Комментарии о литературе
28 августа 2015 года. Комментарий на статью Максима Страхова об Ассоциации писателей.
Возникает вопрос: зачем вступать в Союз писателей? Автор сам пишет книгу, сам ищет деньги, издательство, сам распространяет книгу. О каких-либо гонорарах или денежных вознаграждениях речи не идет. Наоборот, кроме своего труда, писатель несет дополнительные расходы, связанные с изданием и распространением книг.
Прочитав статью Максима Страхова, посмотрел по Интернету полный список тверских писателей, чьи книги имеются в электронной библиотеке, таковых 39 человек. Из них 21 поэт, четыре серьезных прозаика, издавших от четырех и более книг, остальные — публицисты, опубликовавшие в журналах и сборниках по несколько очерков, рассказов, статей или интервью.
Из членов Тверского отделения Союза писателей, где числится 59 человек, в электронной библиотеке книг серьезных авторов-прозаиков, кроме Г.Р. Лагздынь, нет. Успел до своей смерти направить туда свои книги Юрий Васильевич Красавин. Хотелось бы видеть электронные версии книг М.Г. Петрова, Е.И. Борисова, Л.Е. Нечаева, В.И. Крюкова. В этом вижу одну из задач Тверского отделения Союза писателей.
Полагаю, что лучше реанимировать работу Тверского отделения Союза писателей, чем создавать дополнительную надстройку в виде Ассоциации. Там могут оказаться такие же бюрократы, как и в существующих союзах писателей.
03 января 2016 года. Поздравляю, что проект газеты «Вся Тверь» заметили и оценили, но только не Союз писателей России. Годом литературы литература не заканчивается, поэтому важно продолжить начатый проект в 2016 году. Не исключаю, что при поддержке литературы местной властью, тверские писатели стали бы писать и издавать книг меньше, а больше представительствовать на разных мероприятиях. Отсутствие денег и нежелание власти помогать литературе держат тверских авторов в нужном тонусе. Они сами пишут книги, сами находят деньги и издательства, потом сами распространяют свои книги по библиотекам. Так что будьте осторожны, продолжая литературный проект в газете «Вся жизнь», не избалуйте вниманием тверских литераторов. Но вера в лучшее остается, желаю успехов. Обращаюсь с призывом ко всем властным структурам в нашей области: «Поднимите культуру и литературу, а экономика тогда поднимется сама».
04 января 2016 года. В статье председателя Тверского отделения Союза писателей России В. Редкина «Люди возвращаются к серьезным книгам», сказано, что в Тверском отделении Союза писателей России 57 человек. Если каждый писатель написал за время своего творчества по две книги, это больше сотни книг. Но в электронной библиотеке «Тверские авторы» из Тверского отделения Союза писателей России одна Лагздынь Гайда Рейнгольдовна печатает свои книги. Для кого берегут свои книги другие писатели, неизвестно. Возможно, уровень тех книг такой, что лучше их не читать. Дайте возможность почитать ваши книги в электронной версии или уберите из Союза писателей России лишний балласт!
02 августа 2016 года, вторник. Комментарий к статье «Ледниковый период современного искусства».
Настоящее творчество познается со временем. Теперь мы говорим, что «Пушкин — наше все», хотя при его жизни больше предпочитали Павла Кукольника, чем Пушкина. А как критиковали романы и повести И.С. Тургенева, особенно И. Гончаров. Сейчас больше читают Тургенева, чем Гончарова. Сколько лет лежали в запасниках картины Серова и Айвазовского, теперь — ажиотаж.
Любому художнику хочется признания при его жизни, но не со всеми это случается. Настоящее творчество останется навечно, через сто лет кто-то раскроет глаза и скажет: «Впервые за 100 лет в Твери (Москве или С. Петербурге) открыта выставка Льва Снегирева, Александра Власова или Людмилы Юга». Художники, посвятившие творчество народу, всегда живут с надеждой на будущее.
13 августа 2016 года, суббота. Комментарий к статье «Важно быть свободным в том, что делаешь».
Одни современные авторы видят роль писателя в том, чтобы удовлетворить любые потребности читателей, зарабатывая на этом деньги, независимо от того — унижают они свою нацию или нет. Другие авторы возвышают свою родину и народ, порою не получая взамен ни денег, ни благодарности. Но они уверены в том, что Россия станет благополучной и богатой, когда в цене будут нравственность и литература. Я уверен, что будущее за ними.
О литературе
В газету «Литературная Россия»
Анатолий Головкин: 19.03.2020 в 14:34.
Дорогие, уважаемые писатели, «цвет» нашей нации! Если уж власть опустила писательское дело и писателей ниже некуда, в полное безденежье, то хотя сами-то не унижайте друг друга. Мне лично побоку все ваши писательские организации, ассоциации, съезды и стипендии. Больше времени для дела, а ваши все комментарии читаю для своего развлечения во время коронавируса.
Анатолий Головкин: 21.03.2020 в 14:46.
А есть ли вообще Всероссийские премии? И много ли их? Что здесь перечислено, в основном премии областного или даже районного масштаба под громким именем «Всероссийская». Например «Всероссийская литературная премия им. Салтыкова-Щедрина» — это уровень Кировской области, есть такая же премия в Тверской области. А «Всероссийская литературная премия им. В.Я. Шишкова» вообще утверждена главой Бежецкого района Тверской области. Такая же ситуация с другими литературными премиями. А где вообще настоящие Всероссийские литературные премии, утвержденные на уровне страны?
Анатолий Головкин: 25.03.2020 в 18:11.
Комментарии могут оттачивать язык тогда, когда они написаны правильным русским литературным языком, а не разными бранными словами. Читая все эти комментарии, радуюсь одному, что за 23 года своего творчества кто-то меня постоянно отводит от вступления в какие-то писательские союзы.
Анатолий Головкин: 01.04.2020 в 14:19.
Низко, вместо делового обсуждения, переходить на личности, комментируя статьи или книги. Писатель Леонид Леонов в романе «Русский лес» ярко показал судьбу подобного критика Грацианского.
Анатолий Головкин: 05.04.2020 в 10:33.
Незачем в газете печатать комментарии с бранными словами и оскорблениями конкретных личностей. Газете надо быть выше слов этих неудачников во избежание дальнейшего осложнения отношений с Союзом писателей России, с самостоятельными и известными писателями. У редакции не может быть ничего общего со злыми неудачниками, которые толкают газету к падению. Удаление их со страниц газеты подтолкнет руководство союза писателей сделать шаги к налаживанию отношений с газетой для пользы писательского дела.
Анатолий Головкин: 11.04.2020 в 11:28.
Занесло куда-то автора в том, чтобы писатель приплачивал критикам за чтение своих книг. Как это можно понимать в условиях, когда писатель, написав книгу, сам ищет деньги на ее издание, не получая никакого гонорара или другого дохода, да еще доплачивать критикам? Вопрос: кто кому еще должен доплачивать? В стране нужно создавать систему, когда каждый получает деньги за свой труд.
Анатолий Головкин:15.04.2020 в 10:13.
Зачем я это пишу? Затем, что нужно очень серьезно отнестись к нынешним отношениям между руководством Союза писателей России и редакцией «Литературной России». При такой ситуации кого-то скоро может и не быть. Вижу выход из ситуации в серьезной подготовке к очередному съезду Союза писателей России с подключением соответствующих структур (комитетов, министерств и ведомств) законодательной и исполнительной власти страны. Возможно обращение в прокуратуру и Министерство юстиции с просьбой о проведении проверок по поправкам в Устав Союза.
