Андрей Макаревич. Свеча. Комментарий

Am           G           C     E7

Бывают дни, когда опустишь руки,
Dm7            Dm7/G  G7     C    Hm7 E7
И нет ни слов, ни музыки, ни сил.

Am        G                C     E7

В такие дни я был с собой в разлуке

Dm7      G7             C

И никого помочь мне не просил.

Обусловленная, воплощённая в теле душа тяжко страдает. Этот мир создан специально для страданий. Сам Бог в Бхагавад Гите называет это мир временным и полным страданий. (Б.Г.8.15, 9.32-33.) Бог создал этот материальный мир для того, чтобы дживы, живые существа, души, которые отказались жить в своём естественном состоянии в служении Богу, могли осуществить свои похотливые желания, и Он же, Бог, создал страдания в этом мире, чтобы заблудшие души могли разочароваться в материальных наслаждениях. (любое стремление к наслаждению, не направленное на то, чтобы Бог был доволен, является материальным. Любое действие, направленное на удовлетворение Бога, является духовным и даёт духовное наслаждение, духовное счастье.) Макаревич впал в уныние, нет вдохновения, этот момент он называет быть с собой в разлуке. Когда есть вдохновение, свыше даются песни- это творческое состояние, в ладу с собой. Любое вдохновение, любой талант, даются Богом изнутри из сердца, от Параматмы, Верховной души, пребывающей в сердце. В Упанишадах есть пример двух птиц, сидящих на одном дереве материального тела, пример души и Сверхдуши. (Б.Г.2.20-22.) Многие певцы, художники, музыканты - необыкновенные люди, они ищут Бога ищут высший смысл жизни. Такие люди вполне возможно в прошлой жизни были на райских планетах, могли быть гандхарвами, небесными певцами, постоянно прославляющими Бога. А в позапрошлой жизни могли быть людьми , занимающимися духовной практикой, идущими по пути йоги. После райских планет такие души снова падают на землю, (рождаются на земле), и им даётся шанс продолжать духовное развитие. (Б.Г.6.37-45.)


Когда приходят страдания не надо никого просить о помощи, следует просить о помощи только Бога. (Б.Г.7.15-18). Он Один может помочь. Бог заботится о Своём преданном слуге и посылает ему аскезу, чтобы напомнить о себе. (Ш.Б.1.8.23-27). Макаревич в страданиях начинает задумываться и вспоминать о Боге.




Gm        A7        Dm Dm/C

И я хотел идти куда попало,

Bb               E7          Am Am/H Am/C

Закрыть свой дом и не найти ключа.

A/C# Dm7         G7         C    A9-

Но верил я: не все еще пропало,

Dm7             G7          C  A9-

Пока не меркнет свет, пока горит свеча.

Dm7         G7         C    A9-

Но верил я: не все еще пропало,

Dm7             G7          C

Пока не меркнет свет, пока горит свеча.



Майа, иллюзорная энергия Бога действует на всех, в том числе и на преданных. Но преданный Господа, бхакта находится под защитой Кришны, Бога. (Б.Г.6.37-45, 7.13-14, 9.13, 9.30-34)


Вера в Бога - это и есть тот спасительный огонь, который нужно беречь. В Ведах говорится: "Огонь духовного знания сжигает в сердце йога всё нечистое." "Как пылающий огонь превращает дрова в пепел, так огонь знания сжигает дотла все последствия материальной деятельности." (Б.Г.4.34-35). Кришна говорит в Бхагавад Гите: "Смело заявляй всему миру, что Мой бхакта никогда не погибнет." (Б.Г.9.31.) Ничего не пропало, ни одно духовное стремление и служение Богу не пропадёт даром. "Идущий по этому пути не знает потерь. Даже небольшое продвижение на этом пути защитит от величайшей опасности." (Б.Г.2.40.) Важно сберечь этот духовный огонь в сердце, этот росток бхакти, преданности Богу.




Проигрыш: Em7 | Dm7 | G  E7 | Am Am/G

          Dm7 | G  G/F | E7 | Am E7 | Am




И спеть меня никто не мог заставить,

Молчание - начало всех начал,

Но если песней плечи мне расправить,

Как трудно будет сделать так, чтоб я молчал.



