда настаёт момент смерти человек оказывается один на один с Богом. Каждая душа, джива, будет нести ответ перед Богом за то, как прожила свою жизнь. И здесь уже никто не может помочь, каждый отвечает сам за себя. Подобно тому, как в небе один самолёт не может помочь другому, если один самолёт падает, никакой другой самолёт не может его спасти, кроме него самого, так и в момент смерти человек остаётся один, один на один с Высшей волей. И ему держать ответ перед этой Высшей волей, т.е. перед Богом.
То жить легко и думаешь о смерти,
Как о последней капле горького вина.

Смерть также создана Богом, как и рождение, как и болезни и старость. Это неотъемлемое свойство материального мира: рождение, старость, болезни и смерть. "От самой высшей планеты материального мира и до самой низшей - все они являются юдолью страданий, где повторяются рождение и смерть. Но тот, кто достигает Моей высшей обители, о сын Кунти, никогда не рождается вновь". (Б.Г.8.16.) Никто не может избежать рождения, старости, болезней и смерти. Смерть - это не конец существования, это один из этапов существования души в материальном мире. Также, как каждый день мы засыпаем, и утром просыпаемся, и начинается новый день,  также и наша следующая жизнь - это наш новый день, и будет следующий день и следующий, до тех пор пока душа не восстановит свои изначальные, вечные взаимоотношения с Богом, взаимоотношения слуги и Господина. Это и есть высшее совершенство, согласно Бхагавад Гите, самсиддхим парамам. (Б.Г.8.15.) Если мы достигнем наивысшего совершенства, чистого преданного служения Богу, тогда смерть становится для нас окном для возвращения в духовный мир, в Царство Бога. Это как раз и есть то, что называют смертью смерть попрать. Перед Дхрувой махараджей сама олицетворённая смерть склонилась в поклоне, и он воспользовался её головой, как ступенькой, для того, чтобы подняться на летающий корабль, который прилетел за ним из духовного мира. Потому что Дхрува махараджа, как и Иисус Христос достиг высшего совершенства в бхакти йоге, чистого преданного служения. Когда человека, дживу, живое существо, озаряет знание, чистое духовное знание, разрушающее неведение, тогда ему открывается всё, подобно тому как днём всё освящается солнцем. (Б.Г.5.16.) И тогда человек, душа видит, что вся жизнь в этом материальном мире подобна горькому вину, подобна помойке, нечистому месту. Горькое вино опьяняет, и человек в пьяном состоянии не может понять весь ужас своего положения, что он находится в помойке, весь в грязи. Так действует иллюзия, майа, Божественная материальная энергия Бога, Кришны. Эту Божественную энергию Кришны никто не в силах преодолеть, потому что за ней стоит Высшая воля, Сам Господь. Майа действует под управлением Кришны подобно тому, как движется тень за предметом. Её задача - перевоспитание непослушных, взбунтовавшихся против Бога душ. Она сначала искушает эти заблудшие души различными видами чувственных наслаждений (богатством, властью, незаконными половыми отношениями, и т.д.), а затем наказывает эти падшие на эти искушения души. Для того, чтобы в конце концов после многих рождений и смертей, после многих жизней, посвящённых наслаждению чувств и потом страданиям, душа наконец поняла, что этот мир временный и полный страданий. И приняла слова Кришны в Бхагавад Гите: "Поэтому, попав в этот временный, полный страданий мир, посвяти себя служению Мне с любовью и преданностью". (Б.Г.9.32-33.)

Вот мой бокал, в нем больше ни глотка
Той жизни, что как мед была сладка.

Под действием майи, иллюзии, мы думаем, что жизнь, посвящённая чувственным наслаждениям, так сладка. Это счастье в гуне страсти: сначала нектар, а потом яд. "То счастье, что проистекает из соприкосновения чувств с их объектами, и которое вначале подобно нектару, а в конце подобно яду, есть счастье в гуне страсти". (Б.Г.18.36-39.)
В нем только горечь неразбавленной печали,
Оставшейся на долю старика.