Анатолий Головкин: 07.06.2020 08:57.
Писателям не надо жаловаться на свою жизнь, а нужно иметь нормальную профессию и работу, которая прокормит его и семью. Писательство, как и изобразительное искусство, может быть увлечением, хобби в свободное от основной работы время. Так было в прежние времена, к этому надо снова возвращаться, а не плакаться и искать виноватых.
Анатолий Головкин: 19.06.2020 11:00.
Написано профессионально, грамотно, с болью в сердце. Думаю, что шуточки в комментариях и мелкие придирки здесь неуместны. Уже дошутились.
В нашей стране полностью подменены моральные ценности. Кого признают «народными» героями? Ими стали аморальные антигерои, но которых знают по имени и фамилии, благодаря купленным средствам массовой информации. Это, прежде всего, олигархи, представители шоу-бизнеса, даже бандиты, проститутки и наркоманы. Новым явлением для России стало появление героев через социальные сети, людей, ничего в жизни не совершивших, но которых знают многие, критерий их популярности – число подписчиков. Средства массовой информации три десятилетия вбивают в голову людям идею, что каждый должен жить сам для себя, постепенно вытравливая из человека естественную потребность духовного обогащения, активности, инициативы, взаимопомощи и взаимовыручки.
Элитой, моральными авторитетами стали считать себя порою малограмотные люди с низким уровнем общей культуры. Захватив основные богатства страны и средства массовой информации, они через них пропагандируют среди населения не высокие моральные качества, а пошлость, бескультурье, проституцию, обман с целью обогащения и другие человеческие пороки. Вне рынка должны быть не только писатели, а все учреждения культуры и школа, которая обязана не только обучать, но и воспитывать, а не «предоставлять услуги» кому-либо.
Анатолий Головкин: 26.06.2020 11:20.
Полностью согласен с мнением Алексея Курганова, все правильно, гении и необыкновенные таланты не нужны, нужны «обыкновенные таланты». Мы сейчас живем в эпоху безвременья, когда книги классиков литературы А.П. Чехова, А.И. Куприна, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского и других, хорошо изданные в начале XXI века, в твердой обложке, в книжных магазинах стоят 25-100 рублей. В то же время, книги-однодневки современных авторов о бандитских разборках, о жизни олигархов и браках по расчету, о собачках-мопсах стоят по 500-900 рублей.
Но быстрая слава держится недолго, а постепенное признание автора, наоборот, сохраняется в памяти читателей значительно дольше, и только время может определить ценность той или иной книги. Верю, что в скором времени труды классиков и «обыкновенных талантов» снова будут востребованы.
Анатолий Головкин: 04.07.2020 10:22.
Финно-угорские писатели пока живут от своего конгресса до конгресса, произведения многих из них нам неведомы. Переписка с конкретными писателями Венгрии, Финляндии дает немного информации. Встретились мы с А.Л. Волковым и разошлись, и никакой информации о нем до самой смерти. Полагаю, что объединяющим и информационным центром финно-угорских писателей мог бы стать Информационный центр «Финно-угория» в Сыктывкаре. Но там нет произведений представителей большинства финно-угорских народов. Другие народы представлены весьма слабо: вепсы — 2 человека, карелы — 3 человека, саамы — 1 человек.
Анатолий Головкин: 13.07.2020 19:10.
Согласен, что лучше вообще не критиковать произведения, не представляющие никакого интереса для читателей, чтобы не создавать рекламу их авторам. Кто-то вообще не читает современных российских писателей, а зря, а кто-то просто делится своими впечатлениями о книгах, не навязывая их никому другому.
Анатолий Головкин: 14.07.2020 11:09.
Уважаемые, научитесь читать тексты. Никого и никогда я не осуждаю, никому не подпеваю. А вы верите литературным критикам? Если нет, то зачем они вообще нужны? Вот и пишите никчемные комментарии, и лучше под своим именем.
Анатолий Головкин: 16.07.2020 20:43.
Подобная ситуация случилась в городе Твери. В октябре 2018 года на стене дома №23 по Смоленскому переулку появилось граффити портрета А.И. Солженицына с призывом «жить не по лжи». Весной 2020 года портрет писателя по какой-то причине замазали краской. По сообщению местных СМИ, губернатор Тверской области Игорь Руденя «попросил» руководство Твери обеспечить возможность жителям и гостям областной столицы в ближайшее время увидеть восстановленный портрет писателя и общественного деятеля Александра Солженицына. Тверской художник Виктор Лебедев (Джокер) к 11 июля этого года воссоздал граффити с изображением Александра Солженицына на стене здания дома № 29 на бульваре Радищева в городе Твери.
Анатолий Головкин: 23.07.2020 10:20.
Вы не поняли, Михаил Ушаков, что здесь вопрос в другом: если идти по практике Великого Новгорода, то по какому факту в Твери должны были возбуждать уголовное дело по статье «Вандализм» — в первом или во втором случае? Ст. 214 УК РФ. «Вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений…»
Анатолий Головкин: 24.07.2020 13:27.
Видимо, автор никогда не жил в деревне, только видел, как там живут. Предлагаемый им вариант нежизнеспособен. Даже деревни из двухэтажных 8-ми квартирных домов были и остаются проблематичными. Деревня была, есть и должна быть традиционной: в каждом хозяйстве дом, огород, усадьба, скотный двор, погреб, баня и гараж. В каждом доме свет, газ и вода. Скотный двор с использованием автоматических доилок, поилок и роботом-уборщиком. Для примера — деревни в Финляндии. Будет такая цель у государства - найдутся и деньги. А то в наших бывших деревнях уже бродят медведи. С уважением деревенский житель.
Анатолий Головкин: 30.07.2020 16:32.
Кто же определяет ряды писателей, и почему В.В. Вересаев писатель второго ряда? С вдохновением и большим вниманием прочитал собрание сочинений В.В. Вересаева и даже не задумывался над тем, что авторы, определяя писателей по рядам, хотят, по-видимому, по значимости быть выше них, то есть в первом ряду.
Анатолий Головкин: 02.08.2020 20:48.
На примере карельского языка можно твердо сказать, что никакой надежды на возрождение языков малых народов, в том числе и калмыцкого, сейчас в России нет. Это не зависит, на латинице или кириллице функционирует язык народа. Тверские карелы создали свою письменность в 1930-е годы на латинице. Преподавание родного языка тогда шло в 181 школе, двух педучилищах. С 1994 года по 2009 годы преподавание шло в 18 школах, сейчас — в одной, и то в виде факультатива.
Несмотря на стремление государства в настоящее время перевести все национальные языки на кириллицу, карелы упрямо до сих пор используют латиницу. Носителей языка становится все меньше и меньше, какой-либо государственной поддержки карельского языка нет, как бы мы не добивались на уровне правительства России и международном уровне. Такая же ситуация с калмыцким и другими языками малых народов России, и перспективы на ее улучшение нет. Снова идем к безнациональному понятию «Российский народ».
Анатолий Головкин: 04.08.2020 15:42.
