Пушкин в жизни и летописи Боратынского - 5
1837 - ...
Пушкин в жизни и летописи Боратынского по А.М. Пескову
(серия Конспекты пушкинистики)
1837
Боратынский живет в Москве; в мае — начале июня — поездка в Мару.
ЯНВАРЬ, 29. Петербург. Умер Пушкин
ФЕВРАЛЬ, 2—3. В Москве становится известно о смерти Пушкина.
ФЕВРАЛЬ, 4. Москва. К Боратынскому заезжает Погодин: «<...> говорили о Пушкине и плакали»
ФЕВРАЛЬ, 5. Москва. Боратынский — Вяземскому в Петербург: «Пишу к вам под громовым впечатлением, произведенным во мне и не во мне одном ужасною вестью о погибели Пушкина. Как русский, как товарищ, как семьянин скорблю и негодую. Мы лишились таланта первостепенного, может быть, еще не достигшего своего полного развития, который совершил бы непредвиденное, если б
разрешились сети, расставленные ему обстоятельствами, если б в последней, отчаянной его схватке с ними судьба преклонила весы свои в его пользу. Не могу выразить, что я чувствую; знаю только, что я потрясен глубоко и со слезами, ропотом, недоумением беспрестанно себя спрашиваю: зачем это так, а не иначе? Естественно ли, чтобы великий человек, в зрелых летах, погиб на поединке, как неосторожный мальчик? Сколько тут вины его собственной, чужой, несчастного предопределения? В какой внезапной неблагосклонности к возникающему голосу России Провидение отвело око свое от поэта, давно составлявшего ее славу и еще бывшего (что бы ни говорили злоба и зависть) ее великою надеждой? Я навестил отца <Сергея Львовича> в ту самую минуту, как его уведомили о страшном происшествии. Он, как безумный, долго не хотел верить. Наконец на общие весьма неубедительные увещания сказал: «Мне остается одно: молить Бога не отнять у меня памяти, чтоб я его не забыл». Это было произнесено с раздирающею ласковостию. — Есть люди в Москве, узнавшие об общественном бедствии с отврати
тельным равнодушием, но участвующее пораженное большинство скоро принудит их к пристойному лицемерию. — Если до сих пор не отвечал на письмо ваше, тому виною обстоятельства, может быть, вам уже известные. Я лишился моего тестя, и смерть его передала мне много забот положительных. Сверх того, хотелось к письму моему приложить что-нибудь для вашего литературного сборника, ждал
минуты досуга и вдохновения, но по сию пору напрасно. — Е. Боратынский. —
Февраля 5-го 1837». СиН. 1900. Кн. 3. С. 341-342. Автограф - РГАЛИ. Ф. 195. On. 1. № 1399. № 5 -6 об.
Адрес на письме: «Его сиятельству милостивому государю князю Петру Андреевичу Вяземскому. В С.Пбург, на Моховой, в доме адмиральши Бычинской»
ФЕВРАЛЬ, 7. Москва. Е. М. Хомякова (Языкова) — П. М. Бестужевой: «<...> Здесь были Баратынские и сказывали, что жена Пушкина сошла с ума, и точно, есть с чего. Государь дал на его похороны 10 тысяч и 11 тысяч детям, которых взял под свое покровительство. Баратынский говорит, что благодеяния государя растрогали его до слез. Честь ему и слава, что он умеет ценить таких
людей, каков был Пушкин»
ФЕВРАЛЬ, 9. Москва. Е. М. Хомякова — брату H. М. Языкову: «Государь дал на погребение Пушкина 10 <тысяч>, 11 тысяч ежегодного пансиона жене и детям, заплатил все долги и выкупил имение. Баратынский говорит, что это растрогало его до слез. Кстати, Баратынский написал, говорят, стихи «Осень» чудесные, он читал их на обеде у Павлова <...>».