Вдохновение идет от души, из сердца, от Параматмы (Бога, пребывающего в сердце парама - высший, атма - душа), искуственно его не вызвать, нужно войти в состояние медитации сосредоточения на внутреннем Я, на Сверхдуше. Для этого необходимо молчание, сосредоточение. Тогда Бог, пребывающий в сердце даёт знание изнутри из сердца, и человек может проповедовать или петь. (Б.Г.10.10-11.) Тогда расправляются плечи, крылья человека, исчезает тьма невежества, говорят, что человек рождён для высокой цели, как птица для полёта, для духовного полёта. Когда человек сутулится, его грудная клетка сжата, это также влияет на его сознание. Человек должен распрямиться, раскрыть своё сердце навстречу людям. Бхакта, преданный Бога не может не проповедовать, это духовное знание предназначено, чтобы нести его другим, как лекарство от смертельной болезни, держать его при себе и не дать другим - это преступно. Иисус говорит: "Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы, и никто, зажегши свечу, не ставит её под сосуд, но ставит её на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца Вашего Небесного." Свет предназначен, чтобы нести его людям.




И пусть сегодня дней осталось мало,

И выпал снег, и кровь не горяча,

Я в сотый раз опять начну сначала,

Пока не меркнет свет, пока горит свеча.

Я в сотый раз опять начну сначала,

Пока не меркнет свет, пока горит свеча.



Человеческая жизнь предназначена для духовного осознания, для осознания Бога. Нам отпущено ограниченное количество лет в этой жизни, отпущено судьбой, Богом. Никто не знает сколько мы проживём, каждый может умереть в любую секунду. Знает только Бог сколько каждому отпущено Им. Вайшнавский поэт сравнивает человеческую жизнь с каплей воды, дрожащей на листке лотоса, готовой упасть в любую секунду.  Поэтому необходимо ценить каждую секунду жизни. В Шримад Бхагаватам сказано: С каждым восходом и закатом солнце сокращает жизнь каждого, за исключением тех, кто все свое время посвящает обсуждению повествований о всеблагой Личности Бога. (Ш.Б.2.3.17) Ни одну прожитую секунду не вернуть и за тысячи золотых монет. Поэтому нужно ценить каждую секунду и посвящать своё отпущенное время жизни духовному осознанию. "Это тело - комок невежества, а чувства - тропинки, ведущие к смерти",- говорится в вайшнавской молитве (вайшнавы - последователи единобожия, высшей ведической религии, бхакти йоги (бхакти - любовь и преданность к Богу)). Тело стареет, разум к старости тоже слабеет, но преданным Господь даёт ясную память, ясную память о Боге и о духовных вопросах. В ведической традиции старики должны быть духовными учителями молодых. Все, кто имеет интерес, серьёзное стремление к Богу, много жизней шли к духовному осознанию, много жизней соприкасались с духовным знанием и потом, увлёкшись этим мерцающим материальным миром, отходили с духовного пути, падали. Отработав свою карму, вновь получали возможность узнать о Боге. Ни одно усилие на духовном пути не пропадёт даром, духовные плоды вечны, они не кончаются, как материальные плоды с телом. Духовные плоды остаются с нашей душой навечно. Христос говорил: "Копите богатство на небесах, где ни моль ни ржа не истребляет, и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где богатство ваше, там будет и сердце ваше." Если человек упал, надо усилием воли вставать и идти дальше, в сотый раз упал - в сотый раз вставать и идти дальше. Это называется решимость в достижении духовной цели. "Находящиеся на этом пути тверды в своих намерениях и преследуют только одну цель. О сын Куру, многоветвист разум тех, кто нерешительны (не идёт по духовному пути)." (Б.Г.2.41.) Огонь духовного стремления горит в сердце йога и заставляет его несмотря на все препятствия, которые устраивает майа, иллюзорная энергия Бога, идти дальше к духовной цели, к постижению Бога. "После многих рождений и смертей, тот, кто обрёл истинное духовное знание предаётся (вручает себя) Мне, познав Меня, как причину всех причин и всего, что есть. Но такая великая душа (маха атма) встречается очень редко." (Б.Г.7.19.) "И когда йог с искренним усердием стремится ко всё большему совершенству, очистившись от всякой скверны, он, в конце концов, после многих и многих жизней, заполненных занятиями йогой, достигнет высшей цели." (Б.Г.6.45.) Парам гатим - высшее назначение, высшая цель, высшее место, куда мы должны прийти. Йога - это не индийская гимнастика, это воссоединение со Всевышним, путь восстановления наших утраченных взаимоотношений с Богом.


Рецензии