Пушкин в жизни и летописи Боратынского - 1
(серия Конспекты пушкинистики)
В монографии Пескова А.М. Летопись жизни и творчества Е. А. Боратынского (НЛО, 1998) в аннотации сказано:
«Зафиксированы все документально подтверждаемые случаи общения Боратынского с А. С. Пушкиным»
Эти извещения мы и конспектируем:
Часть первая
(1)
Приехав в октябре 1818 г. в Петербург, Боратынский поселился в Семеновских ротах на одной квартире с прапорщиком лейб-гв. Егерского полка Андреем Шлялтинским, который, видимо, и познакомил его с Дельвигом и Кюхельбекером, а те познакомили с Пушкиным (о новых знакомствах Боратынского см. 1818,
конец года — 1819, начало года). Самым близким другом Боратынского стал Дельвиг
В феврале 1819 г. произошло два события, равно важных для дальнейшей судьбы Боратынского: 8 февраля он был зачислен рядовым лейб-гвардии в Егерский полк, а 28 февраля в «Благонамеренном» появилась его первая публикация — мадригал «Пожилой женщине и все еще прекрасной», опыт, демонстрирующий скорее поэтические интенции автора, нежели какие-либо действительные таланты.
(2)
Сознание избранности. Замкнутость на процессе творчества. Разумеется, сколь бы жизненно важно и индивидуально значимо ни было для Боратынского сознание своей поэтической харизмы, само такое сознание — явление литературно всеобщее и, в частности, лейтмотив лирики его ближайших друзей — Дельвига, Кюхельбекера, Пушкина. В начале 1820-х гг. сознание Боратынским собственного поэтического
дара было во многом производным от сознания принадлежности к единому дружескому кругу — «союзу поэтов».
… главные критерии оценки текста для Боратынского — это степень творческой оригинальности автора (Жуковский противопоставлен своим эпигонам) и исторически изменчивый вкус публики («веселость», «бодрый ум» и «вкус неразвращенный» словесности времен Екатерины противопоставлены «хандре», «унынию» и «жизнехуленьям» новейших поэтов). В конечном же счете все зависит от таланта сочинителя, независимо от принадлежности к той или иной «школе». Овидий, Богданович, Батюшков, Жуковский, Пушкин и сам Боратынский, названные в послании «Богдановичу», уравнены тем, что все они принадлежат к числу людей с дарованиями. Хороший писатель — тот, кому его природные данные позволяют создавать впечатляющие произведения в том роде, какой соответствует его душевному складу
(3)
Творчество становилось способом спасения от невзгод повседневного существования. Именно в этот период жизни он начинает думать о выборе своего особенного пути в литературе, с чем связана начатая зимой—весной 1823 г. работа над «Эдой»: вступая в поэтическое соревнование с Байроном, Жуковским и Пушкиным, Боратынский пытался создать свою версию стихотворной повести, отказываясь от «лирического тона» и экзотического сюжета для поэтизации «мелочных подробностей» (так он объяснял свой замысел в предисловии 1826 г. к «Эде»). И хотя фактически Боратынский уходил в «Эде» с собственного пути, который проложил в своих элегиях, существенно, что сам этот зигзаг творчества сознавался им как поиск авторской самобытности — свидетельство стремления явить свою творческую оригинальность в противопоставлении своих произведений существующим литературным образцам (такими же зигзагами станут впоследствии, например, опыт романа в стихах — «Наложница» и повесть «Перстень»)
(4)
Семейная идиллия до поры до времени не мешала Боратынскому выходить в литературный свет, но из московских писателей он сблизился только с П. А. Вяземским, а в сентябре 1826 г. снова, после почти 7-летней разлуки, сошелся с Пушкиным, возвращенным из ссылки. С Пушкиным Боратынского соединяли память о «союзе поэтов» и сознание принадлежности к одной литературной плеяде, но очное общение между ними не очень ладилось из-за различия темпераментов; зато в Вяземском Боратынский нашел почти идеального собеседника.
Подробности об их отношениях см.: Пушкин и Баратынский. Материалы к истории литературных отношений / / Новые безделки. Сб. статей к 60-летию В. Э. Вацуро. М., 1995— 1996. С. 239-270//
(5)
Благодаря Вяземскому и Пушкину Боратынский стал во второй половине 1826 — первой половине 1827 г. поддерживать регулярные отношения с кругом авторов «Московского телеграфа» и «Московского вестника» (характерно, что впоследствии, в 1828—1829 гг., едва Пушкин и Вяземский уезжали из Москвы, общение Боратынского с московскими писателями и журналистами резко сокращалось). Вероятно, зимой—весной 1827 г. Боратынский показывал Пушкину рукопись своих стихотворений, приготовленных к изданию, и Пушкин еще до выхода книги, в августе 1827 г., начал писать рецензию («Наконец появилось собрание стихотворений Баратынского...»; эта рецензия, как и две другие статьи Пушкина о Боратынском, не завершена)
(6)
такие стихотворения, написанные во второй половине 1824 г. и в 1825 г., как «Звездочка», «Буря», «Дорога жизни», «Череп», «Веселье и Горе», «Ожидание», «Д. Давыдову», «Л. С. Пушкину» и др., либо подверглись минимальной правке (изменение отдельных строк и слов), либо вовсе не редактировались
(7)
… состояние замены — это состояние, промежуточное между жизнью и смертью: неполнота как бытия, так и небытия. Почему так получается? У Боратынского можно найти три взаимодополняющих ответа на этот вопрос.1) Причина болезненного состояния души — обман мечтаний о разделенной любви (традиционная мотивировка элегических страданий). Любовь отравляет и опустошает жизнь: «Огонь любви, огонь живительный, / / Все говорят; но что мы зрим? / / Опустошает, разрушительный, Он душу, объятую им!» («Любовь»). Любовные отношения порождают только «бесплодный огонь» (послание к Л. С. Пуш
кину), «унылое смущенье» («Разлука»), «изнеможенье» («Поцелуй»).2) Причина — ход жизни, взросление, искушенность, «знанье бытия», опытность сердца и т. п.
