Глава 034. Гайдн. Концерт для трубы

Йозеф Гайдн
Концерт для трубы с оркестром ми-бемоль мажор
Лондонский филармонический оркестр
Морис Андре (труба)
Хесус Лопес-Кобос (дирижер)

Maxilena: В очередной раз кланяюсь нашему сайту и всем друзьям, у которых я учусь вот уже столько лет! Это если не высшее, то уж точно среднее образование для любителя музыки! Я тут (с большим трудом себя сподвигнув) начала смотреть «Игру в кальмара» и, конечно же, сразу зацепилась за фразу из концерта для трубы. И нашла! Вот этот концерт Гайдна, и он просто прелестный! Вот так среди пепла, в никчемном сериале на выходных — да и найдешь свой алмаз. Всех люблю!

karapyzik: «Концерт написан в 1796 году для Антона Вайдингера — австрийского трубача и изобретателя трубы с клапанным механизмом, которая в отличие от ранее существовавших обычных труб позволяла использовать хроматический звукоряд.
Эксперимент Антона Вайдингера не прижился — трубы с клапанным механизмом были вытеснены инструментами с вентильным механизмом и, таким образом, концерт Гайдна, наряду с концертом Гуммеля является редким примером из числа произведений, написанных специально для этого раритетного инструмента»

steinberg:  Все лучшее в музыке написано для трубы ин Бэ.

Mikhail_Kollontay: Вот как раз некоторые пижоны считают, что настоящая труба — До.

precipitato: Я бы для них писал, если бы они были в ходу. Очень напрягает, что труба только бэйная, в отличие от кларнета. Попадаем в ля-минор — и изволь в доминанте ля-диез писать, неправильно как-то выглядит.

Andrew_Popoff: Я в таких случаях записываю си-бемоль. А тоника — до-бемоль. Вообще, не обязательно для трубы соблюдать правила записи. А для арфы, например, часто невозможно. Там же диез — педаль кверху, бемоль — педаль книзу, никаких вариантов.

precipitato: Для арфы понятное дело. Но писать в до-бемоль миноре у меня рука не поднимается. Пишу ля-диез, играют нормально, это не проблема. Я исключительно про запись говорю.

Mikhail_Kollontay: Тоже вот кларнет в До — замечательная вещь, жаль, что их нет. Говорят, сто лет назад были, причем рыжего какого-то цвета. Мне старики говорили, может, и неправда, не знаю. В клязмерах использовались, по их словам.

precipitato: Никогда про них не слышал даже.

Opus88: Возвращаются кларнеты в До после незаслуженного забвения во второй половине прошлого века!
Для кларнета в До очень много оригинальной симфонической музыки написано и Штраусом, и Листом, и Бизе, и Римским-Корсаковым, и Бетховеном особенно!
У кларнета в До свой уникальный тембр — более звонкий, чем у традиционного си-бемольного. И не такой пронзительный как у ми-бемольного, но все же выделяющийся в оркестре. И в этом, как я понимаю, и есть основная идея его использования, как, например, в Пятой симфонии Бетховена.
Исторически, когда француская система стала вытеснять немецкую, чисто по соображениям простоты и утилитарности эпохи индустриального капитализма кларнет в До был незаслуженно забыт. (Каждая тональность кларнета требует индивидуального акустического дизайна)
К слову и Буффе и Селмер всегда выпускали кларнет в До, но цена была значительной (особенно для 4-го/5-го кларнета в инструментарии оркестрального кларнетиста).
А сейчас — уже проще, есть хотя бы хорошие эбонитовые, весьма доступные и хорошо звучащие (и строящие) кларнеты в До.
Так что, уважаемые композиторы — пишите и требуйте исполнения для кларнетов в До (и других разных кларнетов)!
В оркестральной музыке тоже, хочется надеяться, будет все больше правильного исполнения, как оно и задумывалось, кларнетами в До.
А про «рыжего какого-то цвета» — в далекие времена натуральное дерево (из семейства дальбергии в основном) использовалось, не крашеное. Красивое!
И для клязмера — скорее кларнет в Соль (который в Турции и Греции любят) самый подходящий будет. Этот кларнет как раз в основном в немецкой системе и производится, которую многие по традиции используют в клязмере.

Mikhail_Kollontay: Очень благодарен за содержательный комментарий. Может, теперь уже и есть, да, конечно, и есть, но а) как-то не верится, что и в России, б) четверть века лет назад проверял в последний пока раз, и не было. Композиторы вечно куда-то упираются, то им стеклянную гармонику, то контрабасовый тромбон (Гергиев сказал, что и то, и другое у них в оркестре появилось), то разновидности кларнета, даже такие очевидные, как бассетгорн, то моцартовский полубасовый, то контрабасовый и т. д., не напасешься, в общем.

precipitato: Совершенно не понимаю, зачем мне, например, могут понадобиться все эти редкости в оркестре.

Mikhail_Kollontay: Мне тоже мало, но все же бывает. Главное, что если бы оно было реально и стандартно, брали бы мы и не задумывались. Мне именно кларнетов — разновидностей — всегда не хватает, бассетгорнов, собственно говоря.


Рецензии