В условиях глобализации, поддержки и развития в ее условиях «больших» языков, говорить о сохранении малых языков, уже не приходится. Ученые заявляют о том, что к концу ХХ; века исчезнут до 90% современных устных языков. Из действовавших в начале века 6-7 тысяч останется 600-700 языков, тех, на которых говорят более одного миллиона человек. Исчезновению языков способствуют активная глобализация и обширная получаемая информация. Самым главным языком-убийцей для других языков является английский. В первую очередь останутся те языки, на которые переведены программы обеспечения системы Microsoft, меню телефонов Nokia и другие информационные системы.
Анатолий Головкин: 06.08.2020 10:26.
Согласен со многими выводами оппонентов, однако, такова реальность. Мы на самом высоком международном уровне тридцать последних лет пытались спасти многие финно-угорские языки малых народов, но без поддержки государства они исчезают. Происходит глобальная ассимиляция малых народов с русским населением, особенно в городах. Мало ли что говорят ваши ученые, но языки малых народов исчезают не только в нашей стране.
Анатолий Головкин: 07.08.2020 17:57.
В марте 2020 года, в начале пандемии коронавируса, на страницах литературных газет я увидал бурную дискуссию по поводу отношений между руководством Союза писателей России и редакцией «Литературной России». Своими комментариями в двух газетах я попытался как-то смягчить эти отношения, наивно полагая, что другие авторы тоже озабочены будущим писательского сообщества. Но большинство авторов, используя комментарии, занимаются пиаром, саморекламой или обижаются на отношения к ним со стороны властных структур, вместо обсуждения конкретных тем.
Читая комментарии авторов, я взял что-то полезного для себя, в то же время понял «гнилость» части писателей, которая не желает добра стране, а хочет каких-то революций, переворотов, смены власти, пытаясь изнутри страны подорвать устои государственности.
Мои предположения о возможных изменениях в руководстве писательской средой подтвердились. 7 декабря 2020 года Союз писателей России, как учредитель, отказался направлять все свои материалы в газету «Литературная Россия». 22 декабря 2020 года была создана Ассоциация писательских и издательских союзов России, председателем которой стал писатель Сергей Александрович Шаргунов.
В феврале 2021 года в газете «Литературная Россия» появилось сообщение, что главному редактору В.В. Огрызко предложили остаться на должности заместителя при другом главном редакторе газеты и одновременно – редактором журнала «Мир Севера», он отказался.
Анатолий Головкин: 25.07.2021 16:36.
Писатели и их книги нужны читателям, неважно, в каком они виде — бумажном или электронном, и будут нужны в дальнейшем. Не нужно пессимизма и апатии. Мне лично помогли 10 спонсоров, на деньги которых я смог издать 17 книг. Правда одну книгу по истории степного Крыма пришлось издавать на личные деньги, о чем не жалею, раздав книги в библиотеки и жителям полуострова.
Анатолий Головкин: 05.08.2021 15:46.
Прочитал опубликованные комментарии и еще раз убедился, почему из больших городов к нам в Крым приезжают летом большинство агрессивных и злых людей. Не меньше месяца нужно здесь их «лечить» покоем и отдыхом, чтобы они снова стали «нормальными» людьми — спокойными и доброжелательными.
Согласен лишь с тем, что писательство должно быть «хобби», увлечением в свободное от основной работы время, чтобы писатель к 70 годам мог иметь все необходимое для своей жизни и жизни своих детей.
Анатолий Головкин: 06.08.2021 10:05.
Не заниматься никакой работой, кроме писательства и придти к такому финалу жизни, как член Союза писателей России Александр Латкин? До революции 1917 года почти все именитые писатели и поэты состояли на государственной гражданской или военной службе и оставили заметный след в литературе. Заниматься в наше время написанием книг, не имея никакой другой работы и заработка — это самоубийство.
Анатолий Головкин: 16.08.2021 11:10.
Отвечаю комментатору под № 26. Минтрудом готовится для принятия формулировка профессии писатель следующего содержания: «Писатель — это представитель творческой профессии, владеющий искусством слова, создавший художественные литературные произведения для общественного потребления и для которого указанное занятие является основным либо одним из основных.
Трудовой стаж писателя засчитывается с момента вступления через Приемные комиссии в один из Общероссийских союзов писателей (членов Ассоциации союзов писателей) и\или с момента первой публикации в литературно-художественном общероссийском (общесоюзном) издании и\или с момента подписания договора на создание литературного произведения и\или выхода книги, имеющей выходные данные, предписанные к изданию.
Особенностями труда писателя является отсутствие нормирования труда и рабочего времени, сдельная оплата труда, льготы в налогообложении (нулевая ставка страховых взносов на гонорары писателей в размере, не превышающем двукратный МРОТ в месяц).
В страховой пенсионный стаж писателя засчитывается всё время работы над произведением, независимо от даты расчётов за него, но не более 5 лет страхового стажа. Государство организует открытые конкурсы для писателей по подготовке социально-значимых литературных произведений.
Общероссийские писательские союзы (организации писателей, входящих в Ассоциацию союзов писателей), и их региональные отделения с юридическим статусом имеют льготы по налогу на имущество, земельный налог, по страховым взносам.
К писателям относятся самозанятые граждане, живущие за счёт литературного труда и отчисляющие взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации».
Пожалуйста, обсуждайте ее.
Анатолий Головкин: 17.09.2021 11:25.
Для сведения автора сценария фильма «Викинг»: князь Владимир не был «викингом», он – варяг, его предки – выходцы из восточной Швеции.
В разраставшихся шведских семьях по обычаю в отцовском доме оставалась семья старшего сына. Другие его братья не получали ничего, кроме меча и топора. Они с детства готовились к тому, что будут добывать себе пропитание оружием. Собираясь с такими же бездомными в небольшие дружины, они избирали себе конунга-вождя и пускались на лодках в набеги к соседям. Шведы с бешенством нападали на жителей других территорий, следуя скандинавскому закону: «Один на один должен нападать, против двух защищаться, трем не уступать, только от четырех можно бежать».
Сначала шведы ходили на лодках вдоль берегов Финского залива и Ладожского озера, грабя проживавшие финские племена. Этих шведов-захватчиков финское племя весь называло словом «varaha» (вараха), то есть «чужие». Пришедшие позднее сюда славяне трактовали это слово по-своему, называя пришедших шведов «варягами». Не надо их путать с викингами – жителями Дании, Норвегии и приграничных к ним шведов, которые осваивали путь не на восток, а на запад.
Анатолий Головкин: 29.09.2021 17:31.
Неужели министр просвещения страны не в курсе, что в этом году уже на третий день учебы после летних каникул в ряде московских школ были проведены проверочные работы. Это прямое издевательство над детьми и родителями. Работая директором средней школы в 1990-х годах, я добился эксперимента «Воспитатель-педагог», когда вместо классных руководителей стали работать воспитатели. Скорее всего, мы тогда опередили время на 40-50 лет, так как образование в школе всегда подразумевало как обучение, так и воспитание школьника. После моего ухода депутатом Законодательного собрания области, через несколько лет воспитателей в школе не стало, но я верю, что воспитание в школу обязательно вернется.
Анатолий Головкин:06.05.2025 в 14:43
Некоторые современные литературные критики заявляют, что краеведы-исследователи могут считаться писателями лишь с оговорками, что авторы, которые пишут любовную, криминальную беллетристику, фэнтези и тому подобное – создают не книги, а товар на продажу. На этом сайте писали и пишут, что Юрий Поляков – плохой писатель, что Дементьев, Шаганов не поэты. Лосев называет гостей А. Малахова «идиотами», «придурками», а Ю. Иванов и Н.Денисов ему поддакивают.
