Наколенный блокнот

     В полёт обычно лётчик берёт с собой карту, наколенный планшет и ещё «особый» блокнот, который называли наколенным, поскольку держали его обычно в кармане брюк лётного комбинезона. По крайней мере, так было у истребителей авиации ПВО. В этом блокноте сжато записаны Особые случаи, основные ТТД самолёта и краткое описание систем самолёта. Особые случаи можно было прочитать при острой необходимости в полёте, ну и всё содержимое блокнота всегда можно было почитать для освежения памяти. Этот блокнот старались не сильно «афишировать», поскольку там были и формально секретные данные.

     Блокнот этот обычно писали при переучивании на новый тип самолёта. Само написание блокнота уже хорошо закрепляло знание самолёта. Блокнот очень себя оправдывал и был хорошим подспорьем. Когда переучивались на Су-27 в Саваслейке, то сразу в этот же день после лекции на самоподготовке конспектировали, можно сказать, содержимое лекции в блокнот. Потом его содержимое перечитывали вечером в гостинице. И ещё раз знакомились перед зачётом. При такой системе на самом зачёте не было проблем, - в памяти всегда находился нужный ответ.

     Блокнот на полётах всегда был в кармане комбеза, под рукой. Только возникал какой вопрос по ТТД или особому случаю, сразу можно было и уточнить. Не знаю статистики по реальному пользованию блокнотом при Особых случаях в полёте, но сознание того, что у тебя есть «особый случай» всегда в полёте под рукой имело огромное значение. И знание Особых случаев, ТТД и систем самолёта поддерживалось наличием такого блокнота на хорошем уровне. К блокноту частенько обращались даже где-нибудь в курилке. Часто можно было видеть на полётах, как кто-нибудь из лётчиков сидит, уткнувшись в потрёпанного вида блокнот.

     До сих пор сохранился у меня этот блокнот.

- на фото: - наколенный блокнот.

22.07.2023 – Севастополь.


Рецензии