В поисках Беловодья

В древнерусском предании особое место занимает рассказ о стране Беловодье. Наш прославленный мыслитель, художник, путешественник Н.К. Рерих накануне Центрально-Азиатской экспедиции на поиски Шамбалы записал в своем дневнике 1923 г.: «…А затем возьми путь через самый Ергор*, к самой снежной стране, а за самыми высокими горами будет священная долина. Там оно и есть, самое Беловодье... В далёких странах, за великими озёрами, за горами высокими, там находится священное место, где процветает справедливость. Там живёт Высшее знание и Высшая мудрость на спасение всего будущего человечества. Зовётся это место Беловодье. <...> Много народу шло в Беловодье. Наши деды <...> тоже ходили. Пропадали три года и дошли до святого места. Только не было им позволено остаться там, и пришлось вернуться. Много чудес они говорили об этом месте. А ещё больше чудес не позволено им было сказать». Не только Шамбалу, но и русское Беловодье намеревался отыскать великий Рерих.
______________________
* Согласно преданиям староверов, Ергор — это высокие заснеженные горы, находящиеся посредине плоскогорья Чантанг. За этими горами лежит священная долина, подогреваемая тёплыми подземными водами так, что даже суровой зимой в долине тепло. Эту страну и называют Беловодьем.

Существование реального, а не сказочного Беловодья в русском народе сомнению не подвергалось. Его искали либо в Северной, либо в Восточной Сибири, потом поиски переместились на юг — на Алтай. Потом искатели пошли за Сибирь, в Китай.

Беловодье во многом определило характер освоения россиянами бескрайних просторов Азии. Если европейские народы искали в чужих краях золото и славу, то русские шли в Сибирь в поисках воли и справедливости, которые и олицетворяло Беловодье. Если европейцам для покорения других народов как минимум необходимы были первоначальный подвоз государством или владельцами капиталов к исходному пункту колонизации, то в Сибирь люди шли самостоятельно, на свой страх и риск и зачастую вопреки воле государства — они бежали туда от государства и крепостников. Именно последнее уже в XVIII в. привело к тому, что Сибирь со всеми проживавшими там народами не стала колонией России, не стала просто частью русского мiра, но оказалась истинной и исконной частью русского мiра, его сокровенным нутром, в то время как европейская Россия монархов и аристократии с фрондирующей при них интеллигенцией всегда была и остаётся по сей день чужеродным приложением к настоящему русскому мiру. Скажу жёстче: даже А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, П.И. Мельников-Печерский или Ф.М. Достоевский с их дворянскими, сторонними представлениями о России и жизни русского народа имеют гораздо меньшее отношение к настоящему русскому народному мiру, чем любой старовер, скрывающийся от чужих людей в глухих таёжных дебрях Сибири.

Беловодье приобрело особую роль в судьбе нашего народа со времён никоновских реформ XVII в. и изуверств приспешников царя Алексея Михайловича, которые творила высшая власть над мучениками, отказывавшимися признавать обновленческую церковь. Спасаясь от преследований, раскольники целыми сёлами бежали в Сибирь. С того времени там процветал культ Беловодья, пользовавшегося особой любовью беглецов.

Начиная с 1840 г. староверы совершили несколько экспедиций в поисках страны, где «царствует всеобщее счастье, справедливость, благоденствие и равенство, люди не болеют, а зерно родится само». Шли они все через Горный Алтай. В пути с ними встречались, а затем о них написали П.М. Пржевальский, П.К. Козлов, Г.Е. Грум-Гржимайло и др.

Однако самую знаменитую экспедицию удалось организовать лишь Н.К. Рериху. В дни Октябрьской революции он с женой и сыновьями жил в Финляндии, оттуда перебрался в США. Там Рерихи сблизились с богатым брокером Л. Хоршем, который признал Николая Константиновича своим гуру, оплатил все его долги и согласился финансировать великую Центрально-Азиатскую экспедицию. При поддержке американца Рерихи перебрались жить в Индию.