Так есть ли, по мнению этих критиков и комментаторов, сейчас в России настоящие писатели и поэты? Неужели эти литературные критики и перечисленные здесь комментаторы относят к ним себя? Тогда самооценка их слишком завышена, а общей культуры не хватает.
Анатолий Головкин: 09.08.2025 в 11:58
Беда многих современных авторов в том, что они работают не с первоисточниками, а с Интернетом, аккуратно(или порою небрежно) подбирая чужие мысли для своей статьи или книги. Такое положение в настоящее время сплошь и рядом. Они пользуются трудом “пахарей”, которые трудятся в архивах, собирая по крупицам материалы для статьи или книги. Читая многие статьи В.В. Огрызко, понимаешь, что он является таким пахарем, открывая ранее неисследованные архивные материалы. Обидно то, что таких людей со временем забывают, активно используя при этом список добытых ими первоисточников. И все равно один из самых надежных путей современных писателей – это работа в архивах с новыми материалами. Спасибо автору.
Анатолий Головкин: 15.08.2025 в 13:16
Сейчас много говорят об СВО, начинают даже писать книги и получать за них премии. Но СВО – это незавершенный исторический факт, так как война на Украине продолжается. Есть много законодательных условностей для объективного освещения этой войны, поэтому хорошие книги о ней будут после ее завершения. А рекомендовать сейчас книги об СВО школьникам – это сверх дозволенного.
Ростки современной литературы прорастают в провинции, со временем она выйдет на широкую дорогу благодаря электронным версиям книг, так как из-за отсутствия средств бумажные книги издаются тиражами 50-300 экземпляров.
Анатолий Головкин: 01.09.2025 в 19:15
Некоторые авторы на страницах литературных газет ранее предлагали, чтобы писатель приплачивал критикам за чтение своих книг. Как это можно понимать в условиях, когда писатель, написав книгу, сам ищет деньги на ее издание, не получая никакого гонорара или другого дохода, да еще доплачивать критикам? В стране нужно создавать систему, когда каждый получает деньги за свой труд.
В настоящее время при отсутствии профессиональных критиков нередко вместо делового обсуждения, комментируя статьи или книги писателей, авторы переходят на личности.Можно критиковать произведения, но только произведения, не оскорбляя живых авторов, которые вообще незнакомы воинствующим критикам. Известные писатели и критики Белинский, Добролюбов, Чернышевский критиковали конкретные произведения русской литературы, не опускаясь низко до личности.
Иван Родионов кратко прошелся по некоторым книгам и их авторам, вставляя свои необидные замечания. Прошло четверо суток, а о публикации Ивана Родионова ни одного комментария от людей, которые считают себя писателями, ни слова от них в то время, когда литературных критиков на руках надо носить. Они почти уже вымерли, как динозавры, если и остались, то только на общественных началах.
В газету «Российский писатель»
Анатолий Головкин 14.04.20 15:25.
Согласен с Вами, уважаемый Александр Иванов, что некоторые комментарии в "Литературной России" злые, их авторы опускаются до оскорблений конкретных личностей, на себе это испытал. В том-то и заключается задача самодостаточных, именитых авторов, чтобы убедить руководство СПР и редакцию "Литературной России" быть выше, и сделать первые шаги навстречу друг к другу, не усугубляя ситуацию.
Анатолий Головкин 14.04.20 19:27.
Колесникову и Иванову отвечаю, что мои комментарии в "Литературной России" не имеют никакого отношения к вашим съездам и тусовкам. Я не вхожу ни в одну писательскую организацию, поэтому нахожусь не на одной доске с названным вами офицером и писателем, а выше его, допустившего такую позорную склоку. А люди, защищающие его, вовремя не остановили назревающий скандал, за что вас, скажите, можно уважать?
Анатолий Головкин 14.04.20 19:27.
Хорошо бы ваши фантазии использовать для новых книг. Я вообще не знаю никакого В.В. Огрызко, ни разу его не видел, ничего о нем не читал и ничего ему не писал. Узнал его фамилию благодаря вашим склокам и интригам. Слава Богу, что меня от них кто-то постоянно отводил, мне без вашей организации неплохо пишется и издается. Жаль, что сейчас, во время коронавируса, закрыты все архивы и нет возможности там работать. Зато можно познакомиться с новыми фамилиями неизвестных читателям людей, называющих себя поэтами и писателями.
Анатолий Головкин: 26.07.20 10:38.
Спасибо автору за память о В.М. Шукшине в день его рождения, эта статья - бальзам на душу. "Источник обогащения в деревне - здоровая, творческая, действительно полезная хозяйственная деятельность, за ней будущее России" - В.П. Рябушинский. А Москва стала извращенной частью России, но всей стране приходится это терпеть.
Анатолий Головкин: 26.07.20 12:43.
Василию Ревзину. Вы, наверное, смотрели продолжительную неприятную сагу о семье Шукшиных на первом канале телевидения. Понимаете, что не какие-то потенциальные враги добиваются нашей ненависти друг к другу, а московские соотечественники, захватившие в свои руки многие СМИ. Там сплошь и рядом показывают разврат, пьянство, наркоманию, обман, мошенничество, а не трудовую повседневную жизнь простых людей в городе или деревне, которые вкалывают до седьмого пота.
Анатолий Головкин 17.01.21 11:17.
В предисловии к повестям «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголь писал: «Слава Богу! Еще мало ободрали гусей на перья и извели тряпья на бумагу! Еще мало народу, всякого звания и сброду, вымарало пальцы в чернилах! Дернула же охота и пасичника потащиться вслед за другими! Право, печатной бумаги развелось столько, что не придумаешь скоро, чтобы такое завернуть в нее».
К 17 января 2021 года на сервере «Проза.Ру» более 312 тысяч авторов. На сервере «Стихи.Ру» более 859 тысяч авторов. В Союзе писателей России более 8 тысяч членов. В Союзе российских писателей более 3,5 тысяч членов. Неужели вся эта многочисленная армия писателей, поэтов и авторов надеется на бессмертность своих произведений, когда безнравственность и развлекательность оттесняют глубину и содержательность в литературных произведениях? Но книга должна не только развлекать, а учить читателей размышлять, переживать, а порою и страдать.
Сколько было загублено в лесу деревьев для изготовления бумаги, чтобы напечатать многомиллионные тиражи книг советских писателей? Сколько было исписано чернил? Сколько потрачено трудовых будней и бессонных ночей на написание «шедевров»? Где они сейчас, эти многомиллионные тиражи советских писателей? Часть их сожгли, часть пылится на полках библиотек, часть сдано в макулатуру. Советских авторов, чьи книги сейчас читают, можно сосчитать на пальцах рук.
Анатолий Головкин 18.01.21 10:38.
Полагаю, что «заря нигилизма» в отношении литературы, прежде всего, советской, взошла в 1990-е годы, сейчас она начинает гаснуть. Идет выяснение конкурентных отношений между печатной книгой и электронной книгой, между нашими и западными ценностями. Но «акулы пера», как видите, занимаясь мелкими спорами, интригами, восхвалением друг друга, не добились еще регулирования этих отношений так, чтобы не интернет-магазины, подчас используя пиратскую продукцию, без каких-либо на то прав, получали необоснованную прибыль, а авторы книг получали соответствующую плату за свои произведения.