<...> Уж отлетает век младой,
Уж сердце опытнее стало<...>
(К ...ну: «Пора покинуть, милый друг...*)
<...> В душе больной от пищи многой,
В душе усталой пламень гас,
И за стаканом в добрый час
Застал нас как-то опыт строгой.
Наперсниц наших, страстных дев
Мы поцелуи позабыли
И, пред суровым оробев,
Утехи крылья опустили <...>
(К ...: «Нет, нет!мой ментор, ты неправ...*)
Душевная перемена совершается помимо личной воли человека:
<...> Теперь вопрос я отдаю
Тебе на суд. Подумай, мы ли
Переменили жизнь свою,
Иль годы нас переменили?
(К ...: «Нет, нет!мой ментор, ты неправ...*)
<...> Переменяют годы нас
И с ними вместе наши нравы<...>
В пылу начальном дней младых
Неодолимы наши страсти:
Проказим мы, но мы у них,
Не у себя тогда во власти<...>
(Товарищам)
… после «Родины», содержащей мечты о покое деревенской жизни, следуют «Две доли», стихотворение, опровергающее сам смысл каких-либо мечтаний, и «Буря», где идея покоя вообще отменяется; после послания Коншину «Пора покинуть, милый друг...», где обрисован идеал подруги нежной, на чьей груди можно успокоить «усталую главу», — следуют послания к Л. Пушкину и «Эпилога, отменяющие прежние надежды, констатирующие превосходство ума над сердечными влечениями и сладость душевного усыпления
(8)
Но до тех пор, пока в Петербурге был Дельвиг с ежегодными «Северными цветами», а в Москве — Вяземский и временами наезжавший сюда Пушкин, Боратынский не испытывал пустоты вокруг себя. К тому же в конце 1828 — начале 1829 г. он сблизился с И. В. Киреевским, чья дружба стала для него такой же насущной частью жизни, как любовь Настасьи Львовны. Тесный семейно-дружеский круг
являлся одновременно и источником поэзии, и ближайшим его адресатом
(9)
автор «Эды» сделал большие успехи в своей последней поэме. Не говоря уже о побежденных трудностях, о самом роде поэмы, исполненной движения, как роман в прозе, сравни беспристрастно драматическую часть и описательную: ты увидишь, что разговор в «Наложнице» непринужденнее, естественнее, описания точнее, проще» (письмо к Путяге: 1831, июль, 10-е числа) — это единственный случай, когда обычно умалявший достоинства своих произведений Боратынский оценивает собственный труд столь высоко. Однако его усилия оценили немногие — известны похвалы поэме Пушкина (1831, янв., 7)
(10)
Скоро все переменится, и он останется совсем один.
14 января 1831 г. умер Дельвиг. В течение первой половины 1831 г. Боратынский собирался по уговору с Пушкиным и Плетневым (1831, янв., 31; февр., 16) написать и прислать для «Северных цветов» на 1832 г., выпускаемых в память Дельвига, биографию покойного друга. Но в июне он вынужден был уехать с семьей из Москвы в казанское имение тестя — Каймары: там долго привыкал к новой обстановке
(11)
… большую часть написанного в Каймарах Боратынский отправил Киреевскому, а Пушкину для «Северных цветов» только два стихотворения: «Мой Элизий» и «Бывало, отрок, звонким кликом...», и то с оговоркой, что «больше ничего за душой нет» (1831, ноябрь, нач.). Пушкин напечатал первое из них, а второе без объяснений отклонил. Разрыва с Пушкиным не произошло, но началось взаимное охлаж
дение. Впрочем, память о былом литературном братстве оставалась и у того и у другого. Осенью 1832 г. Пушкин помог Боратынскому договориться со Смирдиным об издании его нового собрания стихотворений (1832, сент., 21; дек., 2), а в 1833 г., случайно встретившись в Казани, оба искренне обрадовались (1833, сент., 5—8). Но скоро, кажется, тотчас и забыли друг о друге — во всяком случае, когда спустя еще три года они увиделись в Москве, то встретились вполне равнодушно (1836, май, 14 и 16)
Свидетельство о публикации №223072400367