Конец чувственных наслаждений яд, горечь, печаль, страдания. Есть так называемые молодые души, которые недавно упали из духовного мира в материальный мир. Они хотят наслаждаться, наслаждать свои материальные чувства, которые включают ум. И не хотят думать о Боге. Они оптимисты, думают, что мир создан для чувственных наслаждений, их девиз "Ешь, пей, веселись", Они не хотят задумываться о смерти, о бренности нашего бытия. А есть и так называемые старые души, которые давно упали в материальный мир, которые уже много, много жизней находятся в материальном мире, и они уже много раз наслаждали свои чувства, много раз бывали в аду за свои грехи, за свои чувственные наслаждения. И они разочарованы в материальных наслаждениях, и ищут более высокого, высшего, истинного наслаждения, духовного. Они ищут Бога. Разочарованность в материальной жизни - это хорошее качество, хорошая квалификация для того, чтобы прийти к духовной жизни, к преданному служению Богу, к бхакти йоге.

Бокал мой полон, но друзей не стану
Я больше угощать питьем своим.

Человек, обретший духовное знание, понимает, что путь чувственных наслаждений - это путь страданий. Сам, испытав это на себе, он не хочет этого другим, не хочет, чтобы другие повторяли его ошибки.
Я их люблю, дай боже счастья им.
Пускай они пьют воду из под крана.

Человек, ставший преданным Господа любит всех живых существ и, конечно же, людей. Пить вино означает пить запретный плод, грешить, гоняться за чувственными наслаждениями. Чистая колодезная вода - это всегда символ чистого духовного знания (притча про встречу Христа и самарянки у колодца). Пить воду из под крана означает жить по заповедям Бога, соблюдать предписания священных писаний, шастр, где чувственные наслаждения ограничены правилами и предписаниями. Бог не лишает человека удовлетворения насущных потребностей в еде, сне, совокуплении и обороне, Он ограничивает их правилами и предписаниями. Потому что неограниченное удовлетворение чувств (в переносном смысле вино) - это прямая дорога в ад, к деградации души.

На свете сделаю я много добрых дел,
Во веки вечные их не забудут люди.

Согласно Бхагавад Гите слава, яшас должна трактоваться так. Если человек известен как великий слуга Господа, он обладает истинной славой. Если он не имеет такой славы, то он бесславен. Великих преданных Господа таких как Дхрува, Хануман, Арджуна, Бхарата люди помнят и тысячи и миллионы лет спустя. А демонов, подобных Гитлеру и других завоевателей, уже забывают спустя несколько сотен лет.
И если выйдет все, как я хотел,
То, боже милый, мир прекрасным будет.

Планы Господа всегда хороши, т.к. Он желает всем душам духовного, истинного счастья, возвращения блудных сыновей домой к Богу, в духовный мир. А планы чистых преданных также хороши, как и планы Господа, потому что чистый преданный слуга Бога не имеет никаких желаний, кроме желания служить Богу, удовлетворять, выполнять желания Бога.

Послав страдания на голову мою,
Послав отчаянье душе моей правдивой,

Если человек искренне ищет Бога, то Бог, находящийся в сердце, приводит человека к истинному духовному учителю. Бог даёт искреннему человеку духовный разум, чтобы он мог отличить истинного духовного учителя от не истинного. Что такое искренность, искренность - это прежде всего честность пред самим собой, пред совестью, Богом, находящимся в сердце. Человек склонен оправдывать свои грехи, ум так устроен, что он всегда стремится оправдать стремление к эгоистическим чувственным наслаждениям. Обосновывает всё, даже используя цитаты из священных писаний. Но обмануть Бога невозможно, Он в сердце каждого и видит все наши внутренние мотивы. Можно обмануть только самого себя. Правдивость души означает быть честным перед самим собой, перед Богом, пребывающим в сердце. В Бхагавад Гите Бог, Кришна говорит: "Человек должен использовать свой ум для освобождения, а не для деградации. Ум и друг обусловленной души, и враг её. Для того, кто победил свой ум, он лучший друг. Но для того, кто не смог этого сделать, его ум останется величайшим врагом. Тот, кто победил свой ум уже достиг Параматмы (Бога, пребывающего в сердце), ибо он обрёл спокойствие. Такой человек не видит различия между радостью и скорбью, жарой и холодом, почётом и бесчестьем" . (Б.Г.6.5-7.)

