Интенсионалы постхристианства

(семиотика сувениров)

Бог - это вещь возможного мира, альтернативная нашему дивану, стульям, телевизору, компьютеру, тапочкам. Боговещи связаны друг с другом в особом языке сувениров. В моём сознании эта сложная система знаков становится речью.
История сувениров в пространстве, которая называется «Россия», связана с магией православия. Для того, чтобы отвести бедствия и несчастья, россиянин научился создавать боговещи из привычного материала: глины, дерева и металла.

Сувенир с самого начала играл роль знака. Он представляет что-то иное, а не самого себя. Вещь, существующая посредством другой вещи. Подмена. Сотворение сувениров является фальсификацией, мошенничеством злого демиурга. Сувенир занял второе после Отца место. Он явился в мир во всём божественном величии. Большое место в экспозиции боговещного мира занимают: покровицы на сосуды, плащаницы, шитьё жемчугом, иконки, панагии, сундуки, шкатулки и многое другое.

В начале XIX века сувенир получает широкое распространение. Вещь-хранительница идеала служила связью между ним и человеком. При этом она была совершенно пуста, так как обладала собственным содержанием. Человек, по отношению к сувениру, бесконечно недостаточен и вечно отсутствует.

Потенциальный творец должен исчезнуть. Он внёс в мир своего демона - сувенир, часть игрового пространства. Этот маленький иисус является родовой памятью, связывающей членов рода и семьи.

Материальная природа сувенира - это оригинальное, художественно оформленное в традиционном стиле, отображающем религиозные особенности. Некий художник создал «оригинал», а российская промышленность расплодила его по всему свету. Матрёшка - вторая ипостась боговещи, воплощение вечной женственности. мир её упорядочен, организован, развёртывается по синтаксическим правилам. Она отличается особым своеобразием и сохраняет дух традиции. Это само бесстрастие и аскетизм.

Икона - это сувенир сувенира, подмена подмены, презентация презентации. Она создала свой текст - виртуальный мир, который достигается через созерцание Красоты смысла, потерявшего все свои референции и знаки. Обнажённость как знак полной отданности сакральному. Знаки сняты как ветхие одежды. Это не нагота Адама, нагота грешника. Здесь нет никакой телесности (референтности). Сувенир сувенира максимально удалён от окружающей реальности, истории и общества. Он бессмертен, так как является трансцендентным, представлением интертекста, пронизывающего нашу культуру. Сувенир сувенира распят на каноне, поэтому является поперечным нашему миру, как нетварное тварному. Язык иконы скорее живописный, нежели словесный.

Икона постхристианства представляет собой смесь живописи и коллажа. Изломы, осколки, частицы, символы и объекты, покорные манипуляциям художника.

Постхристианская икона - это, как бы, факсимиле первоначальных процессов и и вещественных репрезентаций, в которых идеализация преломляется в сублимацию. Она кажется бытиём абсолюта, который не терпит никакого лишения. Пример постхристианского искусства - выставка «Осторожно религия!» в Москве, прошедшая в Центре-музее им. Андрея Сахарова. Там был портрет Достоевского с ангельскими крыльями и топором. Авдей Тер-Оганесян, недавно осуществил скандальный перформанс «Юный безбожник», в ходе которого публично рубил топором православные иконы. Представитель художественной богемы Олег Мавроматти представил «распятие» в майке с надписью «Я не сын Бога». Крест был перевёрнут. Православная общественность расценила эту выставку как крестовый поход против православия.

Концептуалисты В. Фёдоров и П. Пепперштейн ввели термин «заводная икона». Он означает умозрительную машину циркуляции «канонических» образов и видений, работающая в «обратной перспективе» восточно-христианского «иконного», созерцательного пространства. Такая точка зрения полностью отличается от богословия иконы в православии. Икона на улице, вне церковного контекста - это революция, освобождение всех смыслов изображения. Такой образ выхватывает тебя из обыденной жизни и бросает в объятья телесного духа.

Мы поклоняемся иконам лишь тогда, когда помним, что значит им поклонятся. В этом действии верующий проецирует себя в то, что он есть. Не будучи «человеком Церкви», он отождествляет себя с ним. Прежде чем поклоняться, верующий устанавливает определённые отношения с церковью и тем или иным способом соотносится с её основной доктриной. Таким образом, поклоняющийся иконе - это не эмпирический, а сконструированный церковью индивид.

Современный же человек отрывается от церкви, а значит и от иконы. Всё большую роль в религиозной жизни начинают играть сувениры.


Рецензии