Кёнигсберг X - план или трущоба

 
 


Вы, вероятно, замечали на некоторых улицах в Калининграде, построенных в наше время, что там что-то не то. И ведь материалы используются современные, дорогие, но… не то... не то, как приблизительно говорил Паниковский о Бендере и добавлял: но… осёл! А что мы видим? Один дом – с острой крышей, но с маленькими окнами, с глухим  закрытым забором (от кого?), другой – с большими окнами, но с плоской крышей как у бунгало, какой-то пёстренький,  с вычурным забором, сложенным из булыжника…
 
Мальчики, бунгало – это не наш метод! Строить улицы, например посёлков,  следует, придерживаясь плана и единого стиля.
 
Почему же такое происходит? Ответ не сложно дать. Это происходит потому, что каждый владелец строит по своему проекту, точнее сказать, не по проекту подчинённому стилю и плану улицы.
 
Ведь что такое трущобы? Откуда они берутся?
Можно дать много признаков определения трущобы. Но в чём же её суть?
 
– Главный признак трущобы – это, то, что каждый строит дом по своему усмотрению, в соответствии со своими вкусами и возможностями, не считаясь ни с общим планом, ни со стилем.
 
Да, у человека может быть идея жилища. Но всегда ли она совершенна? Мало быть архитектором и говорить, что у вас есть такая-то архитектурная идея дома. Надо чтобы все идеи были подчинены общей идее и стилю города, органично входили в них.
 
А идея нашего города Калининграда-Кёнигсберга – это прекрасные здания из разнообразного крепкого красного кирпича, часто фигурного,  выбираемого для реализации конкретного здания, забора по размеру и форме. Следует заметить, что у нас в Кёнигсграде заборы часто представляют собой произведения искусства и подлежат государственной охране. Это высокие, в основном черепичные, острые крыши, правда не всегда.
 
Это оштукатуренные дома, с крепкой известковой штукатуркой с уникальной фактурой в виде волнистых полосок или нарочитых ря’бинок, искусно сделанных тёркой мастера, всегда ровной штукатуркой.
 
Это дома, имеющие рельефные всевозможные украшения, оконные проёмы в виде арок, полуарок, часто готически вытянутые: здесь надо смотреть конкретные образцы. Это скульптурные рельефы и, наконец, сама скульптура, выполненная из соответствующего бетона: вовсе не требуется грызть гранит.

Вообще, скульптурная бедность зданий ужасает. Ну что стоит украсить вверху фасад дома на Верхнем озере, рядом с Телестудией, статуэткой Святого нашего Адальберта. Или кающиеся грешницы на фасаде нового дома. Не следует забывать и о  русских  святых. Наконец, взять сюжеты из мифологии или из современной жизни. Скульптура может быть иногда выполнена в современной стилизации, если вспомнить Кёнигсбергских скульпторов.
 
Предместья Кёнигсберга – это штукатурка серого цвета, пусть даже не всегда украшенная рельефом и скульптурой, высокие красные черепичные крыши, утопающие в плодовых, баярковых деревьях, имеющие рядом ель, сосну, дуб липу. Последние высаживались аллеями. Предместья и сам город – это аккуратные ограждения палисадников,  все в одном привлекательном стиле. Чувствовался стандарт и порядок. И это гораздо приятнее, чем идти по пёстрому новоделу в стиле, так называемого ЛГБТ, напоминающему пёструю мусорную кучу.
 
Трущоб у нас понастроили при подъезде к Зеленоградску, к перекрёстку на повороте на Сосновку. Слушайте, зайдите в любое ТСЖ!
 
Можно сколько угодно смеяться над тем, что немцы принимают законы о том, какие должны быть дома и крыши по высоте, цвету и т. п., но как раз они-то и правы, и если мы не будем работать в этом направлении, то будем жить в трущобах.

Все дела делаются по плану. Едва высунув нос из под одеяла, вы начинаете планировать день. Смешно слышать: нужен ли нам Госплан? Да, и даже два, и даже если Госплан планирует всё вплоть до шурупов. Что в этом плохого? Это в конце советского периода можно было слышать: планируют всё до каждого шурупа. Или ещё такое: уже больше не надо угля, предприятия уже не хотят угля, а они всё план выполняют, дают уголь. –  Да работать вы не хотите! Если план есть – его надо выполнить! Конечно, никто не застрахован от коррекции. Кстати, англосаксы всегда доводят свои планы до завершения...
 
Однако я хочу говорить об «архитектуре». 
 
Как надо действовать? Например, строиться посёлок. Делаем план местности: проводим достаточной ширины дороги, не обязательно тупо прямые. Планируем место для храма, спортплощадки, место зданий для общественного собрания и библиотеки, службы и магазины, все либо с высокими черепичными крышами, либо стекло и бетон в современном стиле. Планируем насаждения. Предусматриваем скульптуру и парки. Можно даже учитывать пожелания будущих жильцов в строительстве, не изменяющие общий стиль и план. В соответствии с планом прокладываем коммуникации и начинаем строительство. Следует создавать дорожные развязки кругового и овально-продолговатого типа с сохранением в них высоких деревьев, с созданием в них дорожек, как на проспекте им. полководца М. И. Кутузова. К таким развязкам можно подводить дороги радиально и иначе и т. п.
Не забываем о симметрии...
 
Это верный путь избежать возникновения трущоб.


 


Рецензии