Зима идёт, и тощая земля
;В широких лысинах бессилья;
И радостно блиставшие поля
;Златыми класами обилья:
Со смертью жизнь, богатство с нищетой,
;Все образы годины бывшей
Сравняются под снежной пеленой,
;Однообразно их покрывшей:
Перед тобой таков отныне свет,
Но в нём тебе грядущей жатвы нет!
МАРТ (?). Москва. Боратынский посылает Вяземскому в Петербург стих. «Осень» (см. о нем выше: февр., 9) — для 5-го тома «Современника», издаваемого в память Пушкина и в пользу его семьи: «Препровождаю вам дань мою «Современнику». Известие о смерти Пушкина застало меня на последних строфах этого
стихотворения. Всякий работает по-своему. Лирическую пьесу я с первого приема всегда набрасываю более чем с небрежностию; стихами иногда без меры, иногда без рифмы, думая об одном ее ходе, и потом уже принимаюсь за отделку подробностей. Брошенную на бумагу, но далеко не написанную, я надолго оставил мою элегию. Многим в ней я теперь недоволен, но решаюсь быть к самому себе снисходительным, тем более что небрежности, мною оставленные, кажется, угодны судьбе. Препоручаю себя вашей дружеской памяти
МАРТ, 13. Петербург. Жуковский отдает собирающемуся в Москву Ю. Н. Бартеневу ящик с тремя посмертными масками Пушкина — для передачи отцу Сергею Львовичу, Боратынскому и Нащокину; Нащокину и Боратынскому отправлены через Бартенева их письма разных лет, адресовавшиеся Пушкину (письма были предварительно просмотрены Л. В. Дубельтом, начальником жандармского корпуса)
МАЙ, б. Москва. «Третьего дни я был у Баратынского, он мне показывал маску Пушкина, снятую с него в день его смерти, она страшно похожа. Витали, который сделал очень похожий бюст Карла Брюллова, делает и бюст Пушкина. Говорят, это не так удачно. Баратынский говорил целый час о смерти Пушкина и
о нем самом. Его стоило записывать. Он рассказывал все подробности этой истории, которые были ему сообщены Жуковским, Вяземским и, наконец, доктором Далем, людьми достоверными. Баратынский говорит, что он умер как христианин и во всем оправдывает Пушкина, а обвиняет его жену. Я верю всему, потому что было заметно, что он и жены его не хотел обвинять из уважения к нему»
ИЮНЬ, 8 . Москва. Ценз. разр. «Московскому наблюдателю» (1837. Ч. 12. Июнь. Кн. 1 ) с рецензией Шевырева на стих. Боратынского «Осень» (Совр. 1837. Т. 5 — см. далее: июнь, 15): «<...> Направление, которое принимает его муза, должно обратить внимание критики. Редки бывают ее произведения; но всякое из них тяжко глубоко мыслию, отвечающею на важные вопросы века. Баратынский был сначала сам художником формы; вместе с Пушкиным, рука об руку, по живым следам Батюшкова и Жуковского, он содействовал окончательному образованию художественных форм стихотворного языка. Но теперь поэзия Баратынского переходит из мира прекрасной формы в мир глубокой мысли: его муза тогда только заводит песню, когда взволнована, потрясена важною таинственною думою
СЕНТЯБРЬ, 16. В газете «Bl;tter zur Kinde der Literatur des Auslandes» (1837. № 82) напечатан фрагмент из книги Г. Кёнига «Liter;rische Bilder aus Russland» (отд. изд.: Stuttgart und T;bingen, 1837), посвященный Боратынскому: «Друг и современник Пушкина, в определенной степени принадлежащий к его школе, Баратынский утвердил в поэзии свой оригинальный характер. Первое произведение этого периода — поэма «Эда», проникнутая духом финляндской природы и финляндских обычаев. Хотя язык и стихосложение «Эды» напоминаю! о пушкинском влиянии, эта поэма вполне выразила тяжелое душевное состояние автора. Кроме «Эды» Баратынский написал в Финляндии много лирических пьес, среди которых по объему и живости выделяется поэма «Пиры». Помимо множества маленьких пьес, написанных в этот мирный и спокойный период его жизни, наиболее примечательны два больших произведения. Первое из них — «Бал» — повествует о трагическом случае из московской жизни; в знак братской дружбы с Пушкиным Баратынский издал его в одном томе с «Графом Нулиным»
ДЕКАБРЬ. Москва. Боратынский встречается с Коншиным, приехавшим в Москву. «В декабре 1839 я приезжал в Москву, по службе, дни на три. Увидясь со мной, он пригласил меня обедать. — Нельзя, — отвечал я, — дал слово обедать в Английском клубе.— «Ах, так и я обедаю с тобой, — сказал поэт, — ведь я член Английского клуба; это общество сделало некогда честь Пушкину и мне, избрав нас вместе в свои члены, в один день».
