Волчий обрыв

В горах темнота наступает быстро, а с ней и холод. У небольшого костра сидел седобородый старец в поношенной черкеске, а на поясе красовался огромный кинжал в потертых ножнах. Старик-чеченец рассказывал детишкам разные истории.
— Дедушка, а почему у нас всегда прославляют волка,— спросил один из внуков у старого чеберлоевца.
Старик внимательно и глубоким взглядом посмотрел на ребенка, а затем и на остальных детей. Затем он повернулся в сторону гор, и спустя некоторые время, поведал легенду из своего детства, тоже рассказанную ему его дедом. 
«В суровых горах Чеберлоя непросто  жилось. Эти места являлись границей нашей родины, а люди, живущие здесь — дозором Нохчийчоь. Приходилось преодолевать немало трудностей, особенно когда наступали войны и холода. Жители здешних краев ладили с волками, делились с добычей и едой. Но в один год пришла дождливая осенью и лютая зима. Никто на охоту выходит не хотел, а урожай и домашний скот начал сокращаться.
Однажды ночью жителей Чеберлоя разбудил жалобный вой, доносившийся с высоты горных гряд. Это были волки, которые от голода и холода вышли из своих нор. Два дня выли волки, а на третий  день после рассвета, хищники уже  рычали, делая необычные круговороты. Никто особого внимания на это не обратил, но ночью дикий шум и лай собак оглушил котловину.
Волки начали нападать на овчарники: их жертвами становились домашние животные. Конечно, люди не стали это терпеть и устраивали засады. Однажды при свете зимней луны из-за бугра появился мощнотелый зверь. Это был вожак, направлявшийся к хлеву под каменным домом. Зайдя туда, волк набросился на самую жирную овцу, и потащил ее к выходу. Именно этого ждали те, кто затаился: зверю некуда было деться в закрытом помещении, но вожака не так-то просто поймать.
Волк понял, что оказался в ловушке; крепкими зубами он держал жалобно  блеющую овцу; глаза волка светились необычным светом, и он отражался на лицах горцев.
Вожак сделал несколько шагов назад и стрелой совершил прыжок отчаяния  в проем, через который подавали сена животным. От неожиданности все отпрянули, зверь выпрыгнул вместе с бараном.
Все побежали за ним, удалось загнать  его к обрыву. Вожак гордо стоял на краю кручи, пятясь назад и не выпуская из виду, приближающуюся толпу. В глазах не тени страха, а лишь храбрость и сила. Медленно и плотными рядами люди шли к нему. Волк повернулся к обрыву и молча  кинулся вниз в темноту.
Утром собрались жители селений Чеберлоя. Среди них был старый мудрец Амак. Он велел поднять мертвого волка из глубины каньона. Зверь лежал на острых камнях, а вместе с ним и его добыча, которую он не выпустил даже умирая.
— Неспроста волки начали нападать,— чеканным голосом сказал Амак собравшимся. — Голод толкнул их на это. Зверь не ради себя старался, а для своей стаи, семьи. Мы тоже виноваты, потому что не делились… Поступок волка — настоящий пример мужества и самопожертвования ради близких.
Сход молчал и слушал чеченского мудреца.
— Тушу барана отнесите к  логову, вожака похороните на вершине горы.
Самому молодому поручили отнести овцу к волчей норе. Когда юноша приблизился, то услышал раздирающий вой волчицы и щенят. Они оплакивали своего кормильца».
Старец закончил свой рассказ. Он задумчиво погладил седую бороду и молвил, обращаясь к детям.
— Вот поэтому чеченцы, быть может, уважают волков.


P.S. Если в Норвегии есть «Язык тролля», то в Чечне есть свой  «Волчий обрыв». Фотографии сделаны на краю выступа скалы Чеберлоевского каньона у с. Хой.


Рецензии