К статье В.Н. Крупина «От начала к началу»
Анатолий Головкин 11.07.23 16:14.
При всем уважении к Владимиру Николаевичу Крупину, смею возразить на его утверждение, что «переход от русской литературы устного периода к письменному был у нас необычайно лёгким, потому что и былины, и сказки, и народные песни, обрядовая поэзия, пословицы, загадки, потешки, баюкалки были глубоко нравственными, учили праведной жизни».
Длительное время русская письменная литература являлась не самостоятельной, а была переводной с других источников. Русские монахи и другие летописцы переводили на славянский язык записки арабских путешественников, византийские хроники, скандинавские саги, латинские документальные акты и другие документы иностранных авторов, притом через три-четыре века после их появления. Переводы иностранных текстов означали передачу русскими летописцами своими словами чужих, а не своих мыслей.
Одни переводы были верными, а другие – довольно свободными, если переводивший текст летописец не до конца понимал суть подлинника и мог допускать ошибки при переводе.
Например, согласно русским летописным преданиям, Древнерусское государство основали в 862 году три брата-варяга. По этой версии Рюрик сел в Новгороде, Синеус – в Белоозере, Трувор – в Изборске. Быстрая смерть среднего и младшего брата сделала Рюрика полновластным правителем Новгородской земли.
Но Синеуса и Трувора вообще не существовало, а известие о них – результат неправильно прочитанного русским летописцем иностранного текста, который сообщает, что Рюрик пришел на землю славян со своим домом (синехус) и верной дружиной (трувор). И эта ошибка повторялась из одной летописи в другую.
В Изборске правил другой внук Гостомысла – Вадим, а центр племени «весь» город Белоозеро Рюрик захватил в 864 году. Вот и пришлось летописцам предать Синеуса и Трувора быстрой и непонятной смерти.
Подобных ошибок было немало, пока русская литература не нашла свой долгий путь становления и развития. А коль она нашла свой путь, надо и идти этим путем, не подражая безнравственным западным образцам.
Анатолий Головкин 12.07.23 16:37.
Я не согласен с Владимиром Николаевичем Крупиным, что «с научным познанием мира покончено, остается духовное». В нашей большой стране научное познание мира для современных писателей только началось с 1990-х годов, когда открыли архивы, когда стало возможным знакомство не с избранной, а разнообразной мировой литературой и мировой историей. Если взять историю нашей страны, то при советской власти мы изучали лишь отдельные факты или рассказы по ней.
Многие читатели ностальгируют по прошлому времени, поэтому писатели по-прежнему будут удовлетворять этот читательский спрос. Они будут возвращаться к архивным документам, и писать документальную прозу. Возвращение к архивным материалам даёт возможность писателям использовать в книгах богатый запас русских слов, давая им новое наполнение.
К 17 января 2021 года в Союзе писателей России более 8 тысяч членов. В Союзе российских писателей более 3,5 тысяч членов. Неужели вся эта многочисленная армия писателей, поэтов и авторов надеется на бессмертность своих произведений, когда безнравственность и развлекательность оттесняют глубину и содержательность в литературных произведениях? Но книга должна не только развлекать, а учить читателей размышлять, переживать, а порою и страдать.
Писатели в будущем не будут жаловаться на свою жизнь, а будут иметь нормальную профессию и работу, которая прокормит его и семью. Писательство, как и изобразительное искусство, может быть увлечением, хобби в свободное от основной работы время. Так было в прежние времена, к этому надо снова возвращаться.
Русская литература будущего – это, по-прежнему, поиск истины, средство постичь душу героя, писать простыми словами о сложных процессах, сохраняя сложившиеся традиции. Русская литература будущего – это не развлекательные книги, в которых только смешат или пугают, а литература духовного содержания, которая заставляет читателя задуматься о себе, своей семье и окружении, приобщает его к высоким идеалам человеческой культуры. Так что впереди у русской литературы не только дальнейшее духовное, но и дальнейшее научное познание мира.
Анатолий Головкин 13.07.23 10:39.
Дополнение, как вывод. Русская литература вышла из переводной зарубежной литературы и в скором времени возвратится в общий фонд мировой литературы, но с признанием и популяризацией выработанных веками общечеловеческих ценностей, основанных на вере, любви, справедливости и доброте.
Анатолий Головкин 21.07.23 16:49.
Уважаемые писатели! Посмотрите на лица наших военных, глядящих на передовой в глаза смерти. Они суровые, но одновременно добрые, приветливые, не злые. Почитайте комментарии писателей, как на сайте "Российский писатель", так и "Литературной России". Большинство из них линчуют друг друга, как врага. Зачем же искусственно расширять и углублять пропасть между двумя "противными" сторонами? Пользы от этого нет никакой, а нервов и времени тратится немало. Чтобы быстрее наступил мир, надо объединяться и ставить перед собой совершенно другие задачи.
В связи с изданием нового учебника по истории
Анатолий Головкин 11.08.23 09:06.
Исторический факт – это уже свершенный факт, который можно оценивать, спустя некоторое время. Проведение СВО – это длящийся факт, оценку которому давать еще рано. Но суждения автора учебника по истории В.Р. Мединского удивляют, а его выводы порою просто возмущают.
Например, ранее в своей книге «О жестокости русской истории и народном долготерпении» серии «Мифы о России» автор В.Р. Мединский, будучи министром культуры Российской Федерации, в 2015 году в оправдание Ивана Грозного приводит статистику, забывая, что смерть одного человека – это уже трагедия, поэтому статистика не всегда уместна.
Так писал министр культуры Российской Федерации, великой страны, открыто заявляя, что наш палач лучше английских и французских палачей! Непонятно, к чему бы это, ведь палач – есть палач?
Удивляет поразительное признание министра культуры: «Вот Иван Грозный открыто признал собственные грехи – и потомки исключили его из пантеона русских царей. Вот и думай после этого, хорошо ли каяться в грехах и признавать ошибки» (стр. 123).
Так заявляет современный, считающий себя цивилизованным, государственный чиновник высокого уровня, направлявший куда-то всю культуру огромной страны. Что-то не по себе от признаний бывшего министра, а ныне – автора учебника по истории.
Павел 11.08.23 09:30.
Головкину. Это выдающийся мыслитель В.В. Кожинов на рубеже 80-90-х годов в ответ на попытку либералов изобразить историю России самой кровавой и дикой сравнил факты ее кровавости с кровавым прошлым Европы. Получилось не в пользу Европы. А Мединский, когда было позволено не только на Россию не гадить, а даже и за нее вступаться, статью Кожинова пересказал, не называя первоисточник.
Анатолий Головкин 11.08.23 11:59.
Говоря о национализации издательства «Просвещение», я помню, как ровно год назад, в августе 2022 года, многие писатели на этом сайте активно защищали частное издательство «Русское слово», опубликовавшее здесь слезливое обращение. В ход шли даже ссылки на военную операцию на Украине, на «пятую колонну» в России и на другие, не относящиеся к делу, обстоятельства. Полностью поддерживаю решение о национализации издательства «Просвещение», надеясь на то, что в скором времени будут национализированы другие важные издательства, как «Академкнига/Учебник» и «Русское слово – учебник».
