Культура, которую мы выжгли каленым железом

Чем советские артисты отличаются от нынешних, раздетых догола в моральном и духовном плане так называемых звезд мыльных опер и сомнительных спектаклей.

Посмотрел я тут давеча передачу с Атосом — Смеховым.
И появились вот такие мысли.
Сегодня многие говорят не надо воспоминать прошлое, оно тормозит твое развитие.
Знаете кто говорит? Тот для кого сегодня удобнее ловить рыбку в мутной воде .
Почему в мутной?
Сейчас объясню.

Очень часто ты развиваешься именно сравнивая, что было и что есть, и тем самым планируешь свое будущее.
Без оценки прошлого невозможно построить будущее.
Прошлое это и успехи и ошибки и только правильно их сочетание дадут тебе нужные мысли в возможности будущего успеха.
Сегодня есть, и их достаточно много, кто мне говорит, вы жили в полном дерьме, а дерьмо как не рассматривай дерьмом и останется.
Глупо переубеждать. Пчелы и мухи никогда не договорятся, потому как мед и навоз совершенно разные инстанции.
Я до глубины души уверен, что эти люди, как раз те самые мухи, что даже в цветке найдут фекалии, которыми этот цветок удобряется.

Да, в той передаче тоже звучали фразы и про бездушные парткомы и тупых советских чиновниках, и о зависти, и много другом.
Но Смехов как то очень тактично лавировал, и ты, даже понимая, что он тоже не одобрял полностью советскую систему все таки уживался в ней и достаточно успешно.
Так чем же советские артисты отличаются от нынешних раздетых до гола в моральном плане так называемых звезд.

Начну с того , что сегодня на продажу идет не творчество артиста , а его скандальная известность.
Мы без устали подогреваем свой интерес к тому кто сколько жен имел, кто сколько детей бросил, у кого какая любовница.
Именно через грязное белье мы отмечаем для себя того или иного актера, что бы потом пойти посмотреть его в фильме или спектакле, и конечно же плеваться по поводу бездарности.

Всем, например, по барабану творчество Михаила Ефремова, нам важнее посмотреть его в суде или в непотребном виде, и потом сказать дерьмо он, а не актер.
Недалекие бюргеры, часто ассоциируют личность и героя фильма как одного человека.
Плевали мы на то, как артист заставлял нас хохотать или плакать, если узнаем , что он бросил жену с ребенком.
Причем ему мы это не прощаем , а соседу запросто.

В принципе любой творческий человек всегда ненормален с общепринятой точки зрения.
И это абсолютно нормально. Он живет эмоциями и переживаниями более глубокими и качественно более сильными , чем алкаш у пивного ларька, рассказывающий о своей никчемной жизни, или накаченная губошлепка, стонущая в отсутствии мужика.

И тут я подхожу к главное идеи. Кто-нибудь из вас смотрел «Театральные встречи» тогда в СССР и сейчас?
Те кто смотрел наверняка замечали разницу в атмосфере этой передачи.
Сегодня это просто развлекаловка на потребу. В этих актерах нет чего-то того главного , что было у наших советских.
Взгляд, интонации, просто поведение. Они были совершенно другими как личности.
Ты верил каждому их слову и жесту. Они были частью твоей культуры.

И теперь о самом главном.
Культура .

Смехов рассказывал, как они ставили на Таганке «Мастера и Маргариту» и как Любимов требовал от него правды творчества .
Он тогда сказал эпохальную фразу которая и привела меня ко всем этим размышлениям.

- Ты играешь как читатель, а не живешь как Воланд.

Если вдуматься в эту фразу, то многое встает на свои места в понимании сегодняшних бесплодных попытках передать характер того или иного персонажа .

Смехов гениально заметил , что именно когда он осознал глубину этой мысли , он совершенно по другому стал воспринимать зрительный зал.

— Для меня как человека и актера это было чудовищно, но я смотрел в зал и видел его глазами Воланда. Мелкие никчемные людишки, которые пришли сюда только ради того, чтобы потом похвастаться, что были на Таганке…

Вот она суть перевоплощения. Не знаю, учат ли этому современных лицедеев, но советские актеры жили именно так.
Говорят их ограничивали и зажимали .
Но именно в этом и была квинт эссенция их неповторимости .
Они все время играли на грани, перейдя которую могли просто уйти в творческое небытие.
И это придавало их творчеству тот неповторимый надрыв и недосказанность.

В одном из сериалов вместе с нынешними лицедеями играла наша Каменская - Яковлева.
Был эпизод в серии, когда она произнесла супер эмоциональный монолог на пару минут не сказав ни слова.
Только мимика, взгляд, жесты...
Это было нечто, когда даже я спокойный человек, вдруг ощутил всю бездонную глубину отличия советской школы актерского мастерства.

Что же пропало сегодня?
Ушли корифеи , которые передавали свои знания и навыки молодым .
Этуш, например, выгнал треть первого курса, только за то, что они стеснялись ( по его словам ) своих ролей и от этого выглядели неубедительно.

И вот всем дали свободу, развели великое множество театров и начали ставить классику в понимании Шарикова и обиженного маргинала.
И культура актера и зрителя сразу же упала ниже плинтуса.

Не может творчество отвечать ежеминутным потребностям общества .
Оно тогда превращается в пошлейшее слово Попкультура.

Даже в мое время невозможно было просто купить билет и смотреть фильмы Тарковского. Ты должен был настроиться на его творчество, и только тогда тебе открывалось то, что называется словом интуитивное понимание.
Ну это как симфонический концерт и кричалки Бузовой.
Тут даже сравнивать невозможно . Ну это как зерноуборочный комбайн и тоже комбайн, но кухонный.
Определяющее слово одно и то же, а суть совершенно другая.

Мы тогда ничего не знали о личной жизни наших кумиров и как показывает практика это было абсолютно правильно.
Зачем мне было знать , что Даль был запойным и что Олег Ефремов прямо в ресторане на его свадьбе имел секс с его невестой.
Зачем мне вся эта грязь, которую сегодня с удовольствием нам скармливают каждый день.
Это была их личная жизнь и личные трагедии, в которых нам не было места.

Их творчество говорило само за себя.
Нас же не волнует что думает канарейка в клетке, мы просто наслаждаемся ее пением.

Скажете жизнь в клетке это безумие. А без нее?
Не мы ли сегодня хлебнули по полной программе свободы творчества и всех грязных мыслей, которые на нас ушатом вылили в надежде быть в тренде и мейнстриме.

Можно много и долго приводить примеры и говорить что раньше была культура, а сегодня это площадное лицедейство на потребу подвыпившей публике.


Рецензии