Антиутопия 2035
Цифры, приводимые в данном тексте, приблизительные, поскольку консенсуса среди специалистов по ним нет, но ведь на что-то нужно опираться автору. А прогнозы намеренно преувеличены и взяты с потолка, чтобы сделать картину более впечатляющей.
К 2035 году мир изменится до неузнаваемости, то есть, радикально. Никто из живущих уже не будет бредить либерализмом, бороться за демократию или отстаивать права человека. Эти конструкты, идеологические инструменты, называемые общечеловеческими ценностями, которые служили в качестве концептуального оружия для слома экономических, политических, психологических и любых других барьеров на пути глобальной экспансии доллара, отправятся на свалку истории.
Данные о грядущей климатической катастрофе, которая неизбежно начнется в ближайшие сто лет, если количество выбросов парниковых газов антропогенного происхождения не прекратится или хотя бы не снизится, основаны на наблюдениях предыдущих ста лет, за которые температура поднялась на один градус. Один градус за сто лет это очень быстрый темп, к которому биосфера эволюционно не готова, если темп сохранится на несколько столетий.
Парниковыми газами являются водяной пар, оксид углерода, метан и озон. Понятно, что дополнительные объемы углекислого газа в атмосфере появляются в результате промышленной революции, а объемы метана, менее масштабного по доле, но более агрессивного по воздействию, за счёт развития животноводства и роста численности людей и как потребителей растущих объемов мяса, и как прямых производителей метана.
Потепление не так давно начали именовать изменением климата, когда стало понятно, что потепление в одних регионах и в один сезон сопровождается похолоданием в других координатах измерений, то есть, утрачивается климатическая норма в обе стороны на планете в целом. Под действием информации о климатических аномалиях экологи прежде всего Европы начали проявлять невиданную активность в принятии решений, которые, по их экологическому разумению, должны привести к значительному снижению выбросов до безопасного уровня.
Такими решениями стали развитие возобновляемых источников энергии (в число которых вообще-то должны войти и АЭС, но не вошли), переход транспорта на электродвигатели с двигателей внутреннего сгорания (куда однозначно не могут войти самолёты), а также снижение потребления мяса вплоть до полного перехода на альтернативные источники белка (насекомые, их личинки, черви и пр.).
Принятые решения приводят к определенным результатам, которые устраивают далеко не всех. В Европе растет спрос на электроэнергию, бытовая электрогенерация идёт в значительной степени за счёт ветряков и солнечных панелей, и бытовое электричество падает в цене до нуля и даже заходят в отрицательную зону. Но промышленность эти источники устроить не в состоянии, нужна высокая мощность, а основными генераторами промышленного электричества являются станции, которые работают на газе, нефтепродуктах и угле. В мире 75% электричества получают за счёт сжигания углеводородов, и никакого смысла в переходе на электромобили нет.
Дополнительным фактором спроса на промышленную электрогенерацию в Европе стал отказ Германии от АЭС, и теперь Германия вынуждена импортировать электричество из Франции, где АЭС ещё не закрыты (но постоянно ремонтируются), а также использовать для электрогенерация бурый уголь, от которого ранее отказалась и который наносит при сжигании чрезвычайный экологический вред.
Давление европейских экологов на своих законодателей было спланированным актом спецслужб США с целью провести деиндустриализацию в ЕС, главным образом в Германии. Дополнительным фактором деиндустриализации стал вооруженный конфликт на Украине, который готовился десятки лет, а также подрыв подводных газопроводов из России. В результате цена энергоносителей во всем мире выросла, европейски рынок сбыта трубопроводного газа Россия потеряла, зато сланцевый американский газ снова стал рентабельным и поплыл в сжиженном виде на газовозах в ЕС. Российский СПГ также охотно покупается европейцами.
Далее следует ожидать существенного подорожания меди на биржах ввиду того, что медь нужна для производства электродвигателей, а также для кабелей, питающих зарядные станции, строительство которых ещё предстоит проинвестировать. Между тем, инвестиционные ресурсы Германии уже перетекают в США под действием Акта о снижении инфляции, который дискриминирует многих европейских производителей путем субсидирования американских, создавая европейским товарам барьеры на американском рынке.
