антисоветское востание 1918 года
Чтобы обеспечить восставших оружием, была предпринята попытка захватить пароход «Витязь», шедший с грузом оружия в Касимов. Было намечено три точки перехвата: Терехово, Тырново, Дубровка. К засаде под Тереховом были привлечены дезертиры, скрывавшиеся в лесу. Но с парохода открыли пулеметный огонь, и мятежники не решились идти на захват. Не удалось захватить оружие и в остальных точках. Проблема оружия стала для повстанцев главной. В середине 1918 года был арестован и осужден ревтрибуналом председатель Желудевского сельского совета, который собирал оружие для восстания, и хранил его в подвале под церковью. .
Из Рязани в Шилово и Чучково был направлен бронепоезд. Чтобы предотвратить его прохождение, мосоловские мужики хотели разобрать железнодорожный путь от Шилова до Чучкова, но из-за несогласованности в действиях опоздали: бронепоезд уже был в Шилове. После непродолжительных боев мятеж был подавлен. Прапорщик Козловский был схвачен и расстрелян в Шилове. Мосоловский священник Любомиров Владимир Иринархович был арестован и этапирован в 1919 году из Рязанской губернской ЧК в Рязанский Концлагерь. Где и погиб в заключении в 1919 году. Его сын, один из руководителей восстания полковник Любомиров Николай Владимирович, по сведениям краеведов "чудом избежал расстрела" и сумел эмигрировать.
Вот как рассказывает о ходе восстания в с.Тимошкино его участник и очевидец Мартишов Григорий Андреевич в записях составленных 28 апреля 1986 года для Тимошкинской Школы. Бережно сохранённые школой, оцифрованные патриотом родного села Вячеславом Васкиным, переданные нам для исследования другом музея Сергеем Плющевым.
В конце сентября 1918 года лица, подлежащие мобилизации, были вызваны в с.Борок в Волисполком. Возвратясь в Тимошкино они по пути остановились у дома Митяева Семена Андреевича, завотделом управления Волисполкома. Взломали дверь у дома, перебили стекла окон, но Митяев скрылся и ночью ушел в Шилово. После погрома позвонили в колокол и собрали народ и провели собрание у здания сельсовета. Председатель собрания был Дмитриев Иван Степанович, а секретарем Дмитриев Павел Иванович. Составили протокол, изложили в нем отказ в неподчинении воинского приказа о мобилизации. Все мобилизуемые его подписали и передали сельсовету тов.Романову И.П.
На другой день к нам прискакал гонец, сообщил что из Шилово в Тимошкино, но на мотоцикле приехали военные- латыши. Наш командир роты Поликашин Ф. нам приказал бежать по задам и в селе бревнами перегородить дорогу и задержать разведку латышского отряда. Я с моим соседом Трачковым Григорием бежали низом по выгону и выбежали к зданию сельсовета и увидели у угла здания Дрынкина Андрея, он с колена прицеливался из винтовки в водителя мотоцикла. Мотоцикл напротив дома Фоломкина на улице делал разворот. Трачков Григорий крикнул: «Не стреляй!» и все же Дрынкин А. выстрелил и убил водителя. Тут же со всех сторон подбежал народ. Медведев Феодор их обезоружил – отнял наганы, и повел к сельсовету и стал их двоих допрашивать, но народ закричал: «Бей их!». Одного свалили с ног и стали топтать как попало. Второму Летнюхин Фрол шашкой нанес удар по руке, а Красулин Захар винтовкой нанес удар сзади, в тот момент когда солдат спасал себя, согнув шею, кинулся в гущу толпы и свалился наземь. К нему подбежал кулак Маркешкин Емельян и нанес ломом два удара по голове. Считая всех убитыми народ от них отступил и вдруг кулак по прозвищу «Телок» подошел к первому избитому красноармейцу закричал, что он живой. Пристал и потребовал от Летнюхина Ф. чтобы он шашкой отрубил ему голову. Он обнажил шашку и отдал ее ему сказал: «Руби сам». В это время, чувствуя опасность, красноармеец поднял голову, он лежал на животе лицом вниз, и с плачем заговорил: «Товарищи, я из Черниговской губернии, мобилизован. Дома у меня двое детей. За что вы меня убиваете? Я ни в чем не виноват. Простите меня.» Народ начал на него наседать с криком – чего вы его слушаете, бейте его. Медведев Феодор, его допрашивал, стал народ от него отгонять угрожая наганом. Лицо красноармейца неузнаваемое, сплющено, синее опухшее в ранах, покрытое спекшейся кровью смешанной с пылью земли. В это время подбежал к нему кулак Хромов Андрей – здоровенный мужчина, поднял ногу и ударом по голове урезал лицом о землю. Тот зарыдал и затих. Народ начал топтать его в ноговую. С противоположной стороны вышла с вилами женщина, подошла к застреленному красноармейцу и стала колоть вилами в его задницу. Женщину, чья она, никто не узнал и в последствии осталась она неузнаваемой..