Анатолий Головкин 25.08.23 17:05.
Как же не везет нашей истории. Спустя полгода после Октябрьской революции, 12 апреля 1918 года, большевики издали декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О памятниках Республики». Документ подписали Владимир Ленин, Анатолий Луначарский, Иосиф Сталин и секретарь СНК Николай Горбунов. «Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера».
На основании этого декрета по всей стране началось разрушение памятников истории, культуры и архитектуры, как будто история страны начиналась только с 1917 года. А до того времени – лишь краткие выборочные рассказы в школьных учебниках по истории России.
Единый учебник по истории необходим, но нельзя в спешке включать в него непроверенные специалистами факты, учебник должен быть выверен до каждой буквы и каждой запятой. Иначе через 10-15 лет придется его снова переписывать, что подрывает всякую стабильность в знаниях.
Анатолий Головкин 3.05.24 17:43.
Павлу. Неужели вы считаете себя лицом современного читателя, случайно забредшего на писательский сайт, и на нем же употребляющего в отношении писателей, таких же членов СПР слова: «свора», «собачьи клички», «лгун», «подлец» и другие? Если вы поддерживаете членов СПР, то, по крайней мере, будьте корректны ко всем. Я действительно написал на сайте «Литературная Россия» публикацию «Моральные авторитеты СПР», где и показал подобные унизительные отношения писателей, членов СПР, между собой. Что наглядно проявляется и в комментариях к этой статье А.А. Боброва. Сожалею, что та моя статья мало кому помогла.
Анатолий Головкин 9.02.25 12:14.
Тщеславие, самомнение поразило многих современных авторов, у которых слишком завышенная самооценка, то есть оценка своих возможностей, качеств и своего места среди писателей. Им неважно, что их самооценка не совпадает с оценкой другим людьми. Книги рождаются в одиночестве, но их оценка невозможна без общения с читателями, коллегами по перу и обратной связи с ними. Одни писатели добиваются своей цели упорным трудом, а другие – эффектом: красивой обложкой, саморекламой, бесчисленными картинками, которые затмевают содержание книги.
Анатолий Головкин 29.03.25 10:20.
Столь нужную, вдумчивую, поучительную публикацию не случайно отнесли к рубрике «Тема» с тем, чтобы продолжение последовало, так как вопросов, на которые надо давать ответы, очень много. Хорошо бы поучить телеведущих и журналистов правильному склонению по падежам числительных, чтобы говорили «более восьмисот», а не «более восьмиста». Предложить писать часто употребляемое слово «договоры», а не «договора», сообщить о наличии переходящих ударений в словах, например, «любуюсь тополЯми», а не «тОполями». И еще много чего.
Говоря о редактировании текстов, нужно отметить, что современные редакторы нередко используют компьютерное редактирование, при котором возникает много проблем с пунктуацией. Компьютерный редактор ставит запятые перед соединительным союзом «и», часто не выделяет причастные и деепричастные обороты, предлагает разделить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения на несколько простых предложений.
В моих конкретных случаях редакторы, следуя за компьютером, делали много ошибок, не зная специфики произведений, например, писали «карела» и «Карельский уезд» вместо нужных слов «корела» и «Корельский уезд» с ударением на первом слоге. Да мы и сами не застрахованы от ошибок. Спасибо автору за публикацию, буду ждать продолжения, а материалов для последующих статей предостаточно.
Анатолий Головкин 30.03.25 09:20.
Татьяне Ворониной! Речь здесь идет не о великодержавном шовинизме, ярким представителем которого являетесь Вы, а о соблюдении норм и правил русского языка его носителями. Вы же любую тему пытаетесь переводить на свой шовинизм, успокойтесь и будем дальше дружить народами.
Нормы и правила русского языка закладываются в детстве, начиная с семьи и школы, потом всю жизнь идет самообразование человека. Много сил и энергии в 1960-х годах отдавала своему делу наша учительница русского языка и литературы, дочь священника В.А. Лебедева. Она сумела привить любовь к нему в условиях, когда дома и на улице была слышна одна карельская речь. Оставляла дополнительно работать после уроков, еженедельно проводила вечера русского языка и конкурсы, вместе с нами оформляла стенгазету, вела библиотеку из трех шкафов. Сейчас условия обучения русскому языку и литературе значительно лучше, но учителя превратились в «урокодателей» и ничего больше.
Анатолий Головкин 22.05.25 21:27.
Литературная деятельность была передана в ведение Минцифры России 29 сентября 2021 года постановлением правительства. Однако на местах все осталось по-прежнему, а именно: финансирование литературной деятельности идет через региональные министерства и комитеты культуры, основную работу с писателями проводят областные и местные библиотеки, которые относятся к Минкультуры. Я попытался обратиться по какому-то вопросу к областной структуре Минцифры, мне ответили, что они никакого отношения к литературной деятельности не имеют. Надо надеяться на положительное решение вопроса о возвращении литературной деятельности Министерству культуры РФ.
Анатолий Головкин 23.06.25 21:07
Александр Трифонович Твардовский заслуживает памяти как писателей и поэтов, так и на высоком правительственном уровне. Я обратил внимание еще пять лет назад, что не только в других городах России, а даже в Смоленске, судя по опубликованным фотографиям, в день 110-летия Твардовского цветы к памятнику возлагали два десятка человек. Твардовский – человек сложной судьбы, его семья была раскулачена, от матери он знал мытарства их с отцом, однако сам поддержал коллективизацию. И в этом году ни писатели, ни власть не смогли достойно отметить знаковую дату памяти поэта, писателя, организатора и редактора журнала «Новый мир». На всех уровнях все решают мировые проблемы, даже в СПР и его региональных отделениях, а своих знаменитостей не помнят.
Анатолий Головкин 4.08.25 10:39
Материал Андрея Тимофеева сам по себе интересный, познавательный, логически выстроенный. Однако проявилось явное подражание своему руководителю В. Мединскому, написавшему "Мифы о России" и еще несколько книг "О мифах". Полагаю, что здесь подошло бы другое название лекции, так как порою трудно разобраться, когда автор излагает мысли о реальных событиях, когда говорит о мифических образах, а когда - о художественном вымысле приведенных им в лекции авторов.
Анатолий Головкин 8.08.25 11:53
Единственное, к чему я спокойно отнесся в лекции Андрея Тимофеева - он в ней ведет речь лишь о "Великих мифах Союза писателей России", а не о творчестве других российских писателей, которые хорошо знают, что им делать. Они пишут статьи и книги на темы, которые им подсказывает политическая ситуация и жизненный опыт. А тем этих в настоящее время предостаточно.
Анатолий Головкин 9.08.25 10:57
Прочитав поверхностный комментарий Ивана Сущенко обо всем от Рюрика до современности, еще лучше начинаешь понимать, что живой литературный процесс ныне заменен бездоказательными схемами или проще - словоблудием.
Анатолий Головкин 9.08.25 13:34
В литературе всегда важна простота изложения мысли, доступной для понимания читателями. Не случайно они желают, чтобы в своих художественных книгах авторы переводили научные академические предложения на популярный общедоступный язык. Но не до такого предела, как он используется некоторыми авторами сейчас, сопряженный с матом, тюремным жаргоном, иностранными терминами и разными словесными завихрениями.
