Сочинения обычного школьника часть 1
Николай Алексеевич много думал над этим произведением, надеясь создать «народную книгу», то есть книгу полезную, памятную народу и правдивую. Так свидетельствовал писатель Глеб Успенский. В эту книгу должен был войти весь опыт, полученный Николаем Алексеевичем при изучении народа, все сведения о нем, накопленные по его собственным словам « по словечку в течение двадцати лет».
« Я задумал, - говорил Некрасов, - изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне довелось услышать из уст его, и я затеял « Кому на Руси жить хорошо. Это будет эпопея современной крестьянской жизни».
Конечно, поэма- не документальный очерк. И едва ли стоит говорить о конкретном месте, где встретились семь мужиков. В процессе творчества любое описание конкретных мест преображается, становится типичной для всей царской России, а не только для определенного села.
« Ни в одной стране мира крестьянство не переживало и после « освобождения « такого разорения, такой нищеты, таких унижений и такого надругательства, как России», - писал Владимир Ильич Ленин. Некрасов не мог держаться в стороне от невзгод своего народа.
И, рассказав о невыносимости страданий русского народа, о многовековом произволе, чинимом над ним, он запел в конце поэмы песни о свободе, вложив эти песни-пламенные речи в уста Гриши Добросклонова, одного из мстителей за поруганную жизнь народа. Рассмотрим его образ.
В центре главы « Пир на весь мир» странники встречаются с главным «народным заступником» поэмы Григорием Добросклоновым. Любовь к русскому народу определила жизненный путь Григория.
… лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастья
Убогого и темного
Родного уголка.
Ему « не надо ни серебра, ни золота, а надо, чтоб и землякам его, и каждому крестьянину жилось вольготно - весело на всей святой Руси!» Но Григорий не одинок, он лишь один из числа смелых духом, чьи « души сильные, любвеобильные», один из тех, кто борется за народное счастье.
И хотя Добросклонову угрожает сибирская каторга и смерть, он - единственный счастливец во всей поэме. И на вопрос « Кому на Руси жить хорошо?» - можно ответить, что Григорию, революционному борцу за народное счастье.
Гриша Добросклонов - семинарист, Некрасов восклицает:
Быть бы нашим странникам
Под родною крышею,
Если б знать могли они,
Что творится с Гришей.
Слышал он в груди своей
Звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного,
Пел он воплощение счастья народного.
Это самые последние слова, так заканчивается поэма. Гриша мечтает о народном счастье, как о своем собственном. Не личное обогащение, а счастье всего русского народа принесет Грише и близким ему по убеждению людям настоящее счастье. Некрасов показывает, как формулировалось и крепло политическое убеждение Гриши. Любовь к бедной и измученной матери перерастает у него в могучую любовь к матери-Родине, забитой и темной России. Гриша тесно связан с мужиками, и в этой связи он ощущает свою силу. Характерным является стремление Гриши к знаниям, тяга к учению. Образ Григория Добросклонова завершает галерею революционеров, воспетых Некрасовым. В нем слились те качества, которыми обладали Белинский, Чернышевский, Добролюбов. Песня Гриши полна оптимизма, столь характерного для революционного мировоззрения и понимания.
Ты и убогая, ты и обильная,
Ты и забитая, ты и всесильная,
Матушка - Русь!
Рать поднимается неисчислимая,
Сила в ней скажется несокрушимая!
Слова этой песни кажутся пророческими. Несокрушимая сила русского народа разбила цепи, сковывающие его сотни лет. Народ сделался хозяином своей земли, которая перестала быть убогой, забитой и бессильной, и стала обильной и всесильной Русью!
Свидетельство о публикации №223072400654