ФЕВРАЛЬ, 5. Петербург. Утро. Боратынский — жене в Москву (без даты): Жуковский показывает ему ненапечатанные произведения Пушкина и дает одну из рукописных тетрадей Пушкина с фрагментами статей о Боратынском
ФЕВРАЛЬ, 6 . Петербург. Утро. Боратынский — жене в Москву (без даты): На другой день (вчера) <5 февр.> я был у Жуковского. Провел у него часа три, разбирая ненапечатанные новые стихотворения Пушкина. Есть красоты удивительной, вовсе новых и духом и формою. Все последние пьесы его отличаются, чем бы ты думала? Силою и глубиною! Он только что созревал. Что мы сделали, Россияне, и кого погребли/ — слова Феофана на погребение Петра Великого. У меня несколько раз навертывались слезы художнического энтузиазма и горького сожаления
ФЕВРАЛЬ, 7. Петербург. Утро. Боратынский — жене в Москву (без даты): После отправления письма Боратынский едет к Вяземскому. — Вяземский рассказывает подробности преддуэльной истории Пушкина. — От Вяземского Боратынский едет к М. Ю. Виельгорскому, затем к В. А. Соллогубу, к А. Н. Вязми
тиновой, к брату Ираклию.
ФЕВРАЛЬ, 8 . Петербург. Утро. Боратынский — жене в Москву (без даты): «Вчерашнее утро провел у Вяземского. Говорили о Пушкине. В<яземский> входил в подробности светских сношений, принудивших Пушкина к дуэлю. Ничего не сказал нового. Предложил мне ехать с ним к его вдове, говоря, что она очень признательна, когда старые друзья ее мужа ее посещают. Я намерен у нее быть. Она живет чрезвычайно уединенно. Бывает только у Карамзиных и то очень изредка.Вечером у Карамзиных: здесь Жуковский и Вяземский; Боратынский возобновляет знакомство с H. Н. Пушкиной.
ФЕВРАЛЬ, 10. Петербург. Утро. Боратынский — жене в Москву (без даты): У Карамзиных видел почти все П-бургское высшее общество. Встретил вдову А. Пушкина. Вяземской меня к ней подвел, и мы возобновили знакомство. Все также прелестна и много выиграла от привычки к свету. Говорит ни умно ни
глупо, но свободно. Общий тон общества истинно удовлетворяет идеалу, который составляешь себе о самом изящном, в молодости по книгам. Полная непринужденность и учтивость, обратившиеся в нравственное чувство. В Москве об этом и понятия не имеют
1842
ЯНВАРЬ, 2. Петербург. Вышли «Отечественные записки» (1842. Т. 20. N9 1) со статьей Белинского «Русская литература в 1841 году» (отд. 5. С. 1—52), где, в частности, говорится о Боратынском:« <...> Б.: Помните, бывало, говаривали: Пушкин, Баратынский, Языков? — А.: Да, то есть триумвират <...> я не люблю поэм Баратынского: в них больше ума, чем фантазии; но между его лирическими произведениями есть очень замечательные. Мне особенно нравится в них этот характер вдумчивости в жизнь, который свидетельствует о присутствии мысли. Элегия Баратынского «На смерть Гете» — превосходна
ИЮНЬ, 30. Петербург. Ценз. разр. «Современнику» (1842. Т. 27 <Ne 3>; вышел 3 авг.) со стих. «С книгою: Сумерки. С. H. К.» <С. Н. Карамзиной> (С. 95; подпись Баратынскш). — Здесь же рецензия Плетнева на «Сумерки»: Прочитайте в «Записках» Пушкина, что он говорит о Баратынском. Это приговор самого беспристрастного, самого сведущего, самого законного судьи. Давно мы расстались с поэтом. Он не мог