Причина наших грехов - ум, охваченный вожделением, камой.        "Арджуна сказал: "О потомок Вришни, что же побуждает человека поступать греховно даже помимо его воли, как будто его влечёт какая-то сила?" Верховная божественная личность сказал:"Это лишь вожделение, Арджуна. Оно рождается от соприкосновения с гуной страсти и переходит затем в гнев; оно - греховный всепожирающий, ненасытный враг этого мира. Как огонь скрыт дымом, как зеркало покрыто пылью, как зародыш сокрыт во чреве матери, так и живое существо в различной степени покрыто вожделением. Таким образом чистое сознание мудрого живого существа покрывается его вечным врагом - вожделением, которое никогда не удовлетворяется и пылает, как огонь. Чувства, ум и разум - пристанище вожделения. Через них вожделение покрывает истинное знание живого существа и вводит его в заблуждение. Потому, о Арджуна, лучший из Бхарат, сначала обуздай этот великий символ греха - вожделение - управляя своими чувствами, и срази этого врага знания и постижения души. Живые чувства выше мёртвой материи, ум выше чувств, разум выше ума, а она (душа) ещё выше, чем разум. Итак, познав свою трансцендентальную сущность по отношению к материальным чувствам, уму и разуму, о сильнорукий Арджуна, человек должен укрепить ум с помощью зрелого духовного разума, и таким образом - духовной силой - победить этого ненасытного врага, вожделение". (Б.Г.3.36-43.)   Чтобы стать правдивым, человек должен развить, укрепить духовный разум. Тогда он сможет победить вожделение и обуздать ум и таким образом стать правдивым. И сможет отличить истинное духовное знание от неистинного. Страдания Бог создал в этом мире, чтобы души, забывшие о Боге и охваченные вожделением, очнулись от своего опьянения и вспомнили о Боге, о своём Отце Небесном.
Пошли мне веру, я о ней спою,
И дай мне силы, буду я счастливым.
И перед смертью богу помолюсь.

Для освобождения от плена этого материального мира человек должен обрести веру в Бога и в богооткровенные, священные писания. "Только тем великим душам открывается весь смысл ведического знания, кто имеет непоколебимую веру в Господа и духовного учителя". (Шветашватара-упанишад, 6.23).

Веру даёт Господь, когда человек искренне обращается к Богу и просит укрепить его веру. Изначально у самого человека, души должно появиться желание прийти к Богу и обрести веру в Него и Его слово.

"В этом мире нет ничего более возвышенного и чистого, чем трансцендентальное (духовное) знание. Это знание - зрелый плод всего мистицизма (пути духовного развития, осознания Бога) И тот, кто достигнет совершенства в преданном служении, насладится этим знанием в своё время. Верующий человек, стремящийся к трансцендентальному знанию и подчиняющий себе чувства, достоин такого знания, и достигнув его, быстро обретает высший духовный покой. Но невежественные и неверующие люди, сомневающиеся в шастрах (священных писаниях), не обретают сознания Господа; они падают вниз. Для сомневающейся души нет счастья ни в этом мире, ни в следующем." (Б.Г.4.38-40.)

"Тем, кто постоянно с любовью и преданностью служат Мне, Я даю разум, с помощью которого они могут прийти ко Мне". (Б.Г.10.10.) Своему преданному слуге Бог даёт духовный разум, чтобы понять Бога и служить Ему, даёт духовную силу противостоять соблазнам, грехам.

Бог приказывает своей служанке майе освободить Своего чистого преданного слугу. "Введённый в заблуждение тремя гунами (благостью, страстью и невежеством), весь мир не знает Меня, стоящего над этими гунами и неисчерпаемого. Трудно преодолеть эту Мою Божественную энергию, состоящую из трёх гун материальной природы. Но тот, кто вручил себя, предался Мне, может легко выйти из под её влияния". (Б.Г.713-14.)

И тогда душа обретает истинную духовную жизнь и становится воистину счастливой. Высшее совершенство жизни - умереть как Бхишмадева (герой из Махабхараты), вознося молитву Господу, повторяя святые имена Бога. (Ш.Б.1 песня, 9 глава)

В Бхагавад Гите Кришна, Бог описывает в каком состоянии ума надо оставлять тело, чтобы стать достойным вернуться к Богу в духовный мир и освободиться из колеса самсары, круговорота рождения и смерти.