Анатолий Головкин 10.08.25 08:17
Видимо, некоторым авторам нет другой возможности реализовать свои статьи или кандидатские диссертации, как только на сайте "Российский писатель", что они и делают в своих комментариях, независимо, будет ли кто вникать в суть их научных трактатов или нет.
Анатолий Головкин 16.08.25 12:20
Как я понял, автор поставил лишь вопрос перед читателями, сам не отвечая на него. Ответ на вопрос, поставленный автором, прежде всего, зависит от ответов на вопросы: «Кто будет держать на себе эту обширную территорию России в конце ХХI века – русские или мигранты из других стран? Какую нишу может занять Россия в условиях глобализации? Какой фактор будет положен в основу объединения союзов сильных государств: экономический, религиозный или территориальный?»
Если будет взят за основу принцип объединения славянских народов, то это будет союз России, Украины, Белоруссии и Казахстана, где проживает значительное число русского населения. Когда такой союз наберёт силу, русскому народу ничего не грозит, его численность начнёт увеличиваться за счёт тех, кто когда-то покинул свою страну. В Россию начнёт возвращаться русское население.
А будущее книги уже наступило, когда печатная книга является базой для перевода её в электронный формат. Русская литература будущего – это, по-прежнему, поиск истины, средство постичь душу героя, писать простыми словами о сложных процессах, сохраняя сложившиеся традиции. Русская литература будущего – это не развлекательные книги, в которых только смешат или пугают, а литература духовного содержания, которая заставляет читателя задуматься о себе, своей семье и окружении, приобщает его к высоким идеалам человеческой культуры.
Анатолий Головкин 21.08.25 15:07
Уважаемый Геннадий Викторович, Вы написали о человеке в то время, когда память теряется, такова нынешняя действительность. За свою жизнь я обучил и воспитал более тысячи учеников. На пенсию меня провожали более 200 человек, а с 75-летием не поздравил никто, даже сотрудники управления, которое я создавал почти с нуля и дал им работу. Поздравило Законодательное собрание области и библиотеки, которые организовали выставки моих книг. Чтобы сохранялась память, остается надежда на книги, которые будут читать поколения, кто-то из читателей заинтересуется и автором, чтобы вспомнить о нем.
Анатолий Головкин 25.08.25 14:28
Чаще всего ответами Алисы (искусственного интеллекта) пользуются школьники, у которых нет желания посмотреть первоисточники. Нужно отметить, что допущенные при ответах Алисы ошибки длительное время не исправляются, тиражируются и переходят от одного источника к другому. Приведу конкретный пример, не уходя далеко.
На вопрос читателей «Какое влияние оказали книги Анатолия Головкина на финно-угорские народы? Алиса ответила:
Содержимое ответа
Книги Анатолия Головкина вызвали интерес не только в Верхневолжье, но и во всём финно-угорском мире. slavtradition.comtversocium.ru
Некоторые из произведений автора, например монография «История и культура тверских карел; перспективы развития», стали первым фундаментальным трудом по этой тематике, охватывая период от заселения карел в XV веке и до наших дней. slavtradition.com
Книги Головкина написаны на основании архивных документов, личных впечатлений и воспоминаний автора. В них содержится уникальная информация об истории Тверской Карелии — Карельского национального округа — с момента переселения карел и до середины ХХ века. dzen.ru
Произведения Анатолия Головкина издавались не только в России, но и в других странах, таких как Финляндия, Венгрия, Эстония и Япония. Книга «В краю двух культур» стала призёром I Всероссийского конкурса краеведческой литературы «Наше культурное наследие» в номинации «Малые народы» в 2007 году. slavtradition.com
Здесь допущены ошибки:
1.Первым фундаментальным трудом стала книга «История Тверской Карелии», а не та, что указал искусственный интеллект.
2.Мои книги издавались только в России, в том числе с переводом на финский язык. В другие указанные страны они лишь поступали и их там читают.
Анатолий Головкин 30.08.25 11:38
Автор публикации В.Н. Крупин пишет: "И фантастика обязана иметь пределы". Я бы дополнил словом "нравственные" пределы, не оскорбляя чувства верующих и нравственные устои. Сергей Баталов в своем комментарии пошел по неверному пути. Одно дело - прочитать обсуждаемую книгу и защищать ее автора, другое дело - по привычке перенести акцент с темы обсуждения на автора публикации, при этом допуская бездоказательные обвинения в адрес уважаемого писателя.
Анатолий Головкин 31.08.25 11:16
Одно из важных мест создания мифов эллинов и других народов, известных под названиями «Таврика», «Готия», «Дорос» и другими именами – это Крым. Здесь шло переплетение многих культур: эллинской, скифской, византийской, мусульманской, генуэзской и других. Это край, связанный с одним из первых упоминанием о народе «русь» в связи с крещением князя Владимира в Херсонесе. Именно Русь стала культурной преемницей Греции, Рима и Византии, здесь началась постепенная трансформация местных мифов в русскую культуру.
Другое важное место постепенной трансформации мифов в русскую культуру – это Скандинавия, связанные с нею варяги и первые русские племена на берегах Приладожья и Волхова.
Что же касается утверждаемых современных «мифов», это не мифы, а конкретные факты, которые каждый писатель трактует со своей точки зрения. Чтобы такого не было, а была достоверность, надо больше работать в архивах, анализировать эти факты по документам, и создавать прочную документальную базу.
Анатолий Головкин 31.08.25 15:15
Мифы или предания передавались из поколения в поколение, когда не было письменности. Продолжаю утверждать, что в современном мире при наличии многих источников информации так называемый "миф" - это ложь или проще говоря, вранье, которое активно используют политики. Можно ли называть "мифом" заявление президента США Трампа и других западных политиков, что победу во Второй мировой войне одержали американцы и англичане, а не советские люди. И не нужно спустя годы самим жителям России придумывать "мифы" о Великой Отечественной войне. Сейчас подобным фальшивым искажениям придумали модное слово "фейк".
Анатолий Головкин 31.08.25 17:25
Трансформация мифов в русскую литературу началась с летописей. Ранее я уже писал, но так как ничего более умного не придумал и не нашел, поэтому повторюсь.
Длительное время русская литература являлась не самостоятельной, а была переводной с других источников. Русские монахи и другие летописцы переводили на славянский язык записки арабских путешественников, византийские хроники, скандинавские саги, латинские документальные акты и другие документы иностранных авторов, притом через три-четыре века после их появления. Переводы иностранных текстов означали передачу русскими летописцами своими словами чужих, а не своих мыслей.
Одни переводы были верными, а другие – довольно свободными, если переводивший текст летописец не до конца понимал суть подлинника и мог допускать ошибки при переводе. Например, 21 сентября 862 года Рюрик прибыл в Новгород один, без каких-либо братьев. Русские летописцы, очевидно, неправильно перевели иностранный текст, где писали, что Рюрик пришел на землю финнов и славян с «sinehusom» (своим домом) и «truvorom» (верной дружиной).
Русские летописи, порою с ошибками, стали основой для русской исторической и художественной литературы.
Анатолий Головкин 2.09.25 16:25
Слово "миф" чаще всего применяют политики для того, чтобы как-то смягчить слова "ложь", "неправда", "враньё". Нужно ли применять это слово современным писателям, подражая новому руководителю СПР? Я полагаю, что его лучше надо избегать.