Экспедиция длилась целых 6 лет, с 1923 по 1928 г. В октябре 1925 г., когда уже были пройдены тысячи километров тяжкого пути в Гималаях и пустыне Такламакан, путешественники пришли в округ Синьцзян на севере охваченного гражданской смутой Китая. Там они оказались на положении пленников у местных чиновников. Рериху удалось связаться с советским консулом, через которого экспедиция получила разрешение на въезд в соседний с Синьцзяном СССР. 29 мая 1926 г. Рерихи перешли советскую границу в районе озера Зайсан. 13 июня они уже были в Москве, где их приняли наркомы Г.В. Чичерин и А.В. Луначарский…

И вот тут начинается шарлатанство наших современных конспирологов, распространяющих сплетню, будто Рерихи задумали секретную от большевиков экспедицию в Горный Алтай с целью найти там путь в Беловодье. Зачем Рериху надо было засекречивать путешествие, которому Советы способствовали всеми силами, объяснить конспирологи не могут.

22 июля 1926 г. Рерихи поездом выехал из Москвы в Омск, далее они проследовали в Новосибирск. Согласно маршруту их ожидали Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ, далее Монголия. Путешественники спешили, в каждом городе они задерживались лишь на сутки. Исключение составлял Новосибирск. Туда Рерихи прибыли 26 июля 1926 г., а в Красноярск отбыли только 3 сентября.

Они действительно сделали большой крюк и посетили Горный Алтай, чтобы увидеть гору Белуху — родную сестру тибетской горы Кайлас. Путешествие это Рерих описал в путевом дневнике: «Эта строительная хозяйственность — нетронутые недра.., травы выше всадника, лес, скотоводство, гремящие реки, зовущие к электрификации, — всё это придаёт Алтаю незабываемое значение».

Рерихи направлялись к староверческому поселению Верхний Уймон (Блаженная земля). В течение веков там был перевалочный пункт для искателей Беловодья, направлявшихся в Китай. Верхний Уймон стал конечным пунктом поездки Рерихов по Алтаю. Путешественники жили там с 7 по 20 августа 1926 г. Оттуда художник совершал конные поездки по окрестностям, в частности, и к горе Белухе. Верхне-Уймонскую долину Николай Константинович признал «сердцем Беловодья». В дневнике он записал о местной речке: «В области Ак-кема следы радиоактивности. Вода в Ак-кеме молочно-белая. Чистое беловодье. Через Ак-кем проходит пятидесятая широта».

Написанные Рерихом в 1936 г. «Буддийские пещеры. Кырлык» иногда называют изображением найденного художником в Канской степи по дороге в Верхний Уймон прохода в Белозерье или даже в Шамбалу. По их поводу Николай Константинович отметил: ««…в Кырлыке могут находиться выходы из Трансазиатских подземелий... В скалах, стоящих над Кырлыком, чернеют входы в пещеры. Идут пещеры глубоко, конца им не нашли». 20 августа 1926 г. Рерихи продолжили Центрально-Азиатскую экспедицию.

Поиски Беловодья продолжаются. И хотя повсеместно пишут, что последняя такая экспедиция состоялась в 1966 г., скорее всего это устаревшие сведения.


Рецензии
Немного добавлю.

Бывал я на Алтае в тех местах, и вдоль Аккема ходил до самой Белухи. Разных легенд много, но они конечно все надуманные, как и Канская пещера, которая совсем неглубокая и никуда не ведёт, это тоже легенда местных алтайцев...
Так что и Беловодье, (в долине Аккема), в которое до сих пор идут страждущие за чудесами и исцелением, это конечно тоже легенда и не более.
Но сама Белуха конечно стоит того, чтобы на неё посмотреть поближе, особенно красивый вид на неё с перевала Кара-Тюрек, если с погодой повезёт...
И гору Белуху наверно можно назвать чудом света, она того стоит!

Игорь Горев   17.12.2023 18:29     Заявить о нарушении