"И тот, кто в конце жизни оставляет своё тело, помня только обо Мне одном, сразу же достигает Моей природы. И в этом нет сомнения. О каком бы состоянии бытия ни помнил человек, оставляя свое тело, этого состояния он и достигнет непременно. Поэтому, Арджуна, ты должен всегда думать обо Мне в образе Кришны и в то же время выполнять свой долг - сражаться. Посвятив Мне все свои действия и сосредоточив на Мне свой ум и интеллект, ты достигнешь Меня, без сомнения. Тот, кто постоянно размышляет обо Мне как о Верховной Личности Бога, чей ум постоянно занят мыслями обо Мне, не отклоняясь с этого пути, тот, о Партха, непременно достигнет Меня. Следует думать о Верховной Личности как о всеведущем, наидревнейшем, как о Том, кто всем управляет, кто меньше самого маленького, кто поддерживает все существующее, кто находится вне материалистических представлений, кто непостижим и кто всегда остается личностью. Он ослепителен, словно солнце, и Он трансцендентен, Он - вне этой материальной природы. Тот, кто в момент смерти сконцентрирует свой жизненный воздух между бровей и, посредством силы йоги, не блуждая умом, начнет вспоминать Верховного Господа с полной преданностью, несомненно, достигнет Верховной Личности Бога.". (Б.Г.8.5-10.) "Достигнув такого состояния йоги и произнося священный слог ом, высшее сочетание букв, человек, при оставлении тела думающий о Верховной Личности Бога, несомненно попадает на духовные планеты. Кто всегда помнит обо Мне, не уходя от Меня мыслями, тому, о сын Притхи, легко Меня достигнуть, поскольку он постоянно служит Мне. Вернувшись ко Мне, великие души, достигшие наивысшего совершенства в бхакти-йоге, никогда не отправятся обратно в этот временный, полный страдания мир.". (Б.Г.8.13-15.)

"По мнению Вед, есть два пути ухода из этого мира: один при свете, а другой во тьме. Если человек уходит при свете, он больше не возвращается, но если он уходит во тьме, то он вернется снова. Хотя преданные и знают эти два пути, о Арджуна, это их не беспокоит. Поэтому будь всегда тверд в вере. Вставший на путь преданного служения не лишается результатов, получаемых от изучения Вед, совершения жертвоприношений через тапасью, раздачи милостыни, философских занятий или кармической деятельности. Просто преданно служа Господу, он достигает всего этого, и под конец отправляется высшую вечную обитель" (Б.Г.8.26-28.)

В этой песне Никольский описывает человека, чья жизнь подходит к концу, его мысли, рассуждения, описывает, что этот человек вспоминает о Боге.

В Шримад Бхагаватам (1 песня, 19 гл., текст 37) святой царь махараджа Парикшит, находящийся на пороге смерти, задал вопрос великому святому Шукадеве Госвами:

Tы - духовный учитель великих святых и преданных. Поэтому
я умоляю тебя: укажи путь, который может привести к совер-
шенству каждого, а особенно тех, кто стоит на пороге смерти.  Открой мне, пожалуйста, что человек должен слушать, воспевать,
вспоминать и кому поклоняться, а также, чего ему не следует де-
лать. Пожалуйста, объясни мне все это.

И великий святой Шукадева Госвами ответил (ШБ 2. 1-6) :

Шри Шукадева Госвами сказал: Дорогой царь, твой вопрос до-
стоин всяческих похвал, ибо несет благо каждому. Все трансцен-
денталисты единодушны в том, что ответ на него - важнейшее из
всего, о чем следует слушать.

О потомок царя Бхараты, тот, кто хочет избавиться от всех
страданий, должен слушать повествования о Верховном Господе,
помнить о Нем и прославлять Его - Сверхдушу и властелина все-
го сущего, приносящего избавление от всех страданий.

Высшее совершенство человеческой жизни, которого можно
достичь, либо познав природу материи и духа, либо овладев мис-
тическими силами, либо в совершенстве исполняя предписанные
обязанности, состоит в том, чтобы в конце жизни помнить о Лич-
ности Бога


Рецензии