Предчувствуя неприятное народ села на лошадях, забрав необходимое – одежду, продукты уехали в леса. Наша семья никуда не выезжала.
Как весь народ разошелся предсельсовета Романов Иван Петрович пришел на место происшествия вызвал медфельдшера Фоломкина. Обмыли и перевязали раны пострадавшим. Застреленного красноармейца на лошади отправили в Шилово. Тяжело избитого уложили в сельсовете, а третий с обрубленной рукой на мотоцикле уехал сам и при отъезде сказал т.Романову «Ждите». И как только доехал до Шилово латышский отряд, во главе командира Граса, обстрелял из орудия наше село. Оставшийся в сельсовете красноармеец, оправившись, к вечеру сам ушел в Шилово.
Рано утром со стороны села Желудево в наше село вошел латышский отряд под командованием Граса. Впереди шел броневик, постреливая из пулемета. По пути выгоняли всех мужчин в наш конец села. Дом Дрынкиных зажгли. Латыши вывели Кривашова Григория в поле. Командир отряда подошел к шеренге дал винтовку Рябкову Ефиму и приказал: «Стреляй». Рябков стрелять отказался, получив несколько плеух по щекам. Потом винтовку передал рядом стоявшему Овчинникову Григорию, тот с колена выстрелил и пробил грудь Кривашову, тот в испуге был уже мертв. Кровь не вышла. Всех остальных расстреляли в Шилове. Всего было расстреляно 9 человек из 12, а 3 сбежали, в том числе был расстрелян ни в чем невиновен, член партии Максимочкин Никита, рабочий Путиловского завода. Из Петрограда прибыл в отпуск. Грас обвинил его, что он не помог сельсовету в предотвращении, как член партии, сложившейся в селе опасной ситуации. От расстрела Дрыкины, Дмитриевы, Телок и др. скрылись. А на село наложили большую контрибуцию продуктами питания – пшено, мясо, мука и все это к вечеру было собрано и отправлено в Шилово и сдано отряду.
Восстание по всей рязанской области было плохо организовано, повстанцы вооружены чем попало. Основная масса участников выступлений, выплеснув свой гнев, расходилась по домам. Поэтому к 9.11.1918 основные очаги восстания были жестоко подавлены ликвидированы. По донесению рязанского губисполкома, «всего во время беспорядков расстреляно было человек 500… по допросам арестованных и по документам убитых установлены руководители — бывшие офицеры и «попы»… всего расстреляно 6 священнослужителей. Так было подавлено антисоветское восстание против произвола и насилия над личностью, защита многовекового уклада русского народа и веры. В наши дни мы как нельзя хорошо понимаем все те последствия, которые имела революция для России. Произошедшая децентрализация потеря Польши и Финляндии, а также мина замедленного действия разделение на республики приведшая после перестройки к Развалу СССР и современной конфронтацией с Украиной. Именно поэтому так важно помнить историю и не повторять её ошибок. Никогда не бывает хороших революций «за правое дело», потому что любой мятеж это кровь, слёзы , разруха и разорение, а потом многолетнее восстановление страны или её гибель.
Свидетельство о публикации №223072500285