Анатолий Головкин 4.09.25 08:24
Пример так называемых «мифов» в современной литературе. Историк, писатель, нынешний руководитель СПР В. Мединский в книге «Мифы о России» написал о «мифе» про жестокость царя Ивана Грозного. Иван Грозный на вверенной ему русской земле убивал по «подметным» письмам русских людей. По «Новгородскому делу» опричники во главе с Иваном Грозным, по утверждению Малюты Скуратова, убили 1490 человек.
По делу «Конюшего И.П. Федорова-Челяднина» было убито 369 человек, по «Псковскому делу» более 190 человек, по «Старицкому делу» - более 60 человек и по другим делам. По утверждению В. Мединского за 7 лет опричнины были убиты до 7 тысяч человек, что он называет «малой толикой» в сравнении с другими странами.
Все эти факты подтверждаются «Синодиком», в котором сохранились имена убитых, и другими документами, хранящимися в архивах. В данном случае – это не миф, а факты, подтвержденные документально. Так разве можно современному писателю называть доказуемые факты «мифами»? Конечно, нет.
Анатолий Головкин 8.09.25 10:31
До революции 1917 года почти все именитые писатели и поэты состояли на государственной гражданской или военной службе и оставили заметный след в литературе. Современным писателям нужно иметь нормальную профессию и работу, которая прокормит его и семью. Писательство, как и изобразительное искусство, может быть увлечением, хобби в свободное от основной работы время. Так было в прежние времена, к этому надо снова возвращаться, а не плакаться и искать виновных. Заниматься в наше время написанием книг, не имея никакой другой работы и заработка — это самоубийство.
Вступление в СПР рядовым писателям ничем не поможет, все посулы останутся посулами, а свободы слова для них станет значительно меньше.
Анатолий Головкин 12.09.25 10:37
Антон, разве можно упрекать других, не зная положения дел. Итак, по порядку:
А.С. Пушкин служил в коллегии иностранных дел с 15 июня 1817 года на окладе.
Н.В. Гоголь с 1829 года служил писцом 1-го стола 2-го отделения департамента уделов Министерства уделов, был на окладе.
Н.А. Некрасов был сначала сотрудником библиографического отдела "Отечественных записок" на окладе.
Н.Г. Чернышевский с 1850 года был преподавателем словесности Саратовской гимназии на окладе.
И так далее по Вашему списку, изучите биографии перечисленных Вами писателей и поэтов более тщательно, а не поверхностно. Не торопитесь обвинять других.
Анатолий Головкин 13.09.25 08:11
Михаилу Ковалеву. Объясните, пожалуйста, что означают Ваши слова "натягивает сову на глобус", если в подтверждение моих слов Вы написали: "настоящее время самое тяжёлое для русских писателей в смысле заработка литературным трудом".
Михаил Ковалев 13.09.25 20:33
Анатолию Головкину.
Когда пытаясь доказать, что писатели раньше зарабатывали на жизнь не литературным трудом, а службой, приводят факты их мимолётного нахождения на службе, --- это и есть натягивание совы на глобус. Как долго Пушкин служил в коллегии иностранных дел? И насколько больше он заработал Евгением Онегиным, чем службой в коллегии, вы не интересовались?
И до октябрьской революции, и особенно после неё, талантливый писатель, как правило, мог прокормить себя и свою семью литературным трудом.
Анатолий Головкин 13.09.25 21:02
Михаилу Ковалеву. Утверждают, что А.С. Пушкин служил в коллегии иностранных дел немало - около 14 лет из своей короткой жизни. Но дело в другом.Вам, наверное, лучше заниматься по своей специальности, так как в литературе - Вы агрессивный грубиян. Москвичи здесь в Крыму только через две недели отходят от злобы и агрессии, начинают улыбаться и по-доброму относиться к другим людям.
Анатолий Головкин 14.09.25 10:47
Писателю просто необходимо общаться, чтобы обогащать себя знаниями жизни. Каждый писатель выбирает свой путь этого общения: встречи с читателями, объединения собратьев по перу, индивидуальные беседы с интересными людьми, поездки в места событий, о которых есть желание написать и т.д. При общении с другими людьми важно, чтобы писатель умел слушать других, так как этому подчас мешают его самолюбование и завышенная самооценка.
Чтобы не напрягать свои умственные силы, не спорить с другими, писатели чаще всего собираются в объединения по интересам. Я полагаю, что как раз в этом и есть ошибка литературных объединений, так как общение писателей разных взглядов особенно ценно – есть о чем поспорить и размышлять.
То, что писатели на свои деньги издают книги мизерными тиражами, в настоящее время не трагично, так как их электронные версии могут широко распространяться. А книги на бумажных носителях являются защитой писателя от плагиата и утери электронных версий.
На сайт «День литературы»
КОММЕНТАРИЙ #34341 27.09.2023 в 11:15.
Одно из основных и важных направлений современной литературы – историческая проза. Писатели с наслаждением вдыхают архивную пыль, чтобы узнать что-то о своих предках и истории своей малой родины. Каждая деревня, приход и погост, каждая семья, фамилия и род имеют свою историю. Только кто-то знает ее, а кто-то нет. Возможно, что одна деревня была построена на пустом месте и переходила от поколения к поколению. Другая деревня была оставлена прежними одними жителями, и отстроена вновь пришедшими сюда другими жителями. Человек хочет узнать не только о своих ближних предках, но и далеких поколениях своего рода, своего племени, своего народа. И он хочет оставить хоть что-то для своих будущих поколений.
Любовь к своей Родине можно проявлять через любовь к своей малой родине, к своей национальности, своим корням и предкам, к своей истории, развивая в человеке положительные качества, которые не позволят ему повторить ошибки других. Родная деревня дает человеку самый сильный образ родины, родной земли. Чем сильнее эта любовь к родине, тем сильнее становится потом тоска по ней. Нет лучше, бескорыстней и добрей привязанности человека к местам, которые он познал в своем детстве. Детская и отроческая родина милее любых красот, такое ощущение, было, есть и будет у всех. Малая родина требует верности и любви к ней.С уважением Анатолий Николаевич Головкин
КОММЕНТАРИЙ #34346 28.09.2023 в 10:00.
Хорошая статья, но о ней мало кто узнает, так как все уткнулись в свои гаджеты и смартфоны, которые пропагандируют зачастую совсем обратное. Мало читают газет и книг. Надо бы вернуться к советской системе агитации и пропаганды - говорить с народом с глазу на глаз. Нужны живые дискуссии, как мы это проводили в 1970-е годы, переходя из деревни в деревню, тогда будет какой-то толк. Для этого нужно готовить хороших лекторов, которые могли бы встречаться с населением на предприятиях и в организациях. Нужно возродить воспитательную работу в школах среди учеников и их родителей, как это было при советской власти.С уважением Анатолий Николаевич Головкин, город Тверь.
КОММЕНТАРИЙ #34355 29.09.2023 в 11:52.
Юрий Михайлович Поляков - один из немногих современных писателей, к кому можно прислушиваться и кому можно верить. С уважением Анатолий Николаевич Головкин, город Тверь.
КОММЕНТАРИЙ #34448 13.10.2023 в 15:58.
Один из мыслителей, кажется Петрарка, писал: "Нет ничего глупее, чем умереть богатым". С уважением Анатолий Головкин, Тверь.
Свидетельство о публикации №223072501007