разлучиться с поэзиею, которая живет в душе его; но он не издавал ничего, кроме редко
попадавшихся в «Современнике» небольших стихотворений
ДЕКАБРЬ, 1. Петербург. Вышли «Отечественные записки» (1842. Т. 25. N$ 12) с рецензией Белинского на «Сумерки» (Отд. 5. С. 49—70): «<...> Давно ли г. Баратынский, вместе с г. Языковым, составлял блестящий триумвират, главою которого был Пушкин? А между тем как уже давно одинокою стоит колоссальная тень Пушкина <...>. Давно ли каждое новое стихотворение г. Баратынского, явившееся в альманахе, возбуждало внимание публики, толки и споры рецензентов?.. А теперь тихо, скромно появляется книжка с последними стихотворениями того же поэта — и о ней уже не говорят и не спорят <...>. Да не подумают, что мы этим хотим сказать, что дарование г. Баратынского незначительно, что оно пользовалось незаслуженною славою: нет, <...> мы высоко уважаем яркий, замечательный талант поэта уже чуждого нам поколения <...>. —
<...> преобладающий характер поэзии г. Баратынского есть элегический
Вероятной реакцией Боратынского на рецензию, и в частности, на противопоставление в начале ее Пушкина — современным ему поэтам, могло быть стих. «Когда твой голос, о поэт...»
1843
ЯНВАРЬ, 10. Москва. Ценз. разр. «Москвитянину» (1843. Ч. 1. 1), где в разделе «Критика. Краткий перечень произведений русской словесности за 1842 год» — краткая рецензия С. П. Шевырева на «Сумерки» (С. 280): «Поэзия стихотворная предходит в истории всем прочим произведениям словеснос
ти: потому и начнем с нее. Здесь всего более обращает внимание наше книжка маленькая, едва заметная по наружности в груде книг прошлого года: это «Сумерки» Баратынского. Поэт принадлежит к поколению Пушкина и, по связи особенной с музою Жуковского и Батюшкова, может быть назван даже старшим его сотоварищем. Всего более поражает в «Сумерках» Баратынского чудное изменение, в нем происшедшее: глубокая сосредоточенная меланхолия — плод опыта жизни — удалила все прежнее, легкие, светлые мысли и чувства, покрыла самою черною тенью живой образ его возмужалой музы и воцарилась на нем одна, без спутников, без всякого иного окружения. Такая метаморфоза в одном из
сверстников Пушкина есть событие весьма замечательное и достойное изучения: мы к нему возвратимся и постараемся разгадать ее причину»
СЕНТЯБРЬ, 8. Петербург. Плетнев — Гроту: « У Баратынского очень много натурального ума — и в его взгляде на нашу литературу есть что-то независимое и отчетливое. Между прочим, я помню его отзыв о Жуковском и Лермонтове. Они, сказал Баратынский, в некотором роде равны И. И. Дмитриеву. Как последний усвоил нашей литературе легкость и грацию французской поэзии, не создав ничего ни народного, ни самобытного, так Жуковский привил нашей литературе формы, краски и настроения немецкой поэзии, а Лермонтов (о стихах его говорить нечего, потому что он только воспринимал лучшее у Пушкина и других современников) в повести своей «Герой нашего времени» показал лучший
образец нынешней французской прозы, так что, читая его, думаешь, не взято ли это из Евгения Сю или Бальзака»
Свидетельство о публикации №223072400389