Деиндустриализация ЕС через 10 лет приведет к тому, что экономический потенциал региона будет существенно снижен, доходы домохозяйств заметно упадут (хороших рабочих мест почти не останется), при этом стоимость жизни сильно возрастет, поскольку основную часть промтоваров Европе придется импортировать. В силу этих причин мало кто из европейцев станет помышлять о покупке автомобиля, ведь машины с ДВЗ будут под запретом, так что надо будет покупать электромобиль, а европейские автоконцерны к тому времени деятельность в ЕС практически прекратят.
Как только уровень жизни европейцев заметно упадет, в странах Западной Европы начнутся уличные выступления толпы, переходящие в беспорядки по сценариям жёлтых жилетов и парижских протестов из-за убийства подростка арабского происхождения. Поскольку значительная часть населения экс-зажиточных европейских стран теперь мусульманская, а источниками доходов многих семей служат субсидии, которые урежут либо отменят вовсе, исламисты будут бунтовать агрессивнее остальных, и разрушительный потенциал их акций будет выше. Правительствам нужно будет принимать экстренные меры, и они решатся на удушающий протесты экстремизм.
Процессы экономической деградации ближайшего десятилетия затронут не только Европу, но и США. Америке нужна новая индустриализация, что требует колоссальных инвестиций, чему мешает нарастающий госдолг, который все труднее обслуживать и рефинансировать. А где взять инженеров и остальной персонал? Ну ладно, инженеров можно привлечь из других стран, а операторов, наладчиком станков с ЧПУ и автоматических линий? Что делать с инфляцией, которая носит немонетарный характер, а является следствием структурного кризиса экономики, а потому и не сильно снижается за счёт повышения ключевой ставки ФРС, которое удорожает кредит и повышает риски в банковском секторе?
Зависимость экономики США от Китая можно будет преодолеть только путем титанических усилий со стороны собственного населения, не очень привыкшего к напряжениям, вкупе с его отказом от сверхпотребления, а к самоограничению американцы не готовы абсолютно. К тому же, как и должно быть, рухнет фондовый рынок, и вся экономика полетит в пропасть, так что Америка не станет великой снова, и уровень жизни большинства американцев упадет не менее чем вдвое, чему они будут также противиться на улицах по сценарию движения BLM.
В остальных странах мира картина также не будет радостной, на свет вылезут социально-экономические проблемы, ведь снижение уровня жизни в развитых до этого странах повлечет соответствующее снижение у остальных. Более-менее в тонусе будут страны, экономика которых не сильно зависит ни от ЕС, ни от США, которые входят в региональные или перспективные международные интеграционные объединения типа БРИКС или ЕАЭС. Единый мировой рынок распадётся на кластеры, в каждом из которых будет своя валюта и каждый из которых будет стремиться на протяжении нескольких лет только к закрытию от окружающего хаоса, к самосохранению, не помышляя об экспансии.
Конечно, конфликт на Украине способен перерасти в противостояние России и НАТО, которое не может не закончиться ядерным ударом проигрывающий стороны с последствиями взаимного уничтожения России и США. В таком случае резко возрастает геополитическое влияние Китая, который не израсходует свой ядерный потенциал. Китай в условиях наступившей ядерной зимы вынужден будет перестроить всю глобальную экономику, занимаясь экономическим диктатом по отношению к странам Юго-Восточной Азии, Африки, Австралии и Южной Америки, вынуждая их покупать в плановом количестве его промтовары по плановым ценам и покупая у них по плановым ценам сельхозпродукцию и сырьевые товары.
В силу описанного сценария полномасштабный ядерный конфликт между Россией и США исключен, хотя не исключено применение тактического ядерного оружия в пределах европейского театра военных действий между Россией и некоторыми странами НАТО. Однако вероятность самораспада блока в ближайшие 10 лет выше, чем применения тактического ЯО.
В любом случае при любом из сценариев к 2035 году совокупный мировой ВВП сократится не менее чем вдвое, но это сокращение будет неравномерным. В некоторых регионах ВВП упадет в три, а то и в четыре раза, а в некоторых на 15-20%. Население планеты, оказавшись в сильнейших экономических тисках, практически перестанет размножаться (а в некоторых регионах будет сокращаться, вымирая) до времени наступления экономического роста, которое наступит лишь через полтора десятилетия. К тому времени мировым сообществом, которое не перестанет общаться в масштабе планеты, будут выработаны новые ценностные ориентиры и концепции, необратимо меняющие поведение граждан всех стран.
Свидетельство о публикации №223072400308